uzluga.ru
добавить свой файл



Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс.

Пояснительная записка.

Составной частью предмета «Кубановедение», реализуемого в каждом учреждении системы общего образования Краснодарского края с 1 по 11 класс, являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубановедение» – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, кубановедение можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

Учитывая интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел «Кубань – многонациональный край» становится сквозным для всех ступней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной программы, но не мене 2-х в каждой параллели. Включение в программу указанного модуля возможно реализовать в рамках вводного и итогового занятий. Вводный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия обучающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения – что известно о Кубани как многонациональном крае, и воспитательных эффектов в процессе социализации школьников – какие поведенческие ориентиры выбирают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном пространстве Краснодарского края.

Кроме этого, рекомендуется усилить уже введенные в программу темы, раскрывающие историю появления тех или иных народов на Кубани, констатирующие их вклад в развитие региона, особенности материальной и духовной культуры и повседневной жизни с постоянным акцентированием внимания на положительном историческом опыте общения народов, населяющих Кубань. Для создания всеобъемлющего представления о формировании этнокультуры в регионе, а так же реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий необходимо максимально использовать часы, отведенные на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

По выбору учителя, в зависимости от компактного проживания представителей отдельных диаспор на определенной территории, а также национальной принадлежности учащихся в классе, возможно организовать знакомство с творчеством народных мастеров декоративно-прикладного искусства, представителями национальной творческой интеллигенции, фольклорными коллективами своего населенного пункта, посещение местного музея с последующим вовлечением обучающихся в соответствующую кружковую, поисковую и научно-исследовательскую деятельность. В старшей школе особую актуальность приобретают социально значимые проекты, нацеленные на поддержание межнационального мира на Кубани.

Методологической основой преподавания тематического модуля «Кубань – многонациональный край» является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержащая систему фундаментальных социальных и педагогических требований и понятий. Среди них:

  • поликультурный подход

  • формирование национального самосознания (идентичности)

  • многообразие культур и народов

  • межэтнический мир и согласие

  • базовые национальные ценности.


В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся предполагается их последовательная идентификация с семьей, культурно-региональной общностью, многонациональным народом Российской Федерации. Приоритетным в начальной школе должно стать осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России; понимание и поддержание семейных нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки; привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России; формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.

На ступени среднего общего образования на первый план выходит освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения народов, накопленного в ходе исторического развития российской государственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

В старшей школе особую ценность приобретают осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины Кубани как составной части российской гражданской нации; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации; формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; освоение культуры межнационального общения в современном мире.

Содержание.

Класс

Кол-во часов

Тема

Элементы содержания

1

1

Мой родной край.

Вводный урок. Многонациональный состав жителей Кубани.

1

1

Будем знакомы.

Наш класс – многонациональная семья.

1

1

Школьная дружба.

Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов.

1

1

Семейные традиции.

Семейные традиции народов Кубани

1

1

Люблю тебя, мой край родной.

Итоговое занятие. Ценность семьи. Мой дом. Родная земля

2

1

Моя малая родина.

Вводный урок. Земля отцов – моя земля. Мы разные, но мы вместе.

2

1

Ремесла на Кубани.

Национальные особенности ремесел жителей Кубани.

2

1

Традиционное жилище народов Кубани

Дом, в котором жили наши предки.

2

1

Религиозные праздники народов Кубани

Многообразие религий как единство народов.

2

1

День Победы – всенародный праздник.

Победа деда – моя победа.

Итоговое занятие. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу. Необходимость воспитания взаимопомощи, коллективной ответственности за свои поступки.

3

1

Нет в мире краше Родины нашей.

Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины.

3

1

Добрые соседи.

Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае.

3

1

Народные обычаи и традиции.

Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань.

3

1

Земля отцов – моя земля.

Итоговое занятие. Приобщение к культуре и традициям предков – основа мира и согласия.

4

1

Береги землю родимую, как мать любимую.

Вводный урок. От семейных ценностей к культурно-региональной общности.

4

1

Одежда жителей Кубани.

Национальные костюмы народов, населяющих Кубань.

4

2

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани.

Традиционные праздники народов Кубани.

4

1

Жизнь дана на добрые дела.

Итоговое занятие (проектная работа).

5

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.

5

1

Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.

Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племен, населяющих Кубань в древности.

5

1

Роль греческой колонизации и Боспорского царства

Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

5

1

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи.

Итоговое занятие. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.

