uzluga.ru
добавить свой файл

УТВЕРЖДАЮ

директор МКОУ Щетинкинской ООШ №27

__________М. А. Сычева

Приказ №_____________

«___» __________2012 г.


Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.


Цели программы:

  1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

  2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

^ Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;

  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;

  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;

  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.



Приложение 1


^ Фактор риска


Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.


Индивидуальные

факторы риска

Низкая самооценка

Агрессивность

Положительные установки по отношению к наркотикам

Плохая успеваемость

Нарушения поведения

Застенчивость

^ Факторы риска в группе сверстников

Давление сверстников

Друзья, употребляющие алкоголь

Нежелание учиться

Дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики

^ Семейные факторы риска

Конфликты в семье

Отсутствие дисциплины

Безнадзорность

Физическое и психологическое насилие в семье

Родители, употребляющие алкоголь и наркотики


Приложение 2

^ Координационный план работы с детьми группы риска



Мероприятия

Классн. рук.

Соц.

пед.

Пси-холог

Зам. дир. по УВР

Зам. дир. по

ВВР

Совет профи-лактики

Род. комитет

^ I. Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта класса






















2.

Составление характеристик на детей группы риска






















3.

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции






















4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями






















5.

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся






















6.

Организация досуга и кружковой деятельности






















7.

Составление административных писем, ходатайств и др. документ.






















8.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами






















9.

Организация летней занятости






















^ II. Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий






















2.

Контроль текущей успеваемости






















3.

Вовлечение учащихся в кружки и секции






















4.

Проведение профилактических бесед






















5.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися






















6.

Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам






















7.

Содействие в трудоустройстве






















8.

Проведение психодиагностики






















9.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута






















10

Разбор конфликтных ситуаций






















^ III. Работа с родителями

1.

Посещение семей группы риска






















2.

Проведение консультаций






















3.

Приглашение на советы профилактики






















4.

Выступления на род. собраниях






















5.

Разработка рекомендаций по вос-

питанию детей и улучшению взаимоотношений






















^ IV. Работа с педколлективом

1.

Осуществление обмена необход.

информацией с предметниками






















2.

Консультации по результатам диагностики






















3.

Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска






















4.

Выступление на педсоветах






















5.

Проведение деловых игр, семина- ров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска
























Приложение 3

^ План реализации Программы


Организационные мероприятия

Работа с учащимися

Работа с родителями

Работа с пед. коллективом

1. Корректировка социальных паспортов классов

2. Составление характеристик на детей группы риска

3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся

5.Организация контроля кружковой деятельности

6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами

1. Контроль посещаемости занятий

2.Контроль текущей успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам

6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы.

7. Разбор конфликтных ситуаций


1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Совет профилактики

4. Выступления на родительских собраниях

5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений

6. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками

2. Консультации по результатам диагностики

3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска

4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»

1. Организация занятости детей во время каникул

2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.

1. Контроль посещаемости занятий

2. Контроль текущей успеваемости

3. Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Разбор конфликтных ситуаций

6. Проведение диагностики межличностных отношений

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Совет профилактики

4. Выступления на родительских собраниях

5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее».

1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска.

2. Консультации по результатам диагностики.

3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание»



Приложение 4

^ Охват учащихся внеурочной досуговой деятельностью




^ Фамилия, имя учащегося

Класс

Название кружка, клуба, секции; их местонахождение

Занятость по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

1

Колотилова Анастасия

2

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















2

Конончук Павел

2

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















3

Кудина Елизавета

2

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















4

Абросимова Александра

3

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















5

Коваль Иван

3

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















6

Арнгольд Денис

4

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















7

Власов Алексей

4

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















8

Кочергин Алексей

4

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















9

Сычев Антон

5

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















10

Сычев Иван

6

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















11

Черноколпакова Кристина

6

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















12

Алексеев Влад

7

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00
















13

Карасев Дмитрий

8

Гармоничное развитие детей средствами гимнастики




16:00-

17:00


















Приложение 5

Анкета для родителей


  1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

    1. нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)

    2. побеги из дома

    3. грубость, сквернословие

    4. употребление алкоголя, пьянство

    5. курение

    6. раннее начало половой жизни

    7. хулиганство

    8. унижение других

    9. воровство

    10. неподчинение, критика взрослых

    11. ношение «вызывающей» одежды

    12. отрицательное отношение к учебе

    13. драки, нанесение телесных повреждений

    14. употребление наркотиков

    15. что- то еще

      1. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?

      2. Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?

  1. не более 1часа

  2. 2-3 часа

  3. 4-5 часов

  4. 6-8 часов

  5. более 8 часов

  6. затрудняюсь ответить

    1. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?

    2. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?

  1. стремление получить сильные впечатления

  2. заболевания ребенка

  3. повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя

  4. неблагополучная ситуация в семье

  5. стремление к самостоятельности и независимости

  6. недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями

  7. отставание в учебе

  8. пренебрежение со стороны сверстников

  9. непонимание взрослыми трудностей детей

  10. недостаточная уверенность ребенка в себе

  11. отрицательная оценка взрослыми способностей детей

  12. стрессовые жизненные ситуации

  13. напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.)

  14. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации

  15. чрезмерная занятость родителей

  16. конфликты с родителями

  17. что- то другое______________________________________________________

    1. К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?

  1. классному руководителю

  2. школьному психологу

  3. социальному педагогу

  4. психотерапевту

  5. инспектору по делам несовершеннолетних

  6. врачам

  7. справились бы самостоятельно

  8. к кому – то еще

  9. затрудняюсь ответить

    1. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?

      1. да

      2. нет

      3. затрудняюсь ответить

        1. Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?



Приложение 6

Схема проведения опроса трудного подростка.


  1. Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.




  1. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.




  1. Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.




  1. Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).




  1. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.




  1. Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.




  1. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.




  1. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):

  • первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;

  • самооценка своей привлекательности;

  • начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.