uzluga.ru
добавить свой файл

Психолого-педагогическое сопровождение интеграции вновь прибывших учащихся в образовательную среду класса и школы.


Педагог-психолог Регионального социопсихологического центра

Н.В. Фокеева.


Несмотря на то, что рассматриваемая проблема, о которой хотелось бы заявить, не новая, однако с ней приходиться ежегодно сталкиваться и педагогам, и администрации школы, и педагогам-психологам. Это проблема интегрирования и адаптации вновь прибывающих учащихся или, как мы их называем, «новеньких» в общеобразовательные школы.

До поры до времени мне, как педагогу-психологу, не приходилось ее так пристально рассматривать, пока в детских коллективах то в одном классе, то в другом, на протяжении двух последних лет не пришлось урегулировать конфликтные ситуации, которые были связаны именно с появлением «новеньких» в этих классах. В конфликт всегда оказывались втянуты родители с обеих сторон, администрация, классные руководители. Обычно такие конфликты одним днем не решаются, они могут продолжаться, так скрыто, что педагоги останутся в неведении, пока не произойдет очередной громкий скандал. Пройдет немало времени, прежде чем, новенький адаптируется в коллективе и выберет для себя ту или иную стратегию поведения. Если рассматривать эту проблему, как единичную, то да, она может решаться в частном порядке, знакомыми всем методами. Но когда в этом учебном году, в целях профилактики, мне пришлось сделать запрос, у секретаря нашей школы список вновь прибывших, оказалось, что «новеньких» учащихся в этом учебном году насчитывается 30 человек, начиная со 2 класса и заканчивая 10 классом. Представьте только, что в школе появился новый переполненный класс и этот класс остается без должной психолого-педагогической поддержки. 30 учащихся, кто как сможет, будут переживать стрессовую ситуацию, решать множество проблем: знакомство с классом, знакомство с учителями, успеваемость и т.д.

По известным причинам, эта ситуация будет с каждым годом только нарастать, проблемы миграции остро встают в каждом регионе, родители меняют место жительства, переезжают в другие города, регионы, меняют страну, возрастает процент учащихся из стран ближнего зарубежья. Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения новенького ученика, в ней можно найти и много положительного: ребенок может найти новых друзей, может проявить себя в новом статусе, например из статуса «отвергаемого» в предыдущем классе, стать «принимаемым» в новом коллективе, но и на это уйдет много времени. В каждом ученическом коллективе уже сложились свои специфические межличностные отношения, и приход даже одного нового ученика в класс начинает менять и трансформировать сложившуюся систему взаимоотношений от практически незаметных, до весьма значительных. В каждом классе есть свои лидеры, как формальные, так и неформальные, свои законы, традиции. И новичку придется самому понять, какой линии поведения придерживаться в новом классе, где-то путем простого наблюдения на уроках, где-то во время разговоров с новыми одноклассниками.

Особого внимания требует ситуация, когда новенький по каким-то характеристикам сильно отличается от других учеников: например, он обладает специфической внешностью, приехал из другого города, говорит по-русски с сильным акцентом, замкнут, стеснителен или наоборот слишком развязан. Вспомним, хотя бы, известный всем сюжет фильма Р. Быкова по повести Владимира Железнякова «Чучело», где в обычную, провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Обычный класс, обычные ученики, но какой сильный и именно незаметный для педагогов и родителей, разгорается конфликт в детском коллективе. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Класс не принимает её, им кажется непонятным ее поведение и поэтому ей дают кличку «Чучело». И даже, стараясь любыми путями хоть как-то завоевать уважение одноклассников, пытаясь и во всем с ними соглашаться и не обращать внимания на их колкости, и всем улыбаться, мы уже знаем, результат не дал положительного эффекта, и девочка была вынуждена покинуть этот класс. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, взята из реальной жизни и далеко не единична. И не каждый ребенок в подобной ситуации сможет выстоять, результаты могут оказаться и более трагичны. Так в моем случае в реальной ситуации новеньких задирали девочки и устраивали им «стрелки».

