uzluga.ru
добавить свой файл

"Развитие речевой культуры". Программа элективного курса в 9 классе




Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры.
В. А. Сухомлинский


Пояснительная записка

Важнейшей задачей обучения русскому языку в современных условиях является не только обучение учащихся лингвистически грамотной устной и письменной речи, но и развитие у них высокой речевой культуры. В последние годы большинство учащихся, окончивших школу, обладают низким уровнем речевой культуры, хотя и умеют правильно говорить и писать в основном без ошибок.

Сложившаяся ситуация в современном образовании, а также недостаточная разработанность методического компонента в обучении речевой культуре явились причиной для составления данной программы.

Курс не только связан с языковой, речевой практикой, он имеет высокую общественную мотивацию, вызван жизненной необходимостью. В настоящее время многие слова, используемые носителями языка, находятся за пределами литературных норм. Часто можно слышать речь стилистически сниженную, где используются просторечные, вульгарные, жаргонные, бранные (нецензурные) слова и выражения. Остро встает вопрос об экологии языка, речи. Это свидетельствует об актуальности курса "Развитие речевой культуры"

^ Цель курса: совершенствовать лингвистические знания учащихся, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимым средством общения. Это обусловлено тем, что умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего владения основными речевыми умениями, но и наблюдения правил речевого поведения. Поэтому в данном курсе обращается особое внимание на развитие навыков использования в речи элементов русского речевого этикета, что способствует повышению как культуры речи учащихся, так и их общей культуры:

- содержание курса, цель и задачи его изучения;

- речеведческие понятия, их признаки (текст, стили речи, типы речи);

- содержание понятий "речь", "культура речи", "культура общения", "речевой этикет";

- специфические особенности устной и письменной речи, средства их выразительности;

- качества правильной и хорошей речи;

- нормы литературного языка.

^ Задачи курса:

- углубить и расширить знания учащихся о культуре речи и речевом этикете (культуре общения);

- дать знания о нормах современного русского литературного языка, о качествах правильной и хорошей (речевое мастерство) речи;

- формировать умения анализировать чужую и собственную речь с точки зрения норм литературного языка, строить в устной и письменной форме правильную, точную, выразительную, коммуникативно-целесообразную речь с учётом сферы общения;

- подготовить учащихся к успешному обучению в профильной школе, помочь сориентироваться в выборе профиля.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований. Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с культурой речи, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся.

В программе расширена понятийная основа обучения культуре речи, язык соотнесен с действительностью непосредственно (культура общения). С этой целью предлагается рассмотрение различных языковых средств с точки зрения их практического

использования в речи для нужд общения, ориентация учащихся на экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой.

В библиотечном фонде имеются пособия, словари и справочники разных типов, которые могут обеспечить работу данного курса.

^ Планируемые результаты: курс будет способствовать системности знаний о культуре речи, воспитанию. Культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

^ Учащиеся должны научиться:

- подводить под понятия предложенный текст;

- создавать тексты разных типов и стилей;

- править и редактировать текст;

- строить устные и письменные высказывания с учётом норм литературного языка, вариантов их употребления;

- производить стилистический разбор текста;

- соотносить речевую ситуацию с употреблением этикетных формул вежливости;

- употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;

- правильно интонировать коммуникативные единицы языка;

- пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.

^ Виды практической деятельности учащихся:

- анализ текстов разных типов и стилей в свете речеведческих понятий о правильной и хорошей речи;

- совершенствование содержания и языкового оформления текстов через редактирование с целью соответствия языковых средств коммуникативной задаче речи;

- конструирование текстов с опорой на полученные речеведческие знания; выразительное чтение по тексту и наизусть прозаических и стихотворных произведений;

- работа с толковыми и лексикологическими словарями и справочниками с целью закрепления норм литературного языка;

- создание речевых ситуаций с целью употребления этикетных формул обращения, приветствия, прощания и т.д. (диалог, разговор по телефону и т.д.);

- стилистический анализ текстов

- выполнение лабораторных работ.

