uzluga.ru
добавить свой файл
1

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда


В 1902 году было основано общество " Психологические среды "(The Psychological Wednesday Society ) , которое посещал только избранный круг интелеллектуальнных последователей З.Фрейда . В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество . Многие из коллег Фрейда , бывшие членами этого общества , стали известными психоаналитиками .

Сам Зигмунд Фрейд, врач психиатр , привёл к тому , что психологи во второй половине XIX века , когда психология стала самостоятельной научной дисциплиной , поставили сознание не в центр жизни человека, а сравнили его с верхушкой айсберга . Фрейд выдвинул теорию : люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта , истоки которой лежат в другой , более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях . И полем боя , выступаем мы сами, наша психика.

Термин “Психоанализ” рассматривается, как соединение теории с терапией и с оценкой личности, пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении.

Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики, уровни ее сознания.

В психической жизни можно выделить 3 уровня: Сознание, Предсознательное и Бессознательное .

1 Уровень - Сознание - состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. З.Фрейда настаивал, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания. Что бы в данный момент времени не переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами. Более того, определённое содержание осознаётся в сознании лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге. В данном случае сейчас область вашего сознания – это изучение этой лекции.

2 Уровень - Предсознательного, включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. Например, в данный момент времени содержанием вашего сознания является чтение данной лекции. Если Вас попросить сейчас представить свою комнату в квартире, или же расположение вещей в вашей квартире, то вы без труда это сделаете – как только вы представите себе свою комнату, можно говорить о том, что она стала центром вашего сознания, а лекция отошла на второй план, и наоборот – информация о комнате находилась во время изучения материала в области предсознательного, а после определенных усилий (представления) из области предсознательного перешла в область сознания.

3. Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений человека, плюс эмоции и воспоминания , которые настолько угрожают сознанию , что были подавленны и вытеснены в область бессознательного . Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и поведение, по мысли Фрейда. Данный материал не может вернуться в сознание без определенных, даже порой очень сильных усилий со стороны человека. Осознание мыслей и переживаний, спрятанных на этом глубинном слое психики не возможно вне психоаналитической психотерапии. Фундаментом бессознательных переживаний и мыслей являются, прежде всего детские переживания. Фрейд был первым, кто введя концепцию Бессознательного уровня психики, смог объяснить такие явления и феномены, которым ранее не придавалось особого значения, или которые вообще не были предметом изучения психологов. Во-первых, это, конечно же наши сновидения. До появления психоанализа считалось, что сновидения – это продукт «ослабленной деятельности мозга» во время сна, и придавать какой-то смысл сновидению – не есть научная позиция. Фрейд же доказал, что именно во сне, подавленные, вытесненные из сознания переживания и мысли проявляются в виде образов и символов. Интерпретация сновидений как сам называл ее Фрейд – стала «царской дорогой в изучении бессознательного». Поскольку нашей задачей не является изучение интерпретации сновидений в психоаналитической психотерапии, приведу лишь краткий пример того, как бессознательное желание реализует себя в сновидении. Вам наверняка хотя бы один раз в жизни снилось что-нибудь наподобие: « Вы проснулись, начали собираться в школу, вроде даже как умылись, а потом просыпаетесь от звона будильника и понимаете, что это было сном ». В данном случае сновидение является компромиссом между желанием спать – и необходимостью вставать и идти в школу. Помимо сновидений большое значение Фрейд уделял такому явлению, как «забывание». В психоанализе существует достаточно жесткая позиция, что случайного забывания не существует. Если человек о чем-либо забывает, что он просто не хочет об этом помнить. Вы не можете найти книгу, которую Вам подарили…По мысли Фрейда, вы бессознательно «удалили с глаз долой » предмет, который ассоциируясь с дарящим подарок, вызывает негативные эмоции…Вы забыли сделать домашнее задание? Как вы полагаете, что это означает…Забывание имени человека, забывание намерений – позвонить, купить, отдать, найти и тому подобное никогда не бывает случайным. Мы забываем то, о чем не хотим помнить.


Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус . В частности он подчёркивал , что бессознательное следует рассматривать , как реальность , которую можно продемонстрировать и проверить . Действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями , всецело находящимися вне сферы сознания . Если начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении , это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума .

Позже Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры: Ид, Эго и Суперэго . Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания изображены в виде диаграммы .

Фрейд показал, что сфера Ид полностью неосознаваемая, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры , хотя основная его часть сформирована импульсами , исходящими от Ид .

Ид по Фрейду означает примитивные , инстинктивные и врождённые аспекты личности . Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями , которое наполняют наше поведение энергией . Ид – нечто тёмное , не знающее законов , не подчиняющееся правилам . Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии , производимой биологически обусловленными побуждениями ( особенно сексуальными и агрессивными ) . Последние , когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели, этот факт, как полагал Фрейд , может представлять опасность для индивидуума и для общества .