Для изучения интеграции вновь прибывших учащихся мною применялась анкета «Исследование степени удовлетворенности школьной жизнью». По результатам данного анкетирования, можно видеть, что из 30 вновь прибывших учащихся, 40% испытывают чувство одиночества и тревоги, 16% учащихся хотели бы вновь возвратиться в прежнюю школу, трое из них отметили, что испытывают в свой адрес недоброжелательное отношение со стороны сверстников. 80% новеньких не имеют еще поручений в классе. Данное эмоциональное неблагополучие дети не проявляют открыто, скрывают от взрослых, многие и сами не осознают причины своего плохого настроения. Но при этом, они положительно оценивают новую школу, учителей и новый класс. Можно сделать вывод, что основными причинами затрудняющими процесс интеграции вновь прибывших, являются низкий уровень взаимодействия со сверстниками и малая причастность к общественной деятельности в классе.

Безусловно, классный руководитель - ключевая фигура в адаптации нового ученика к классному коллективу. От того, как он проведет работу с учителями, зная особенности каждого, как он подготовит самого ребенка и коллектив, как будет отслеживать каждый день учебы новичка, хотя бы первые две недели, т.е. общаться с ним и с родителями, объясняя нюансы ситуаций, будет зависеть психологический климат в классе. Конечно, не должны остаться в стороне и родители самих «новеньких». Родителям необходимо понять, что смена класса даже в пределах одной школы, не говоря уж о новой школе, - большой стресс для ребенка. И пока он не освоится в новом коллективе не упрекать его, что он все еще не завел друзей, ему не дали в классе поручения, не пытаться самостоятельно, без классного руководителя, выяснять отношения своего ребенка с одноклассниками, грозить наказанием обидчикам, что еще глубже загонит проблему, но никогда не решит ее. В этом случае обязательно необходима консультация психолога, чтобы выявить причину возникающих конфликтов, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи, так как многое зависит от личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности. Психолог в индивидуальной беседе поможет ребенку поговорить о его чувствах, переживаниях, найти приемлемые пути их разрешения.

Нужна система психолого-педагогической поддержки вновь прибывающим учащимся, очень полезными могли бы стать специально разработанные проекты по оказанию помощи таким детям в преодолении адаптационного периода. Очень хорошо включить в данный проект тренинговые занятия. Хотелось бы предложить одно из таких занятий, которое с успехом проходит со сборными группами учащихся на летней школьной площадке. С таким же успехом занятие проходит и в сложившихся коллективах, где дети мало, что знают об интересах друг друга, досуговой деятельности, стремлениях, о «любимых» и «нелюбимых» школьных предметах. В таких классах всегда есть ученики, которые держатся обособленно, занимают нейтралитет в классе или получили статус «пренебрегаемых». Занятие в игровой форме создает ситуацию общения со всеми, помогает раскрыться каждому с интересной стороны и сильно меняет сложившиеся стереотипы. Я называю это занятие «Мое первое интервью», которое адаптировала с уже многих похожих. Класс делится на 3 группы: редакционный комитет (3-4 активных ученика), журналисты и интервьюеры. Ученики встают в круг парами напротив друг друга. Внешний круг будет представлять журналистов, а внутренний интервьюеров. Желательно, чтобы новенькие и изолированные ученики попали во внутренний круг, но и во внешнем круге им будет так же комфортно. Журналисты получают задания-вопросы, составленные редакционным комитетом обязательно совместно с классным руководителем или еще лучше с педагогом-психологом. Это обязательная процедура, чтобы избежать нежелательных вопросов, к тому же готовый вопрос снимает ответственность с того, кто будет его задавать. Каждый журналист по кругу задает один и тот же свой вопрос каждому следующему интервьюеру. К тому же задача журналистов постараться запомнить каждый полученный ответ. После того, как все будут опрошены, интервьюеры по очереди садятся в центр и все журналисты составляют о нем рассказ – статью, вспоминая, что он отвечал каждому из них на их вопросы. Обычно предлагаются такие вопросы, как: Тебе нравится учиться в школе или не очень? Какой школьный предмет тебе наиболее интересен? Какой предмет тебе дается труднее всего? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Любишь ли ты готовить и какое у тебя любимое блюдо? Твое любимое время года? Посещал ли ты раньше или сейчас кружки и секции? Интересуешься ли ты музыкой? Хорошо также включить в проект анкету для исследования степени удовлетворенности детьми разными сторонами школьной жизни и обязательно составить и раздать памятки для «новичков» и их родителей, где будут предложены рекомендации по налаживанию контакта в новом коллективе.

Активное привлечение к сотрудничеству всего класса, родителей ученика и психолога смогут ускорить адаптацию новичков в классе и способствовать раскрытию их способностей и потенциала.


Литература:

"Новый ученик в классе" (журнал "Справочник классного руководителя", №3-2009 год, рубрика "Работаем с классом")