^ Виды самостоятельной работы учащихся:

- составление плана лекции учителя;

- составление тезисов и статьи учебного пособия (по заданию учителя);

- конспектирование материалов по предложенному учителем пособию;

- ответы на вопросы анкеты, подготовленные учителем;

- подготовка семинару на тему "Проявление стилевых особенностей в текстах разных типов";

- написание рефератов;

- публичное выступление с ними;

- рецензирование учащимся докладов, подготовленных товарищами;

- ответы на задания текста;

- составление собственных текстов;

- пересказ публицистических текстов культуроведческой направленности с целью проявления учащимся себя как личности, способной по-своему выразить мысли и чувства;

- поиск информации по теме, предложенной учителем в словарях и других источниках.

Программа элективного курса "Развитие речевой культуры" разработана для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного заведения и ориентирована на то, чтобы помочь им в выборе профиля и подготовить к успешному обучению в профильной школе.

Курс рассчитан на 16 часов.

^ Учебно-тематический план

зан.

Тема

Кол.ч.

Понятийная основа

Форма занятий

1.

Текст и его части. Синтаксические средства связи. Повторение и углубление изученного в младших классах.

1 ч.

1) отрабатываются понятия: предложение, текст;

2) рассматриваются признаки текста.

Лекция

2.

Тема текста

(широкая и узкая).

1 ч.

1) обработка понятий: тема текста, широкая тема, узкая тема;

2) обрабатывается такой признак текста, как тематическое единство.

Практикум

3.

Основная мысль текста.

1 ч.

1) обрабатываются речеведческие понятия: текст, тема текста, основная мысль текста.

Беседа

4.

Стили речи (разговорный, научный, художественный).

1 ч.

1) обрабатываются понятия: речевая ситуация, стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль речи;

2) особенности каждого стиля речи.

Семинар

5.

Основные признаки разговорного стиля речи.

1 ч.

1) обрабатываются понятия: стили речи, разговорный стиль речи;

2) раскрываются признаки разговорного стиля речи.

Текстуальный анализ языковых средств

6.

Научный стиль речи и его языковые средства.

1 ч.

1) отрабатываются понятия: стили речи, научный стиль речи;

2) рассматриваются языковые средства научного стиля речи.

Текстуальный анализ языковых средств

7.

Особенности художественного стиля речи. Изобразительно-выразительные средства художественного стиля.

1 ч.

1) обрабатываются понятия: стили речи, художественный стиль речи;

2) рассматриваются особенности художественного стиля речи, его изобразительно-выразительные средства.

Текстуальный анализ языковых средств

8.

Виды речи (устная, письменная, монологическая, диалогическая речь)

1 ч.

1) отрабатываются речеведческие понятия: речь, устная и письменная, монологическая речь, диалогическая речь, монолог, диалог;

2) рассматриваются особенности каждого вида речи.

Творческая мастерская: редактирование тестов

9.

Диалог, этикетные диалоги.

1 ч.

1) отрабатываются понятия: монолог, диалог, этикет, этикетный диалог;

2) раскрывается структура диалога, рассматриваются особенности этикетных диалогов;

3) закладываются основы этикетной культуры.

Беседа, учебный диалог

10.

Типы речи (описание, повествование с элементами описания, рассуждение, рассуждение с элементами описания и повествования).

1 ч.

1) отрабатываются понятия: речевая ситуация, стили речи, типы речи;

2) специфические черты каждого типа речи.

Семинар

11.

Повествование с элементами описания и его структура

1 ч.

1) отрабатываются понятия: типы речи, повествование с элементами описания;

2) рассматриваются особенности повествования с элементами описания как типа речи.

Творческая мастерская: редактирование текстов

12.

Описание и его отличительные признаки. Виды описаний (научное, художественное).

1 ч.

