uzluga.ru
добавить свой файл
1

Создание организационно- педагогических условий для духовно- нравственного развития и становления личности ребёнка в рамках реализации ФГОС.


Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и остается актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Разрабатывая программу духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников , мы опирались прежде всего на накопленный положительный опыт работы, определяющий основные точки роста и развития личности. Наиболее значимыми, по мнению коллектива, результатами за последние годы стали:

- создание благоприятной психологической атмосферы и комфортных условий для детей,

- повышение результативности деятельности педагогов и учащихся, работающих художественно- эстетическом направлении;

- успешное развитие здорового образа жизни через спортивно- массовые мероприятия, в которых участвуют педагогический и ученический коллективы

Хомутчанская средняя общеобразовательная школа была построена и сдана в эксплуатацию в 1989 году. Это трехэтажное здание с корпусом для производственного обучения, бассейном, гаражом и теплицей рассчитано на 600 ученических мест. На данный момент в школе создано 10 классов – комплектов, обучается 79 учащихся. Из них: 25 учащийся на I ступени обучения (начальная школа), 40 учащихся на II ступени обучения (основная школа), 14 учащихся на III ступени обучения (полная средняя школа). В школе есть группа продленного дня. Занятия проводятся в одну смену в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся 2-11 классов и в условиях пятидневной рабочей недели для учащихся 1 класса.

Школа гордится своими учениками. Особое чувство гордости вызывают наши выпускники – медалисты. За 20 лет работы средней школы медали получили 13 человек.

* * *

^ Пять человек были удостоены золотых медалей:

Польшина Татьяна Михайловна (выпуск - 1989г.)

Селихова Татьяна Николаевна (выпуск – 2006г.)

Селихова Ирина Николаевна (выпуск – 2007г.)

Показанникова Ирина Владимировна (выпуск – 2008г.)

Якшина Светлана Владимировна (выпуск – 2010г.)

* * *

^ Восемь выпускников удостоены серебряных медалей:

Устинова Людмила Николаевна (выпуск – 1988г.)

Проскурина Любовь Михайловна (выпуск – 1990г.)

Платонова Любовь Николаевна (выпуск – 1990г.)

Польшина Татьяна Викторовна (выпуск – 1990г.)

Беседина Наталья Михайловна (выпуск – 1990г.)

Черкасина Татьяна Викторовна (выпуск – 1991г.)

Истомина Наталья Ивановна (выпуск – 1991г.)

Якшина Наталья Владимировна (выпуск – 2006г.)

Многие из выпускников –медалистов, окончив высшие и средне-специальные учебные заведения, вернулись работать в родную школу, другие трудятся в различных отраслях народного хозяйства области и района.
^

Школа сегодня


Для ребят созданы все необходимые условия, как в плане обучения, так и в плане досуга и развлечений. И хотя с каждым годом в школу приходит все меньше и меньше ребятишек, жизнь школы от этого не останавливается. Ребята стараются хорошо учиться, помогают взрослым и пожилым людям, участвуют в культурной и спортивной жизни села.
^

. Результативность работы школы



Качество обученности учащихся составляет: 2010-2011 учебный год- 46,1%

Школа работает без второгодников и отсева.

Успеваемость составляет 100% в течение последних 10 лет.

  • Более 50 % выпускников поступают в ВУЗы

  • Уровень воспитанности учащихся: 90% учащихся положительно относятся к школе, 59% имеют высокую школьную мотивацию (по результатам анкетирования).

  • Около 10 призовых мест занимают ежегодно учащиеся школы в районных олимпиадах


Успехи школы:

На протяжении последних трех лет учащиеся школы приняли участие более чем в 50 конкурсах, акциях и фестивалях

Школа славится своими традициями, среди которых - система работы по патриотическому воспитанию по воспитанию на народных традициях, школьное самоуправление.

Клуб «Юный патриот», члены которого очень ответственные, преданные своей Родине, смелые, отзывчивые ребята, доказавшие вне школы звание юного патриота : ст. лейтенант А.Асташов, спасший ценой собственной жизни своего подопечного, Черкасин Сергей, Кожушков Дмитрий и многие военнослужащие , которые с честью несли свой гражданский и воинский долг

команда школы на протяжении многих лет становится победительницей в военно- спортивной игре «Зарница».


Совместно с сельским ДК на протяжении более 20 лет успешно функционирует краеведческий музей. В музее 15 экспозиций, отражающих историю села и страны. Имеется совет музея, постоянно действующая лекторская группа, члены которой регулярно проводят экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, выдающимися людьми города.