6

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

6

2

Народы Кубани в эпоху Средневековья.

Великое переселение народов. Новые этнические группы в регионе: гунны, булгары, авары, хазары. Восточные славяне в Прикубанье и их отношения с зихами, касогами, адыгами. Основание и расцвет Тмутараканского княжества как результат единения разных народов и племен. Совместная борьба народов Северного Кавказа с татаро-монгольским завоеванием. Адыги, армяне (черкесо-гаи) и ногайцы. Взаимоотношения горцев и Московской Руси. Язычество славян и адыгов. Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Проникновение ислама на Северный Кавказ. Особенности культуры, быта, традиций народов Кубани вашей местности.

6

1

Общность исторических судеб народов Кубани.

Итоговое занятие. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности.

7

1

Земля отцов – моя Земля.

Вводный урок. Геополитическое положение региона в XVII – XVIII вв. Полиэтничный состав населения.

7

3

Повседневная жизнь и фольклор народов, населявших Кубань в XVII – XVIII вв.

Быт, материальная, духовная и художественная культура адыгов и тюркского населения. Основные занятия и уклад жизни казаков-некрасовцев. Быт гарнизонов суворовских укреплений.

7

1

Уголок России – отчий дом.

Итоговое занятие. Особенности этнокультуры народов, населяющих Кубань. Принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторческой и духовной жизни родного села, станицы, города, района, края.

8

1

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX в.

Расширение национального состава. Формирование основ гражданского, национального сознания. Пути складывания взаимовыгодного сотрудничества и общности исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России.

8

4

Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья в XIX в.

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. Местные названия географических объектов, окружающего мира, элементов этнокультуры. Богатство музыкального кубанского фольклора. Традиционная культура казачества, иногороднего крестьянства и нерусских переселенцев-колонистов (армяне, болгары, греки, грузины, крымские татары, молдаване, немцы, поляки, чехи и др.).

8

1

Развитие профессиональной культуры.

Образовательный и культурный уровень жителей многонациональной Кубани в XIX в. Формирование национальной интеллигенции. Национальные творческие коллективы.

8

1

Кубань многонациональная.

Итоговое занятие. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности этнокультуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.

9

1

Кубань в XX – XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия.

Вводный урок. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего государства.

9

1

Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края.

Национальный состав населения. Конфессии в Краснодарском крае. Трудовая миграция. Культурные и спортивные достижения кубанцев. Межкультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства.

9

1

Укрепление межнационального мира на Кубани.

Итоговое занятие. Межнациональное общение как социальная потребность многонационального общества. Профилактика межнациональных конфликтов.

10

1

Я гражданин своей страны.


Вводный урок. Развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности.

10

2

Этническая история Кубани.

Народы Кубани с древности до наших дней. Вхождение народов региона в состав России. История формирования региональной многонациональной общности.

10

1

Диалог культур.

Дети разных народов, мы мечтою о мире живём.

Итоговое занятие. Формы межэтнического взаимодействия. Традиционная культура в жизни народов. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

11

1

Национальный идеал и ценности.

Мы – россияне.

Вводный урок. Народ, нация, национальное государство. Национальный воспитательный идеал. Образ страны и национальная идентичность. Патриотизм, гражданственность, социальная и национальная солидарность.

11

1

Многообразие культуры как фактор

единства народов.

Особенности современного этноконфессионального состава Краснодарского края (адыги, армяне, ассирийцы, белорусы, болгары, греки, евреи, кабардинцы, курды, молдаване, немцы, поляки, русские, татары, украинцы, чехи, черкесы, эстонцы и др.).

11

1

Культура межнационального общения.

Итоговое занятие. Этнополитическая сфера. Правовая культура в межнациональном взаимодействии. Трудовая миграция и социально-трудовые отношения. Преодоление и профилактика межнациональных конфликтов.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ

«КУБАНЬ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАЙ»


  1. Теоретико-методологические основы поликультурного подхода в образовании, этнотолерантности и культуры межнационального общения


1.1. Программные документы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

^ 1.2. Учебная литература

  1. Балицкая, И. В. Поликультурное образование: учеб. пособие / И. В. Балицкая. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003. - 60 с.

  2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : [учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений] / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 167 с.

  3. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова. - М: Академический Проект, 2004. - 176 с.

  4. Кукушин, В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: пособие для учителя / В.С.Кукушин. - Ростов н/Д: ГинГО, 2002. - 405 с.

