uzluga.ru
добавить свой файл

Роль инновационных процессов в журналистском образовании

Е.В.Курбакова

Без инновационных подходов в сфере образования невозможны шаги вперед. Инновационные процессы повышают качество образования выпускника, способствуют его востребованности при трудоустройстве, в конечном счете – конструктивному преобразованию российской действительности. Осознание значимости этих процессов в связи с подготовкой профессионалов в сфере коммуникации – журналистов - в особенности важно.

Журналистское образование вошло в университетскую структуру по историческим меркам относительно недавно – полвека назад. И к 1953 году в 42 странах насчитывалось 645 факультетов, отделений, секций, школ журналистики, причем, более 550 из них приходилось на долю США. Как справедливо заметила в одном из своих выступлений декан факультета журналистики СПбГУ М.А.Шишкина, «в отличие от наших коллег по гуманитарному блоку – философов, историков и др., педагогам в области журналистики пришлось ответить не только на вопросы как учить и чему учить?, но и зачем учить? Была даже поставлена под сомнение целесообразность подготовки журналистов через систему высшего образования»1. Идея о распространенных в Европе и США практических школах, в которых за год-полтора слушатели получают знания для успешной работы в СМИ, все чаще стала высказываться журналистами-практиками. Основание этих школ было связано с дефицитом кадров, возникшим по причине многократного увеличения информационных каналов, но привело к облегчению доступа к профессиональным СМИ людей, подчас не имеющих не только базового, но и любого другого образования. Возможно, по причине этого феномена к журналистам в последние годы стало все чаще применимо определение «профессиональный дилетант».

Объективность дискуссии о судьбах журналистского образования придавал вопрос: кто сегодня больше нужен – знающий или умеющий журналист? Причина – в изменении структурно-целевых установок практической журналистики в связи с предпочтением «легких» материалов аналитическим и публицистическим. Увы, развитие коммуникационных технологий коренным образом трансформирует привычный механизм потребления и восприятия информации: он становится более динамичным, с одной стороны, но, с другой – поверхностным, склоняющим аудиторию к малотрудоемкому способу смотреть и «глотать», а не читать и думать…

Информационная журналистика базируется на факте. Нужны ли фундаментальные знания специалисту, целью деятельности которого является поиск и описание факта? Как показала более чем столетняя «практика», эти знания необходимы. Весьма примечательным образом данный аспект был затронут в споре середины 70-х годов XIX века по вопросу о судьбе провинциальной журналистики между «столичным» публицистом Д.Л.Мордовцевым и известным в России общественным деятелем, нижегородцем А.С.Гациским. Суждению Д.Л.Мордовцева о том, что «скромные задачи провинциальной печати состоят в собирании материалов для более искусной их отделки столичной журналистикой», А.С.Гациский противопоставил утверждение роли фундаментальных знаний и уровня мастерства профессионала любого масштаба: сцепления фактов и контекст событий должны быть осознаны уже самим «собирателем», а не «обработывателем», который может представить явление далеко не таким, каким оно «имело место быть»2. «Как будто для собирателя материалов нужен уровень знаний меньший, чем для обработывателя! Собиратель материалов должен сам докапываться до фактов, и тогда только заслуживает уважения, когда сам в состоянии сделать на основании их известный вывод»3.

В своем докладе «Факторы, способствующие повышению качества преподавания общепрофессиональных дисциплин по специальности «Журналистика» на научно-практической конференции «Управление качеством образовательного процесса в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А.Добролюбова» в январе 2003 года я обратила внимание коллег на некоторые показательные характеристики процесса образования по названной специальности: число общепрофессиональных дисциплин по специальности «Журналистика» почти вдвое больше, чем дисциплин специализации, включающих региональный компонент (практически адаптирующих молодых журналистов к условиям реализации их профессионального образования). Среди университетского именно журналистское образование максимально нацелено на практику, зависимо от нее. Концепция модернизации Российского образования (до 2010 года), в частности, предполагает, что «образование должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». И журналист, осваивая информационное пространство, вступая в акт коммуникации во всем своем «вооружении», должен отчетливо осознавать степень ответственности за то воздействие, которое он окажет на аудиторию. «Некачественная» работа журналиста может иметь серьезные негативные последствия: СМИ не столько «отражают» действительность, сколько формируют ее.