При разработке программы духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников учитывались результаты мониторинга, проведённого среди детей, который выявил следующую картину: воспитательная система школы, основанная на общечеловеческих ценностях, позволила не только интегрировать, но и соединить необходимые пути, средства и объемы воспитания. Эти ценности могут быть усвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи: идея согласования ценностей поколений, приобретения навыков осознанного выбора и понимания личной ответственности, идея оптимально организованной деятельности школьников. Обеспечение успешной социализации учащихся является одним из направлений реализации воспитательной системы школы.

На основе анализа можно сделать вывод, что наблюдается рост сформированности нравственной воспитанности личности учащихся



Уровни нравственной воспитанности личности

2009 – 2010 уч. год

2010 – 2011 уч. год

2011 – 2012

уч. год

Достаточная нравственная воспитанность

31

37

38

Неустойчивое, импульсивное поведение

48

52

52

Эгоистическая позиция

21

11

9




На основе анализа работы педколлектива по духовно-нравственному воспитанию можно сделать вывод о том, что, в шко­ле создана воспитывающая среда и положительный психолого-педагогический климат, являющиеся главным условием успешности воспитывающей деятельности. Коллектив школы добился оптимального охвата учащихся таким содержанием деятельности, ко­торое соответствует их интересам и потребностям, главное направле­ние деятельности педагогов - расширение культурного и нравствен­ного диапазона представлений и ценностей учащихся.

Анализ работы по реализации воспитательной системы показывает развитие потенциала учащихся в различных направлениях.


^ Сформированность коммуникативного потенциала личности учащихся



Уровни

2009 - 2010 уч. год

2010 – 2011 уч. год

2011 – 2012 уч. год

Высокий уровень

15

18

19

Выше среднего

30

32

32

Средний уровень

47

42

44

Ниже среднего

6

6

4

Низкий уровень

2

2

1






^ Сформированность социальной направленности личности учащихся



Направленности личности

2009 - 2010

уч. год

2010 – 2011

уч. год

2011 – 2012

уч. год

созидательная социальная направленность

12,7

14,2

17,5

коммуникативная социальная направленность

58,5

63,4

63,2

эгоистическая социальная направленность

28,8

24,4

19,3





^ Сформированность нравственной воспитанности личности учащихся



Уровни нравственной воспитанности личности

2009 - 2010

уч. год

2010 – 2011

уч. год

2011 – 2012

уч. год

Достаточная нравственная воспитанность

26

31

37

Неустойчивое, импульсивное поведение

46

48

52






Воспитательное пространство школы помогает учащимся лучше осознать себя как личность, оценить свои творческие способности, развивать их. Учащиеся открывают для себя мир, обучаясь в условиях гуманизации единой воспитательной среды.


Данные мониторинга позволяют выделить причины целесообразности продолжающегося обращения школы к духовно-нравственному воспитанию обучающихся:

1. заинтересованностью родителей и учащихся данной проблемой;

2. наличием заинтересованного данной проблемы педагогического коллектива;

3. наличием устоявшихся связей школы с учреждениями, способными оказать помощь в реализации этой программы ;

4. наличием уже имеющихся положительных результатов внедрения программы духовно-нравственного воспитания в работу школы, заложившей основу для дальнейшей работы в данном направлении.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остается приоритетной и актуальной.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом направлении определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного направления.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи: получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Белгородской области, города Белгорода;

  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • о правах и обязанностях гражданина России;

  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для школьников;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов страны;

  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края – Белгородской области;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своей малой Родины, своей страны;

  • любовь к школе, своему селу, району, области, народу России;

  • уважение к защитникам Отечества;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

^ Основные направления работы

Воспитательные задачи

Дела

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;

  • формирование гражданского отношения к Отечеству;

  • воспитание верности духовным традициям России;

  • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

  • День флага Белгородской области;

  • День народного единства;

  • месячник правовой культуры «Я – человек, я – гражданин!»;

  • историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции;

  • конкурс песни «Афганский ветер»;

  • месячник гражданско-патриотического воспитания;

  • уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;

  • День космонавтики;

  • акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);

  • уроки мужества «Виват, солдат!»;

  • «Великая Победа» (мероприятия, посвящённые Дню Победы);

  • День России;

  • интеллектуальные игры;

  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация совместных экскурсий в музей-диораму;

  • совместные проекты.

Пути реализации направления – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.



^ Планируемые результаты:

В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.



Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи: получение знаний

  • о базовых национальных российских ценностях;

  • различия хороших и плохих поступков;

  • о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

  • о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережного, гуманного отношение ко всему живому;

  • правил этики, культуры речи;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


^ Основные направления работы


Воспитательные задачи

Дела

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;

  • формирование гражданского отношения к себе;

  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

  • развитие самосовершенствования личности.