  5. Толерантность и культура межнационального общения: учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред Е.А.Журавлевой, В.В.Шалина. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. - 307 с.

  6. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края / отв. ред. С.Л. Дударев. – Армавир: РИЦ АГПА, 2011. – 112 с.


^ 1.3. Справочная литература
    1. Аксенова А.Ю. Этнотолерантность подростка. Воспитание в семье и школе: словарь / А.Ю. Аксенова, Н.С. Александрова, Е. Е. Алексеева; под ред. А.Г. Козловой. - СПб.: Речь, 2007. - 331 с.



^ 1.4. Научная литература

  1. Аракелян, О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В.Аракелян. М.: МГПУ, 1997. - 22 с.

  2. Аракелян, О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание / О.В.Аракелян. - М.: Грааль, 2001. - 80 с.

  3. Аракелян, О.В. Поликультурная школа - новая модель в системе образования / О.В. Аракелян // Воспитание школьников. - 2010. - №3.- С.11-17.

  4. Аракелян, О.В. Поликультурное просвещение в разных типах учебных заведений [Текст] / О.В. Аракелян // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №1. - С. 146-157.

  5. Бессарабова, И.С. Поликультурная подготовка педагога в России и США / И.С.Бессарабова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 8. - С. 70-72.

  6. Бессарабова, И.С. Основные этапы формирования этнотолерантности / И.С.Бессарабова // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 1. - С. 57-58.

  7. Биттуев, Х.Х. О воспитании культуры межнационального общения на основе традиции этнической нравственной культуры / Х.Х.Биттуев // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2009. - № 10. - С. 134-137.

  8. Борытко, Н.М. Поликультурный подход в воспитании / Н.М.Борытко // Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: сб. трудов Первой Международной научно-практической конференции.- URL: http://pi.sfedu.ru/ pageloader.php?pagename=/structure/publishing_centre/collections_of_works/conf4/boritko

  9. Воловикова, М.Л. Историко-педагогические аспекты развития теории и практики многокультурного образования в США / М.Л.Воловикова. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

  10. Воловикова, М.Л. К вопросу об историко-антропологических корнях поликультурного образования / М.Л.Воловикова // Кросс-культурный подход в науке и образовании: мат. Международного междисциплинарного семинара. - Новосибирск: НГПУ, 2009.

  11. Гасанов, Н.Н. О культуре межнационального общения / Н.Н.Гасанов // Социально-политический журнал. -  1997. -  № 3.

  12. Гасанов, Н.Н. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе / Н.Н.Гасанов // Педагогика. -  1994. -  № 5. 

  13. Гукаленко, О.В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи / О.В. Гукаленко // Академия пед. и социальных наук (Москва). Известия Академии педагогических и социальных наук / ред.-сост. С.К. Бондырева. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - Вып.9: Педагогические традиции в этногенезе. - C. 121-128.

  14. Гукаленко, О.В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи / О. В. Гукаленко // Известия Российской академии образования: науч. журн. - 2006. - №4. - C. 27-34.

  15. Даракчян, Г.О. Формирование межнациональной культуры общения как составной части этнополитической культуры студенческой молодежи: на материалах Краснодарского края : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Даракчян Гурам Олегович. - Ростов-на-Дону, 2008 - 144 с. ил.

  16. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ / А. Н. Джуринский; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. пед. ун-т. - М.: Прометей, 2006. - 158 с.

  17. Ершов, В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. - 29 с.

  18. Клюканов, И.Э. Динамика межкультурного общения: к построению нового концептуального аппарата : дис. ... д-ра фил. наук / И. Э. Клюканов ; Твер. гос. ун-т. -Тверь, 1999. - 290 с.

  19. Колобова, Л.В. Поликультурное образование и личность: монография / Л.В.Колобова. М.: НВИ – Тезаурус, 2006. 396 с.

  20. Колобова, Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании / Л.Б.Колобова // Кирьякова А.В. и др. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике.- М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - 578 c.

  21. Куропятник, А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ / А. Куропятник; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 205 с.

  22. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации // Язык и образование в диалоге культур: мат. 44-й науч.-метод. конференции "Университетская наука - региону". - Ставрополь, 2000. - С. 3-15.

  23. Макаев, В.В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В. Макаев, Малькова З.А., Супрунова Л.Л. // Педагогика. - 1999. - №4. - С. 3-10.

  24. Макаев, В.В., Малькова, З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. -1999.-№4.- С. 3-10.

