uzluga.ru
добавить свой файл
1



ПРОГРАММА КУРСА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»


Пояснительная записка

В современных образовательных программах по технологии взят курс на повышение воспитательной и трудовой направленности содержания уроков труда, на которых закладываются основы политехнических знаний и умений, основы эстетической культуры, трудовой деятельности, представлений о дизайне.

Заложение фундамента общетрудовой подготовки предполагает прежде всего воспитание у младших школьников трудолюбия, бережного экономного отношения к материалам трудовой деятельности, формирование основ трудовой культуры.

Наблюдения уроков трудового обучения показывают, что важнейшие технико-технологические сведения учитель сообщает детям в форме рассказа, беседы. Закрепление же знаний ,как правило, организуется с помощью вопросов, которые требуют от учащихся осмысливания теоретических представлений.

Формирование трудовых умений происходит в процессе практической работы школьников при выполнении конкретной технологической операции или трудового процесса.

Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Многие учителя отмечают, что на этих уроках дети проявляют большую заинтерисованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и , что особенно важно, меньше утомляются.

Ручной труд- конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, развлечениях, быту.

Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной , творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего ручного труда учащихся, в их трудовом, нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании неоценима.

Эти положения составляют основу предлагаемых поурочных разработок по трудовому обучению учащихся начальных классов. Существенное значение в них имеет отбор видов труда и объектов трудовой деятельности, доступных для младших школьников.

Воспитание детей в традициях народного ремесла всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных вещей быта, приобщением к полезному труду, что также нашло отражение в занятиях: обучение технологическим приемам изготовления салфеток, прихваток, подставок и других необходимых предметов окружающего быта

Программа рассчитана на 1 год обучения для 2 класса

Общее количество часов: 34


Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.


Задачи:

● обеспечить активное участие детей в доступных им формах художественного, само деятельного творчества;

● научить определять и реализовывать художественные цели при создании замысла (эскиза) изделия, обучить умению планировать конечный результат своей работы;

● формировать технические навыки работы с материалами и инструментами (бумага, ткань, нитки, дерево, клей, игла и т. д.)и эстетические качества (художественный вкус, чувство красоты гармонии, нарядности и т. д.).

В начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, глины, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги. Создавая те или другие изделия,

дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда.

Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе работы не следует ставить жесткие требования непременно следовать данному рисунку. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в нее что-то свое. Пусть

ребята пофантазируют, ощутят радость познания, радость труда.


Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.



В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.



Содержание по художественному ручному труду составляют:

● работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров);

● работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптор-_анималистика , декоративных коллажей из сухих растений , соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, оставление декоративных букетов из сухих и живых растений),

● работа с бумагой, картоном (изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления, сувениров,оригами);

● работа с пластилином (изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, »рисование» жгутиками, приемом налепа и др.),

● работа с искусственными материалами(вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды).

Правильно организованный ручной труд в начальной школе, в семье дает детям учебные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями технологического мастерства, приобщает к народно-декоративному искусству, то есть подготавливает каждого ребенка к последующему этапу обучения технологии в средней и старшей школе.


^ Тематическое планирование



№ урока



Тема раздела, урока



Кол-во часов



1

2

3

4

5

6

7

8-9


10

11

12


13

14

15

16


17

18

19

20


21

22

23

24

25

26

27

28


29

30

31


32


33

34


^ I.Работа с бумагой


Аппликация «Воспоминание о лете»

Игрушки из бумаги

Поздравительная открытка

Аппликация ко Дню космонавтики

Елочка

Игры-сказки с фигурками оригами

Мастерская Деда Мороза

Изготовление масок, костюмов, гирлянд и игрушек для новогоднего праздника

Бумага в воздухе. Вертолетики

Самолеты

Телепередача «Умелые руки»

^ II. Работа с природными материалами


Сувенир из природных материалов

Сувенир «Подсвечник»

Игрушки.Сувениры

Аппликация из сухих листьев

III. Работа с пластилином


Лепка посуды из жгутиков

Рисунки из пластилина

Сюжетные скульптуры

Игрушки из пластилина

^ IV. Работа с тканью

Салфетки

Салфетка для завтрака

Изготовление декоративной игольницы

Гномик

Мартинички

Куклы на палец

Игрушки из помпонов

Коллаж из лоскутов

^ V. Работа с различными материалами


Фигурки из спичных коробков

Узоры из песка

Аппликация на свободную тему

VI. Сельскохозяйственный труд


Весенний уход за многолетними растениями в школьном цветнике

Осенняя обработка почвы

Черенкование комнатных растений

Лесная сказка(Экскурсия в лес или рощу)

Праздник труда




1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1


1

1

1





Всего за учебный год

34



^ Учебно-методическое обеспечение

  • Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982

  • Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.Н. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985, №4

  • Гусева И.М. Солёное тесто. Москва. Мой мир. 2006.