Качество образования измеряется в 3-х его составляющих:

  1. Предметная (целостность, системность знаний, самосознание);

  2. Деятельностно-коммуникативная (умение использовать знания в стандартной и нестандартной ситуациях);

  3. Ценностно-ориентационная (система ценностных ориентаций, социальная компетентность, готовность к самостоятельному выбору).

Учитывая, что «основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности», для реализации инновационных методик в образовательный процесс представляется значимым иметь в виду так называемую «структуру» личности журналиста-профессионала4, который будет соответствовать критериям, отраженным в Концепции модернизации российского образования. «Структура» личности журналиста-профессионала представлена Е.П.Прохоровым в виде схемы («ядро» и концентрические окружности). Ядро личности – это склонности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый круг вокруг ядра – личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые, физические и др.). Второй круг – система знаний: энциклопедизм, общепрофессиональные знания, знания в области специфики своего направления деятельности. Третий круг – навыки и опыт, полученные в результате профессиональной деятельности. Четвертый, замыкающий, «скрепляющий» круг схемы – мера ответственности журналиста (гражданской, юридической, этической), которая проявляется в практической работе журналиста.

М.А.Шишкина отмечает: «Университетская журналистская подготовка очень часто становится объектом критики в силу отождествления понятий «фундаментальность» и «консервативность»5. Для того, чтобы отойти от этого стереотипа, «необходимы меры всех журналистских центров по координации научных усилий в проведении семинаров, конференций, в изучении учебно-методической литературы – укрепление общих принципов высшего образования, централизация помощи новым факультетам и отделениям журналистики»6 - что осуществляется регулярно и с известным постоянством именно на базе факультета журналистики СПбГУ. В структуре ежегодно проводимой научно-практической конференции «СМИ в современном мире. Петербургские чтения» неизменно важное место отведено работе секции по методике преподавания журналистских дисциплин. Весной 2005 года в формате традиционной конференции была проведена дискуссия под названием «Журналистское образование: сумма технологий или культура творчества». В повестку дня заседания было вынесено несколько проблем, обусловленных взаимовлиянием социокультурных процессов – прежде всего изменениями российской системы образования, ее «выравниванием» по европейским образцам. К началу 2006 года материалы этой масштабной дискуссии вышли в печати отдельным изданием «для преподавателей журналистики, исследователей педагогики высшей школы, учащихся магистратуры и аспирантов»7.

Проф. С.Г.Корконосенко (СПбГУ), открывший дискуссию8, заметил, что современная редакционная практика требует высокой технологической подготовки специалиста. Но если считать эту задачу главной, то, по оценкам исследователей, для обучения достаточно приблизительно двух лет. Если говорить об овладении некоторым минимумом технических приемов, то на производстве этому можно выучиться за несколько недель. Хорошо, если «заказчики» журналистов прислушаются к представителям высшей школы и будут ждать от сотрудников не просто технических, «мертвых» умений и навыков, а способности формировать независимые взгляды на явления общественной жизни и выражать их в своей повседневной деятельности. В заключение выступающий призвал преподавателей журналистики быть источником информации, а не интерпретатором, мыслителем по поводу своей дисциплины; говорить и действовать не в роли «инструкторов», а как ответственных деятелей высшего образования.

Доклад проф. А.С.Пую (СПбГУ) в основной части содержал в себе обзор систем журналистской подготовки за рубежом. На Западе для того, чтобы быть журналистом, не всегда важно иметь профильное образование. Так, во Франции и Италии для получения удостоверения журналиста необходимо сначала поработать в редакции. В Сорбонне на факультет журналистики принимаются люди, уже получившие образование в школе журналистики. Только после этого в течение двух лет они учатся и получают диплом бакалавра. Условия поступления очень жесткие. Набор преподаваемых дисциплин зависит от того, в каких СМИ они будут работать, поскольку на Западе очень разнятся ежедневные и воскресные издания. С одной стороны, как отметил докладчик, наша система образования должна сохранить университетский уровень и стандарты, с другой стороны – нельзя не учитывать требования работодателей.