  25. Мельничук А.В., Ткач Л.Т. Диагностика трудностей работы с детьми в поликультурном образовательном пространстве / А.В.Мельничук, Л.Т.Ткач // Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: сб. трудов Первой Международной научно-практической конференции. - URL: http://pi.sfedu.ru/ pageloader.php?pagename=/structure/publishing_centre/collections_of_works/conf4/melnichuk.

  26. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе: монография / Г. В. Палаткина. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. - 196 с.

  27. Палаткина, Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г. В. Палаткина // Начальная школа. - 2003. - №11. - С. 65-72.

  28. Синтяева, Г.А. Поликультурный подход к развитию толерантности педагога / Г.А.Синтяева // Ярославский педагогический вестник.- 2010.- № 4.- Т. 2. Психолого-педагогические науки.- С. 16-18.

  29. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / Л.Л.Супрунова // Magister. 2000. - №3. - С. 77 - 81.

  30. Супрунова, Л.Л. Поликультурный подход к использованию идей этнопедагогики в современной российской школе. / Л. Л. Супрунова // Мир образования - образование в мире. - 2004. - №4. - С.71 - 79.

  31. Федюнина, С.М. Концептуальные основания и условия мультикультурализма в современном российском обществе: дис. ... д-ра соц. наук : 22.00.06 / Федюнина Светлана Михайловна. - Саратов, 2008. - 370 c.

  32. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика: сб. науч.-метод. статей. - М.: МОДЭК, 2003. - 368 с.

  33. Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы. - Ростов н/Д: Администрация Ростовской области; НИИ «Каскад»; ИУБиП, 2002.

  34. Чупалова, Д.Г. Развитие поликультурного образования в многонациональной школе: На материале начальной школы Республики Дагестан: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Махачкала, 2005. - 232 с. : ил.

  35. Шафикова, А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.В. Шафикова; Казан. гос. ун-т. - Казань, 1998. - 21 с.: ил.

  36. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения / Е.И. Шлягина, И.М. Карлинская // Психология общения: проблемы и перспективы: тезисы докладов Международной конференции. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология 2000», 2000. - 354 с.


^ 2. Содержательное наполнение тематического раздела

«Кубань – многонациональный край»


2.1. Справочная литература

  1. Народы России: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.: ил.

  2. Кубань многонациональная : этногр. слов.-справ. / В. И. Колесов [и др.]. - Краснодар: Администрация Краснодарского края, 2007. - 233, [5] с., [4] л. фот.



^ 2.2. Научная и научно-популярная литература

  1. Адыги, балкары и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII – XIX вв. / сост. В.К.Гарданов. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - 635 с.

  2. Алиева, У.М. Народы Северного Кавказа во взаимоотношениях России с Османской империей и Иранской державой. 70-е гг. XVIII - 20-е гг. XIX в.: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2008. 172 с.

  3. Анфимов, Н. В. Курганы рассказывают... Краснодар: Кн. изд-во, 1972.

  4. Анфимов, Н.В. Древнее золото Кубани: Из кол. Гос. Эрмитажа, Гос. ист. музея (Москва), Гос. музея искусств народов Востока (Москва), Краснодар. гос. ист.-археол. музея-заповедника, Адыг. обл. краевед. музея / Н. В. Анфимов. - Краснодар : Кн. изд-во, 1987. – 227 с.: ил.

  5. Артамонов, М.И. История хазар / М. И. Артамонов; Гос. Эрмитаж, Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. 548 с.: 4 л. цв. ил.

  6. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. - М.: Наука, 1984. - 392 с.

  7. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. - М.: Наука, 1981. - 302 с.: ил.

  8. Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. - М.: Наука, 1989. - 464 с.

  9. Археология. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа.- М.: Наука, 1994. - 384 с.

  10. Ахмадов, Я.З. Народы Северного Кавказа во внешней политике России, Ирана и Османской империи (XVI — первая четверть XVIII в.) Автореф. дис. ... д-ра ист.наук. Ростов н/Д, 1989.

  11. Власть и общество: национальная политика и межэтнические отношения (исторический опыт и современность) 1906–2006 гг.: Матер. краевой научно-практ. конф. / отв. ред. В.Е. Щетнев. Краснодар, 2006.

  12. Воронов, Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей / Ю.Н.Воронов. Краснодар: Кн. изд-во, 1979.

  13. Гадагатль, М.А. Героический эпос «Нарты адыгских (черкесских) народов». - Майкоп, 1987.