1) отрабатываются понятия: стили речи, типы речи, описание;

2) раскрываются характерные черты описания;

3) рассматриваются виды описаний (научное, художественное)

Практикум, групповая работа

13.

Структура описания, композиционные особенности научного и художественного описания. Сочинение - описание местности.

1 ч.

1) отрабатываются понятия: типы речи, описание, описание предмета, научное описание предмета, художественное описание предмета.

Сочинение - описание

14.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение и его структура. Доказательство в рассуждении.

1 ч.

1) отрабатываются понятия: основная мысль текста, типы речи, рассуждение;

2) рассматриваются признаки рассуждения как типа речи;

3) раскрывается структура рассуждения (тезис - аргументы - вывод).

Творческая мастерская: редактирование текстов

15.

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания портрета.

1 ч.

1) отрабатываются понятия: тема текста, основная мысль текста, стили речи, типы речи, описание, описание портрета;

2) изучаются языковые средства, используемые при описании портрета.

Подробное изложение

16.

Понятие о рассказе. Невыдуманный рассказ о себе. Сочинение - рассказ о себе.

1 ч.

1) отработка понятий: типы речи, повествование, рассказ, невыдуманный рассказ (о себе)

Сочинение-рассказ

^ Содержание программы

Тема 1. Текст и его части. Синтаксические средства связи.

Текст и его признаки. Абзац. Вопросный и назывной планы текста. Тезисный план. Средства и способы связи предложений и абзацев текста. Синтаксические средства связи. Синтаксический параллелизм в строении предложений. Композиция текста: зачин, средняя часть, концовка.

Тема 2.Тема текста(широкая и узкая). Микротема.

Тема 3.Основная мысль текста.

Тема 4.Стили речи (разговорный и книжные).

Зависимость речи от условий (сферы) общения. Характеристика стилей речи на всех уровнях языка. Проявление стилевых особенностей в текстах разных жанров (текст по выбору учителя).

^ Тема 5. Основные признаки разговорного стиля речи.

Цель высказывания. Сфера применения. Средства языка, характерные для стиля.

Тема 6.Научный стиль речи и его языковые средства.

Цель высказывания. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства.

^ Тема 7.Особенности художественного стиля речи. Изобразительно - выразительные средства художественного стиля.

Цель высказывания. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства.

Тема 8.Виды речи.

Устная, письменная, монологическая, диалогическая речь. Строение видов речи.

Тема 9. Диалог, этикетные диалоги.

Культура вербального поведения в речевом общении. Согласие и несогласие с мнением собеседника, выяснение мнения собеседника, выражение уверенности.

Тема 10.Типы речи.

Описание, повествование с элементами описания, рассуждение, рассуждение с элементами описания и повествования.

Строение текста. Способы связи предложений в тексте (параллельный и цепной). Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте.

^ Тема 11. Повествование с элементами описания и его структура.

Сочетание разных типов речи в одном тексте.

Тема 12.Описание и его отличительные признаки.

Виды описаний (научное, художественное).

Тема 13.Структура описания, композиционные особенности научного и художественного описания.

Сочинение - описание местности.

Тема 14.Рассуждение в повествовании.

Рассуждение и его структура. Доказательство в рассуждении.

Тема 15.Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания портрета.

Тема 16. Понятие о рассказе. Невыдуманный рассказ о себе.

Сочинение - рассказ о себе.

Рекомендуемая и используемая литература

  1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996

  2. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.

  3. Клубков П. А. Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб., 2000.

  4. Ладыженская Т. А. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. - 1992 - №3 - 6; 1993 - №1 - 2.

  5. Петрянкина Е. И. Функционально - семантический аспект интонации. - М., 1988.

  6. Скворцов Л. И. Что угрожает литературному языку? // Русский язык в школе. - 1994, №5.

  7. Солганик Г. Л., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культуры речи. - М., 2002.

  8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

  9. Шустрова Л. В. Практическая стилистика русского языка. - М., 1994.