uzluga.ru
добавить свой файл
1

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ВЫСШАЯ ФОРМА РЕЧИ

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина, состояния обучения детей этого возраста, связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи. Ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов. С другой - неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной речи старших дошкольников в средние группы. Такой подход отражен и в ряде многочисленных вариативных программ. Обозначаются новые подходы к организации работы по развитию речи детей в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяется место и значение работы по развитию связной речи детей в контексте реализации образовательной области «Коммуникация».

В речевом центре нашей группы «Подсолнушки» есть все необходимое для формирования и развития связной речи детей. На пороге обучения связной речи мы считаем необходимым подготовить детей, к этой непосредственной деятельности. В первую очередь формировать физиологические качества, т.е. воспитания правильного физиологического дыхания у детей, для этого мы используем игрушки тренажеры

«карусель» «футбол» «вентилятор».

Для укрепления артикуляционного аппарата и устранения дифектов в звукопроизношении ребенка мы делаем с детьми ежедневно артикуляционную гимнастику.

Для достижения более высокого результата мы решили убедить родителей в необходимости заниматься с детьми дома. Для этого желающим родителям предоставили возможность скопировать комплекс артикуляционной гимнастики и диск «Уроки логопеда» (это было сделано в прошедшем учебном году). В этом году родителям предложили диск «Домашний логопед», который нам рекомендовала Елена Ураловна Головинова учитель-логопед, на родительском собрании. Из числа предложенных рекомендаций, учителя - логопеда, мы с родителями выбрали упражнения с тренажерами «орех» и «ёжик», которые выполняем в группе во второй пол половине дня. Среди родителей провели конкурс «Книжка малютка».

В речевом центре через мини-библиотеку формируем интерес и потребность в чтении (восприятия) книг.

Закрепляем прочитанные сказки , пройденные по программе через нетрадиционный театр, с помощью которого формируем коммуникабельные и интелектуальные способности дошкольника. Формирование у детей умений сочетания движения и речь, используем маски. Пройденный материал на занятиях по развитию речи, дети смогут закрепить во время самостоятельной деятельности через альбом «Вспоминай-ка». Формирование у дошкольников умений использования в речи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, элементарные способы словообразования в своих рассказах и пересказах, через мнемосхемы. Для развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи, которая состоит из диалогической и монологической форм), используем развивающие и дидактические игры разной тематики – разрезные, парные картинки; веселая мозаика; разнообразное лото: по сказкам, профессиям, по составлению предложений и многое другое.

Для формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств - сделали альбомы: «Мы живем в России», «Я такой же, как папа, я такая же, как мама!»; «Физкультура и семья наши лучшие друзья!», через которые формируем у детей монологическую и диалогическую речь, (дети рассказывают из своего личного опыта о семье , о их принадлежности и семейных достижениях). В нашей группе принято за правило, пополнять и обновлять центры нетрадиционной атрибутикой, конечно, с помощью родителей. При создании речевого центра мы старались, чтобы он не был похож на «педагогическую автолавку». Удалось ли нам это? Как вы считаете?

Само введение Федеральных Государственных требований, проблемы в обучении дошкольников подчеркивает необходимость поиска, а именно применение различных образовательных технологий и методов, которые способствуют приобретению дошкольниками интегрированных качеств личности, а именно любознательности, активности овладения средствами общение и способом взаимодействия с взрослыми и сверстниками.