  14. Гаджиева, С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX начале XX в. - М.: Наука, 1976. - 227 с.: ил.

  15. Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа IV – X вв. / А.В.Гадло. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. – 217 с.

  16. Галанина, Л.К. К проблеме взаимоотношений скифов с меотами (по данным новых раскопок Келлермесского курганного могильника) / Л.К.Галанина // Советская археология. - 1985. - №3.

  17. Гангур, Н.А. Материальная культура кубанского казачества: [В 2 т.]. Научное издание. Краснодар: Традиция, 2009. Т. I: Конец XVIII - середина XIX века. 288 с., ил. Т. II: Середина XIX – начало ХХ века. 272 с., ил.

  18. Гапуров, Ш.А. Северный Кавказ в политике России в начале XIX века (1801-1815 гг.). Нальчик, 2004.

  19. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г.). М., 1988.

  20. Кабузан, В.М. Население Северного Кавказа в XIX–XX веках. Этностатистическое исследование. СПб., 2006.

  21. Керашев, А.Т. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX в.) / А.Т.Керашев, А.Ю.Чирг. - Майкоп, 1991.

  22. Кидирниязов, Д.С. Ногайцы в XV-XVIII вв. Махачкала, 2000.

  23. Кубань – Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Краснодар,2006. Вып. 1.

  24. Лысенко, Н.Ф. Религии Северо-Западного Кавказа. Майкоп, 2007.

  25. Матвеев, О.В., Ракачев, В.Н., Ракачев Д.Н. Этнические миграции на Кубани: история и современность. Краснодар, 2003.

  26. Марковин, В. И. Дольмены Западного Кавказа / В.И.Марковин. М.; Наука, 1978.

  27. Марковин, В. И. Испун – дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа / В.И.Марковин. - Краснодар: Кн. изд-во, 1985. - 112 с.: ил.

  28. Материалы по археологии Кавказа. - М., 1904. - Т. 9.

  29. Махортых, С.В. Скифы на Северном Кавказе / С. В. Махортых; АН УССР, Ин-т археологии. - Киев: Наук. думка, 1991. - 130 с.: ил.

  30. Меоты – предки адыгов: [Сб. ст.] / Адыг. НИИ экономики, яз., лит. и истории; [Отв. ред. Н. В. Анфимов; Предисл. Б. Б. Пиотровского]. – Майкоп: [Б. и.], 1989. - 159 с.

  31. Меретуков, М.А. Русско-адыгейские культурные связи (вторая половина XIX – начало XX в.) // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. - Краснодар, 1991.

  32. Мировое наследие Кубани / Word Heritage of the Kuban. Ростов н/Д., 2010.

  33. Мунчаев, Р. М. Кавказ на заре бронзового века. - М., 1974.

  34. На краю Ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского. Из фондов Государственного исторического музея, Государственного музея Востока, Краснодарского гос. историко-археологического музея-заповедника. 30 мая - 15 августа 2002 г. М., 2002.

  35. Невская, В.П. Присоединение Черкесии к России и его социально-экономические последствия. - Черкесск, 1956. - 168 с.

  36. Ногайцы в известиях русских, западноевропейских и восточных авторов XV-XVIII вв. - Махачкала, 1999.

  37. Ногайцы Дагестана и Северного Кавказа (документы XVII-XVIII вв.). - Махачкала, 1998.

  38. Очерки истории Адыгеи: В 2 т. Т. 1 / [Редкол.: С. К. Бушуев (отв. ред.) и др.].- Т. 1. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1957. - 484 с.

  39. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / под общ. ред. В.Н.Ратушняка. - Краснодар: Советская Кубань, 1996. - 656 с.

  40. Плетнева, С.А. Хазары / С. А. Плетнева; Отв. ред. Б. А. Рыбаков; АН СССР. - М. : Наука, 1986. - 89 с.

  41. Пукиш, В.С. Чехи Северного Кавказа: годы и судьбы6 1868–2010. Ростов-на-Дону, 2010.

  42. Ракачев, В.Н., Ракачева Я.В. Народонаселение Кубани в XX веке: историко-демографическое исследование. Краснодар, 2005. Т. 1; Краснодар, 2007. Т. 2.

  43. Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В.А. Тишкова. М., 2007.

  44. Селицкий, А.И. Поляки на Кубани: исторические очерки. Краснодар, 2008.

  45. Смирнов, А.П. Скифы / А.П.Смирнов. - М.: Наука, 1966.