  • День Знаний;

  • День пожилого человека;

  • День Учителя;

  • День матери;

  • Декада инвалидов;

  • благотворительная акция «Дети – детям»;

  • «Новогодние праздники»;

  • акция милосердия «От сердца – к сердцу»;

  • мероприятия ко Дню защитника Отечества;

  • мероприятия, посвященные 8 марта;

  • совместные мероприятия со школьной и сельской библиотекой (праздники, творческая деятельность, заочные экскурсии по памятным местам);

  • беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • оформление информационных стендов;

  • тематические общешкольные родительские собрания;

  • участие родителей в работе управляющего совета школы;

  • организация субботников по благоустройству территории;

  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:

- День Учителя;

- День матери;

- семейные праздники – «Масленица», праздник «Моя семья»;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:

- на лучшую новогоднюю игрушку;

- благотворительная акция «Дети – детям»;

- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;

- «Лучший класс года», «Лучший ученик года»


^ Пути реализации направления - воспитание нравственных чувств и этического сознания.





Планируемые результаты:


  • знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школе, бережное отношение к ним.


Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Задачи: получение знаний

  • о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • об основных профессиях;

  • ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.


Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.


^ Основные направления работы


Воспитательные задачи

Дела

  • формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу;

  • стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитание сознательного отношения к учебе, труду;

  • развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях;

  • формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

  • Выставка сельскохозяйственной продукции «Дары осени»;

  • субботники по благоустройству территории школы, села;

  • акция «Мастерская Деда Мороза»;

  • оформление класса к Новому году;

  • выставки декоративно-прикладного творчества;

  • конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:


  • участие родителей в выставке сельскохозяйственной продукции «Дары осени»;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • совместные проекты с родителями «Зеленая столица», конкурс «Домик для птиц»;

  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.


^ Пути реализации направления – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.





^ Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • знания о различных профессиях;

  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности, волонтерство;

  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи: получение знаний

  • о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

  • овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

  • понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

  • влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);

  • получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;

  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

  • регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;

  • опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

  • соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

  • составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

  • отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;


Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.


^ Основные направления работы


Воспитательные задачи

Дела

  • создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

  • Проведение Дней Здоровья;

  • система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

  • профилактическая программа «За здоровый образ жизни», «Профилактика наркомании»;

  • всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»;

  • игра «Мы выбираем здоровье»;

  • спортивные мероприятия;

  • беседы врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;

  • участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»;

  • акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

  • беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

  • консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

  • распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;

  • совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».


Пути реализации направления – формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни





^ Планируемые результаты:


В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.

^ Формируемые компетенции:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.


Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.


Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.


^ Основные направления работы


Воспитательные задачи

Дела

  • воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

  • воспитание гуманистического отношения к людям;

  • формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

  • воспитание экологической грамотности.

  • тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;

  • экологическая акция «Чистая улица»;

  • организация экскурсий по историческим местам Белогорья;

  • посещение историко-краеведческого музея;

  • экологические субботники;

  • классные часы «Школа экологической грамотности»;

  • организация и проведение экологических десантов;

  • участие в экологических конкурсах;

  • дни экологической безопасности;

  • День птиц;

  • участие в районных, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии;

  • конкурс «Покорми птиц»;

  • участие в реализации проекта по благоустройству территории;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические классные родительские собрания;

  • совместные проекты с родителями «Зеленая столица», конкурс «Покорми птиц»;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.



Пути реализации – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде



Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к природе;

  • опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи модуля: получение знаний

  • о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Основные направления работы

^ Воспитательные задачи

Дела

  • раскрытие духовных основ отечественной культуры;

  • воспитание у школьников чувст ва прекрасного, развитие творчес кого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;

  • формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;

  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

  • День знаний;

  • выполнение творческих заданий по предметам;

  • посещение учреждений культуры;

  • Общешкольные мероприятия эстетической направленности;

  • Последний звонок;

  • организация экскурсий по историческим местам Белогорья;

  • участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;

  • совместные мероприятия с сельской и школьной библиотекой;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие в коллективно-творческих делах;

  • совместные проекты;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация экскурсий по историческим местам Белогорья;

  • совместные посещения с родителями театров, музеев;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;

  • участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.

^ Пути реализации направления – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях



Планируемые результаты:

  • умения видеть красоту в окружающем мире;

  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


  1. ^ Совместная деятельность школы, семьи и общественности

Совместная деятельность школы и семьи.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям:

1. Направление - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация совместных экскурсий в музей-диораму;

  • совместные проекты.

^ 2. Направление – воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • оформление информационных стендов;

  • тематические общешкольные родительские собрания;

  • участие родителей в работе управляющего совета школы;

  • организация субботников по благоустройству территории;

  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:

- День Учителя;

- День матери;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:

- на лучшую новогоднюю игрушку;

- благотворительная акция «Дети – детям»;

- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;

- самый уютный класс;

  • индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);

  • изучение мотивов и потребностей родителей.