Проф. В.В.Тулупов (Воронежский госуниверситет) предложил изменить требования к поступающим на факультет журналистики. Он напомнил, что раньше предпочтение отдавалось абитуриентам, уже поработавшим в редакциях. На Западе, как правило, диплом не выдается без двухлетней практики после основного четырехгодичного образовательного курса. У нас же работа по специальности не является обязательной. Далее докладчик выступил с предложением оставить формы бакалавриата и магистратуры для иностранных студентов, для российских же работодателей ориентироваться на выпуск дипломированных специалистов. Другой вариант: 4 года – бакалавриат, еще год – специалист, еще год – магистр. Не будем забывать, что Болонская конвенция – только декларация, которая предоставляет вузам право автономии.

Проф. Л.П.Громова (СПбГУ) выразила согласие с мыслью о том, что Болонская конвенция предоставляет российским вузам достаточно свободного пространства. Мы сами создаем сложности, когда выбираем прямолинейные и однозначные версии заимствования европейских тенденций.

Д.филол.н. А.П.Короченский (Ростов. гос. ун-т) считает, что надо изучить потребителей университетской «продукции», но при этом не становиться рабами «заказчика».

Проф. Д.П.Гавра (СПбГУ), предложивший взгляд социолога на поставленные проблемы, в частности, согласился с А.П.Короченским в том, что магистратура устроена неправильно, в России магистрант – не исследователь.

Попытку обобщить услышанное в дискуссии предпринял доц. А.А.Юрков (СПбГУ). Во-первых, факультеты журналистики выпускают специалистов, которые должны работать в разных СМИ, следовательно, подготовка должна вестись с учетом специализации. Во-вторых, о магистратуре. В ней должны учиться те, кто имеет способность к обобщениям, кто проявляет в ходе учебного процесса способность работать в СМИ и может вести исследования в русле социальной востребованности.

В конце заседания проф. Силезского ун-та (Польша) М.Геруля рассказал о специфике журналистской подготовки в его стране. В Польше есть только два университета, которые обучают журналистов с первого курса. Среди деятелей образования существует мнение, что журналистика – это только специализация. Состав выбираемых дисциплин зависит от конкретного направления кафедр в разных учебных заведениях. Т.е. государственный стандарт образования выглядит очень неопределенно. Судя по прошедшей дискуссии, в наших странах накопились сходные проблемы журналистской науки и образования, и есть потребность в регулярном диалоге по этим темам.

Ректор НГЛУ проф. Г.П.Рябов, публикуя свою позицию по Болонскому процессу для широкого читателя, отметил, что Россия – часть мира, и специалист, получивший высшее образование, должен осознавать себя «человеком мира», способным найти реализацию по своему желанию и сообразно своей профессиональной компетентности9. Тенденции глобализации, вызывающие в равной степени необходимые для всех стран проблемы стандартизации, имеют важные социальные последствия. С одной стороны, увеличивается потенциальная возможность для выпускников использовать полученные знания в любой из европейских стран по желанию самого специалиста. С другой – создается угроза потери самобытности системы образования разных стран. Какие требования высшей школы следует привести к «единому знаменателю», а для каких сохранить вариативность? Вероятно, в дискуссии преподавателей журналистики из российских и зарубежных вузов рано ставить точку.



1 М.Шишкина. Журналистское образование на рубеже веков: фундаментальность или ремесло?//Невский наблюдатель. 1997. № 1. С. 4.

2 Е.В.Курбакова. Роль провинциальной периодической печати в формировании общественного мнения (по страницам истории// Материалы научно-методического семинара в Законодательном собрании Нижегородской области “Историко-культурные ценности Старого Нижнего Новгорода”. - Н.Новгород, 2004. С. 47-48.



3 А.С.Гациский. Смерть провинции, или нет? Н.Новгород. 1876. С. 17.

4 Е.П.Прохоров. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С. 288-298.

5 М.А.Шишкина. Журналистское образование на рубеже веков: фундаментальность или ремесло? Там же. С. 5.

6 Там же.

7 Преподаем журналистику: взгляды и опыт. Материалы для дискуссии. СПб., 2006. 152 с.

8 Далее дается сокращенная стенограмма дискуссии, подготовленная к печати студенткой магистратуры СПбГУ М.Максимовой//Преподаем журналистику: взгляды и опыт. Там же. С.4-12.

9 Болонский процесс. Не надо торопиться//Нижегородский рабочий. - 2006. 10 февраля. С.5.