  46. Смирнов, К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии / К.Ф.Смирнов. - М.: Наука, 1984. - 184 с.

  47. Сокольский, Н.И. Таманский толос и резиденция Хрисалиска / Н.И.Сокольский. - М.: Наука, 1976. - 125 с.: ил.

  48. Сокровища курганов Адыгеи: каталог выставки. - М.: Советский художник, 1985.

  49. Сохранение и актуализация историко-культурного наследия народов Северного Кавказа и формирование толерантной личности музейными средствами: мат. Северо-Кавказской региональной науч.-практ. конференции. - Краснодар, 2007.

  50. Степи Европы в эпоху средневековья: сб. науч. ст. / гл. ред. Евглевский А.В.; Ин-т археологии НАН Украины; Донецкий гос. ун-т. - Донецк: ДонГУ, 2000. - Т.1. - 399 с. - (Тр. по археологии).

  51. Трубачев, О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье / О.Н.Трубачев; РАН; Ин-т русского языка им. В.В.Виноградова. - М.: Наука, 1999. - 320 с.

  52. Формозов, А. А. Памятники первобытного искусства / А.А.Формозов. - 2-е изд. - М., 1980.

  53. Чекменев, С.А. Из истории меновой торговли с горскими народами на Северном Кавказе в конце XVIII первой половине XIX в. // Труды Карачаево-Черкесского НИИ.- Ставрополь, 1970. - Вып. 6. - С. 272-298.

  54. Чекменев, С.А. К истории дружественных взаимоотношений между русскими и северокавказскими народами в конце XVIII первой половине XIX вв. // Труды Карачаево-Черкесского НИИ. - Ставрополь, 1970. - Вып. 6. - С. 226-271.


Дополнительную информацию можно найти на сайтах:

http://www.admkrai.kuban.ru

http://www.kubangov.ru/ – сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края – изображение районов края;

http://identity2010.ru – «Инновационные модели поликультурного образования для системы общего образования». Педагогические технологии, программы, исследования, тренинги, статьи, учебно-методические пособия;

http://kubanetnos.ru – официальный сайт Краснодарской краевой общественной организации «Центр национальных культур». Национальные общины, национальные праздники на Кубани, этнические новости;

http://kulturnoe-nasledie.ru – информационно-справочный ресурс «Объекты культурного наследия: памятники истории культуры народов Российской Федерации». Перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края (археология, история, архитектура, монументальное искусство);

http://culturemap.ru – проект «Культура регионов России», посвященный многонациональной культуре России. Традиционная культура Краснодарского края;

http://www.nazaccent.ru – медиа-проект «Национальный акцент». Публикации по национальным вопросам. Энциклопедия народов России;

http://narodru.religare.ru – интернет-журнал "Народы России. Единство в многообразии". Информационно-аналитический ресурс, посвященный всему спектру проблем национальной политики России. Краткая справочная информация о народах России, публикации по вопросам национальной политики;

http://www.russiafederation.ru/ethnography/ – этнография России на сайте «Российская Федерация». Справочная информация по народам России 4

http://kvkz.ru – сайт «Кавказ»: история и культура народов Кавказа. Статьи, музыка, фото, видео;

http://www.fca.narod.ru/kuban.html – история Кубани, народы Краснодарского края на портале «Кавказ»;

http://www.spektr.info/articles/narodi/ – статьи о культуре народов Кавказа на открытом портале юга России «Спектр. Инфо»;

http://www.mashtots.ru – независимый информационно-научный армянский ресурс Кубани «Маштоц». История армянской общины на Кубани;

http://www.nvrskgreek.ru – Новороссийское греческое общество. История греческой диаспоры Новоросийска;

http://www.poloniakubania.ru - сайт краевого Польского центра «Единство»;

http://www.rusdeutsch.ru – информационный портал российских немцев (проект международного союза немецкой культуры). Материалы по истории российских немцев. Электронная библиотека;

http://www.yuga.ru – информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);

http://www.ekaterinodar.com/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;

http://www.cossackdom.com – история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;

http://krasnodar.bip.ru – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;

http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;

http://www.krinitza.ru/ – ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии

http://darkaterina.narod.ru/ – Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;

http://www.kkx.ru/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт. Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли;

http://kultura.kubangov.ru – культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;

http://www.ignatovka.ru/ – Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых;

http://pushkin.kubannet.ru/ – Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина

http://www.krasnodarkr.ru/ – Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика;

http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples – энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.


Ректор ККИДППО Е.А. Семенко