uzluga.ru
добавить свой файл

Профилактика дивиантного поведения подростков

Педагог-психолог Осипова Ю.М.


Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность,

бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь

воспитанников детского дома от подобного будущего. Актуальность данной темыпродиктована тем, что комплекс проблем, существующих сегодня в учреждениях длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует стойкомупроявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и девиаций вповедении.

Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при

нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Поэтому задачапедагогов и воспитателей помочь подростку, научить его правильно оцениватьситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить профилактикунамного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Результаты психодиагностики воспитанников детского дома, опросы

воспитателей и педагогов показали, что склонность к девиантному поведению имеютболее 80%, поэтому возникла необходимость составления программы профилактикиотклоняющегося поведения.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении

учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий:

успешность воспитанника в какой-либо деятельности, эмоционально позитивная системаотношений со сверстниками, воспитателями, учителями, психологическаязащищѐнность. Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальнойзащищѐнностью, включающей в себя:

- знание учащимися своих прав и обязанностей;

- соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно-

воспитательного процесса;

- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах

образовательного учреждения;

- исключение дискриминации по любому признаку.

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые

преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памятиподростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления

компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в тойобласти, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать своивозможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной

предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляетсяпосредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоциональногоотношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодогочеловека и применение разнообразных методов и методик, направленных накорректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Педагогические методы:

  1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные психотерапевтические методы:

а) коррекция недостатков поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения

социальной и психологической адаптации.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развитиятворческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов,

разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личныйпример, художественная литература, периодика, биография и др.).

Формы психопрофилактической работы девиантного поведения:

- Организация социальной среды:

воздействие общественного мнения, т.е. негатив к девиантному поведению(направлять подростка на установку здорового образа жизни, волонтерство,создание крепкой и здоровой семьи, трудоустройство).

- Информирование:

не запугивающего характера, влияющее на изменение поведения;

подросток нуждается во внимании, уважении со стороны взрослых;

- Активное социальное обучение социально важным навыкам:

групповой тренинг к резистентности - устойчивости к негативному социуму;

тренинг, направленный на исправление эмоциональных нарушений;

формирование жизненных навыков (общение, поддержка, дружба,

конструктивное решение конфликтов);

- Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению

(путешествия, испытания себя на риск, прочность, горные походы,

экстремальные виды спорта, любовь, творчество, семья и т.п.).

- Организация здорового образа жизни (здоровое питание, режим дня, отдых,общение с природой и исключение излишеств).

- Активизация личностных ресурсов(спорт, танцы, арт-терапия, граффити, здоровый образ жизни и т.д.).

Принципы психопрофилактической работы:

- Комплексность (психолог, социальный педагог, воспитатели и подросток);

- Позитивность информации (стараться не отчитать за промахи, а вовлечь винтересное занятие);

- Минимизация негативных последствий;

- Максимальная активность личности подростка;

- Устремленность в будущее (планирование будущего без девиантного

поведения, осознание последствий девиантного поведения).

ВЫВОДЫ:

1. Девиантное поведение – это поведение индивида, последовательно

разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и

общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит.

2. Подростковый возраст (пубертатный период), отсутствие семейного

воспитания считаются факторами, способствующими развитию девиантногоповедения.

3. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении включает всебя социализацию личности воспитанника, т.е. обучение навыкамповедения, умению делать здоровый выбор, формирование мотивации кобучению и трудоустройству.

Коррекционно-профилактическая работа по преодолениюдевиантного поведения, в условиях детского дома.

Описание программы.

Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие психолога,социального педагога и воспитателей. Работа с подростками по программе будетпроводиться в следующих направлениях:

- развитие эмоциональной сферы;

- общение;

- самооценка;

- семейные ценности;

-развитие творческих способностей;

- здоровый образ жизни;

-профилактика вредных привычек;

-внушаемость;

-мотивация на трудоустройство и учебу.

По каждому направлению подобрано несколько ролевых игр, бесед,

психологических тренингов. Планируется выпуск серии плакатов, буклетовпосвященных здоровому образу жизни, семейным ценностям.