Эго – это компонент психического аппарата , ответственный за принятие решений . Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями налагаемыми внешним миром . Эго помогает обеспечит безопасность и самосохранение организма . В борьбе за выживание как против внешнего социального мира , так и инстинктивных потребностей Ид . Эго должно дифференцировать между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире . Эго является “исполнительным” органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго – это интернализованные ( вращенные внутрь) общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе “социализации” – нашего вхождения в общество. Суперэго, пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютн эго являются: Идеалы и Совесть. Суперэго формируется в результате запретов, которые ребенок усваивает от своих родителей: что хорошо, а что плохо, за что тебя похвалят, а за что поругают…Психоаналитики говорят что «Наши родители всегда с нами»...и эта фраза выражает то, что те социально одобряемые нормы поведения, из внешних – требования родителей превращаются во внутренние, становясь нашей Совестью…Когда мы ругаем себя «Какая же я была дура, что сказала ему…» или «Как я могла так с ним поступить» - мы тем самым выражаем недовольство собой, своим поведением – и это самое самоосуждение, или вина – результат действия Суперэго.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией , согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое , но количество её остаётся при этом тем же самым ) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения , производимыми телесными потребностями , выраженными в виде желаний , называются инстинктами . Личность, в системе психоанализа является гармоничной в том случае, если ее Эго является сильной структурой, которая может совладать со стремлениями Ид, держать их в «узде» до того момента, когда настанут благоприятные условия для их удовлетворения – мы еще называем это самоконтролем или саморегуляцией. С другой стороны, это личность, у которой Суперэго не должно быть сильнее Эго. То есть личность приемлет социальные формы поведения, не ведет себя «асоциально», но и не забывает о своих собственных желаниях и стремлениях. Итак, здоровая личность - это личность с сильным Эго. Невротические нарушения возникают в том случае, если Эго слабое, а Суперэго слишком сильное. В обыденной жизни мы таких людей называем высоко моральными. Возьмем ситуацию, когда у молодого человека сильно развито Суперэго, (из-за давления родителей), и слабое Эго. Его девушка, с которой он встречается, сообщает ему, что она беременна. Суперэго в данном случае начинает говорить: «Ты ДОЛЖЕН на ней жениться», но на самом деле девушку молодой человек не любит, или же еще не хочет создавать семью. Поскольку его личные желания подавлены силой Суперэго, то брак происходят, но по прошествии некоторого времени в супружестве начинаются проблемы…Не девушка вынудила его жениться…нет…Он сам себя обязал жениться на ней… Люди, у которых сильно развито Ид, обычно очень импульсивны, и не могут откладывать удовлетворение желания на определенное время…

Фрейд также назвал две основные их группы инстинктов, которые являются основополагающими в жизни человека : инстинкт жизни и смерти .

  1. Первая группа включает наиболее существенные , сексуальные инстинкты . Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии , находящая разрядку только в сексуальном поведении . По мысли Фрейда, если зрелая личность не получает необходимой сексуальной разрядки – выхода энергетического напряжения, это ведет к образованию неврозов и других психосоматических нарушений. Следует отметить, что данная теория была высказана в самом начале двадцатого века, когда моральные принципы общества были совершенно иными, нежели сейчас. Тема секса, которая сегодня обсуждается во всех практически женских и мужских журналах, в те времена была не просто под запретом, это было «Табу». Может ли эта энергия, или либидо, получать какой-нибудь другой выход? Фрейд на этот вопрос отвечает – Да! Сексуальная энергия может найти разрядку в творческой или научной работе человека. Творцы – это люди, которые сумели обуздать господство Ид своей кропотливой, трудной, практически не прекращающейся работой – живопись, музыка, скульптура, и другие искусства – это не что иное, как сублимация, то есть превращение энергии либидо в творческую или интеллектуальную работу. Поэтому таким людям не грозят невротические нарушения и заболевания.

  2. Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии. Фрейд полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которой любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия. Выход агрессии может быть как прямым – вспомните нескончаемые войны, во время которых личность «получала право» на убийство, вспомните поведение солдат захватчиков, вошедших и взявших город…Фрейд делает вывод, что агрессия присуща человеку изначально, как и любому животному. Детская жестокость по отношению к животным, «дедовщина» в армии – все это примеры прямого выхода агрессии. Но есть и косвенные пути разрядки – это двусмысленные шутки, колкости, обидные прозвища, споры, перерастающие в конфликты, едкие замечания…Психоаналитики полагают, что «прямой» выход агрессии присущ в большинстве мужчинам, а вот косвенная агрессия – больше присуща женщинам…

Если агрессивные импульсы не получают «выхода» - прежде всего, это наши с вами отрицательные эмоции – гнев, зависть, отвращение, - это опять таки приводит к нарушению личностного баланса, и невротизации…В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда мы не можем ответить и выплеснуть имеющийся по отношению к человеку негатив – преподавателю, начальнику, супругу…Не нашедшая выход агрессия может быть «смещена» на субъект или даже объект который слабее. Смещение агрессии хорошо иллюстрирует следующий пример «…Начальник вызывает на «ковер» отца, тот, прейдя домой, ругается с женой, жена – вопит на сына, сын – пинает собаку, собака, выбегая на улицу – кусает почтальона…» В Японии, например, в офисах крупных компаний стоят копии «чучела» руководства…Для чего? Для того, чтобы подчиненный мог высказать все, что он думает о начальнике «прямо ему в лицо» и даже поколотить его….Тем самым японский служащий получает выход накопившейся отрицательной энергии, и ему нет необходимости «смещать» агрессию.