  • Сайт Страна Мастеров

  • http://stranamasterov.ru

  • Сайт Всё для детей

  • http://allforchildren.ru



Литература.



  • Гусева И.М. Солёное тесто. Москва. Мой мир. 2006.

  • Маврина Л.К. Веселые уроки. Аппликация. Москва. Стрекоза – Пресс. 2007.

  • Давыдова Т.Е. Веселые уроки. Игрушки из леса. Москва. Стрекоза – Пресс. 2008.

  • Данилено В.Я. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. №5

  • Поделки и сувениры из солёного теста , ткани, бумаги, природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.

  • М.О. Синеглазова Удивительное солёное тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

  • Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998.



Приложения


^ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ


При работе c разными материалами необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, санитарии и личной гигиены .Правила должны соблюдаться как учителем, так и учащимися.Правильное организованное занятие(урок) по трудовому обучению способствует физическому развитию детей и укреплению их здоровья.


Общие положения

1.Уроки (занятия) проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормативное освещение.


2.Выполнение технологических операции и работа учащихся с инструментами нормируется и контролируется учителем.


3.Работу осуществляют под руководством учителя, начинают и заканчивают ее с разрешения также учителя.

4.Инструменты общего пользования хранятся в специально отведенном месте. Острые и колющие инструменты обязательно должны быть в закрывающемся шкафу.


5.Категорически запрещено работать неисправаным инструментом.

6.После окончания работы обязательно убирают рабочее место.


Правила для учащихся.

Правила работы с природными материалами.


1.Не ломай растущие деревья, кустарники, травы.

2.Не обрабатывай сырые ,грязные корни и ветки.

3.Для резания веток и корней используй хорошо заточенный с тупым концом перочинный нож.

4.Обрабатывай шишки, желуди, каштаны на деревянной доске.

5.В сухих каштанах , желудях не делай отверстия шилом: их надо сверлить.

6.Обрезку шишек выполняй секатором.

7.Храни природные материалы в сухом месте.


Правила работы с глиной и пластилином.


1.Заготавливай глину только с разрешения и под руководством взрослых.

2.Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на стол, парту.

3.Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.

4.Не бросай остатки глины и пластилина.

5.Храни пластилин в коробочке отдельно от тетрадей и книг.

6.После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом.


Правила для взрослых

1.нии Обеспечить технику безопасности при использовании инструментов.

2.Приучать детей выполнять работу постепенно , переходя от простого к сложному.

3.Учить бережно обращаться с инструментами, экономно расходовать материал.

4Учить ребенка доводить работу до конца.

5.Приучать детей по окончании работы убирать рабочее место, класть инструменты на место.

6.Всячески поощрять инициативу ребенка в занятиях трудовым обучением и трудовой деятельностью , стремление мастерить игрушки и другие полезные предметы по своему замыслу.





№ урока




Тема раздела, урока



Кол-во часов



1

2

3

4

5

6

7

8-9


10

11

12


13

14

15

16


17

18

19

20


21

22

23

24

25

26

27

28


29

30

31


32


33

34

35

^ I.Работа с бумагой


Аппликация «Воспоминание о лете»

Игрушки из бумаги

Поздравительная открытка

Аппликация ко Дню космонавтики

Елочка

Игры-сказки с фигурками оригами

Мастерская Деда Мороза

Изготовление масок, костюмов, гирлянд и игрушек для новогоднего праздника

Бумага в воздухе. Вертолетики

Самолеты

Телепередача «Умелые руки»

^ II. Работа с природными материалами


Сувенир из природных материалов

Сувенир «Подсвечник»

Игрушки.Сувениры

Аппликация из сухих листьев

III. Работа с пластилином


Лепка посуды из жгутиков

Рисунки из пластилина

Сюжетные скульптуры

Игрушки из пластилина

^ IV. Работа с тканью

Салфетки

Салфетка для завтрака

Изготовление декоративной игольницы

Гномик

Мартинички

Куклы на палец

Игрушки из помпонов

Коллаж из лоскутов

^ V. Работа с различными материалами


Фигурки из спичных коробков

Узоры из песка

Аппликация на свободную тему

VI. Сельскохозяйственный труд


Весенний уход за многолетними растениями в школьном цветнике

Осенняя обработка почвы

Черенкование комнатных растений

Лесная сказка(Экскурсия в лес или рощу)

Праздник труда




1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1


1

1

1

1




Всего за учебный год

35