^ 3. Направление - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

  • совместные проекты с родителями «Зеленая столица», конкурс «Домик для птиц»;

  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.

^ 4. Направление – формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

  • беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

  • консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

  • распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;

  • совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

^ 5. Направление – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • тематические классные родительские собрания;

  • совместные проекты с родителями «Зеленая столица», конкурс «Домик для птиц»;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

^ 6. Направление – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • участие в коллективно-творческих делах;

  • совместные проекты;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация экскурсий по историческим местам Белогорья;

  • совместные посещения с родителями театров, музеев;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;

  • участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.



Планируя мероприятия, учитывались и уровни развития младших школьников:

1 уровень – приобретение социального знания «Я знаю»

2 уровень - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям «Я умею»

3 уровень - получения опыта самостоятельного общественного действия «Я могу»


1 уровень (1 класс)

Формы : Беседы, классные часы, участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов, спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность.


В соответствии с этим были проведены следующие мероприятия:

1) познавательная беседа на тему «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся», где были даны начальные представления об опознавательных знаках дома, улицы, села;

2)знакомство с «Правилами поведения в школе», «Что такое доброта?»,

3) «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твое здоровье».

В 1 классе прошло мероприятие «Рождество и летоисчисление» Цель: познакомить детей с христианским летоисчислением от Рождества Христова. Темы мероприятий были приурочены к праздникам и событиям нашего общества, тем самым обеспечивается связь с общественной жизнью людей.

«Прощание с букварем»,

В связи с низкой наполняемостью классов многие мероприятия проводятся совместно , это и спортивные соревнования , различные конкурсы: «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки»,

1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).


2 уровень (2-3 класс)

Формы работы: Беседы, классные часы, участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов , спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры, учебно-исследовательские конференции, проектная деятельность

Мероприятия: 2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).


  1. игровая программа «Здравствуй, школа»,

  2. создание семейного альбома «Все мы-дружная семья»,(некоторые моменты вы сегодня посмотрите)

  3. «Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?»

4) Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Весёлые старты»,

«Масленица», «Вперёд, мальчишки»,«Красный, жёлтый, зелёный

3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».


3 уровень ( 4 класс)

1) совместный классный час «Государственная символика России», где ребята познакомились с историческими фактами развития отечественной геральдики, собрали информацию и рассказали о флаге , гербе и гимне России; итогом стала викторина.

4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…


2) исследовательская деятельность по изучению обрядов и традиций нашего села

В школе стало традицией проводить «Праздник Сказки», незадолго до нового года, где дети и родители принимают активное участие в изготовлении поделок (в стиле русских народных промыслов), костюмов для постановок сказок.

Ежегодно в школе проводится «День матери», целью которого является привитие детям любви и уважения к матери – женщине, хранительнице домашнего очага.


Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).


2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).


3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».


4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…


Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

1 -2 класс: встречи с народными умельцами села, знакомство с профессиями

участие в выставке поделок из природного материала , «Зимняя фантазия», уход за комнатными растениями.

3-4 класс участие в акции «Чистая школа», участие в субботниках, игра «Трудимся с любовью»


Работа по 4 направлению . Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.


это ежемесячные спортивные соревнования «Весёлые старты», «Зимние забавы»,

Беседы со школьной медсестрой и фельдшером ФАПа

конкурсно- познавательные программы о здоровом образе жизни

проектно- исследовательская деятельность (участие в конкурсе проектов «Я исследователь») 2 работы были представлены на районный конкурс

«Почему люди курят» авторы Беседина Алёна и Аванесян Кристина


«О пользе молока» автор Житло Денис


Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.


1 уровень Получение первоначального опыта учащиеся получают на уроках окружающего мира и литературного чтения, а также в ходе экскурсий , прогулок, путешествий по родному краю.

Во время летнего лагеря ребята посетили ботанический сад, в городе Белгороде и зоопарк.

учащимися начальной школы ведётся активная работа по сбору каштанов , желудей , шишек, а старшие классы в свою очередь заложили аллею.


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущие методы: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

проектно- исследовательская деятельность :

Аванесян Кристина – призер конкурса «Я исследователь» « »

Беседина Алёна - участник « Почему »


Анализируя анкеты родителей по обсуждению проблем обучения , воспитания и развития ребёнка в школе было выявлено

98% удовлетворены работой школы и педагогического коллектива

52% приходят из школы весёлые и жизнерадостные, а 48% уставшие , удовлетворённые

95% отметили ,что в учитываются индивидуальные особенности ребёнка

Все родители хотят видеть своих детей умными, общительными, уважительными, здоровыми, внимательными, честными, добрыми, воспитанными.

На осуществление этих пожеланий и должна быть направлена вся наша с вами работа.