uzluga.ru
добавить свой файл



Рабочая программа


кружка по математике «Ступени математического познания»


учителя Емельяновой Светланы Сергеевны


Пояснительная записка


Формирование духовной культуры школьников – одна из наиболее серьезных и важных социальных проблем. От ее решения во многом зависит будущее нашего общества. Поэтому перед каждым учителем стоит задача воспитания всесторонне развитой личности с помощью своего предмета. Как известно, математика весьма сложна и трудна для усвоения учащимися. Школьная программа включает в себя огромный пласт математических знаний. Постигая их, ученики узнают, как выполнять действия с различными выражениями, как строить графики функций, как решать задачи и уравнения.

Однако о зарождении математики как науки, о великих ученых, продвигавших ее вперед, о профессии математика в школьных учебниках написано чрезвычайно мало. Познакомить учащихся 8 класса со столь увлекательной информацией поможет предметно-ориентированный курс «Ступени математического познания». Я разработала его, используя опыт учителя математики Медведевой Н.В. Чуровской школы Вологодской области. Курс направлен на развитие представлений о значимости математики, ознакомление с формированием метрической системы, жизнью и деятельностью ученых-математиков, их вкладом в мировую науку. Кроме того, важное место в нем занимает история развития математики в России. Ведь не зная прошлого науки, трудно понять ее настоящее.

Цель программы – воспитание гражданина и патриота, математически образованного человека. Курс предметно ориентирован, содержит темы, объединенные общей идеей. Материал рассчитан на 34 часа.


Задачи:


  1. прививать чувство гражданственности, любви к Родине через знакомство учащихся с биографией и научной деятельностью ученых-математиков;

  2. развивать математическую культуру школьников путем рассмотрения вопросов о развитии понятия числа, о появлении и совершенствовании математической символики;

  3. ориентировать учащихся на профессии, связанные с математикой.



Формы проведения:


    • мини-лекции

    • практические работы

    • самостоятельное выполнение отдельных заданий, направленных на обработку литературных источников, формирование написания рефератов, презентаций


В результате изучения спецкурса ученики должны:


  • иметь представление:

    1. о системах счисления;

    2. математической символике;

    3. жизни и деятельности великих математиков;

  • знать:

    1. конкретные факты из истории математики как науки;

    2. старые русские меры;



Учебно-тематический план


^ Формы и темы занятий

Лекции

Практические

Самостоятельная деятельность

Кто такие математики, где они работают, и в чем состоит их труд(1)

Решение олимпиадных задач(3)




^ Счет у первобытных людей (1)

Как работать с дополнительными источниками. Выполнение творческих работ(2)




^ Великие русские математики(1)

Решение занимательных задач(3)

Презентации о математиках







^ Сообщение по реферату: «Числа начинают получать имена»

Системы счисления(1)










^ Перевод единиц из одной системы в другую(2)







Чтение и запись чисел с использованием римских цифровых знаков(3)




^ Зарождение метрической системы на Руси(1)

Составление кроссворда «Старинные меры длины»(2)

Сообщение по реферату: «Метрическая система на Руси»

Л.Ф. Магницкий и его арифметика(1)

^ Решение задач из учебника Магницкого(2)




Геометрия в старых русских книгах(3)

Решение логических задач(3)

^ Сообщение по реферату: «А.Ф. Магницкий и его «Арифметика»




Конкурсные программы «Математическая карусель», «Аукцион знаний», «Брейн-ринг»(3)




^ Появление математических знаков и совершенствование записи цифр и чисел(1)

Появление математических знаков и совершенствование записи цифр и чисел(1)




Итого 34 часа



Литература:

  1. ж. «Справочник руководителя сельской школы» №9 2006 г.

  2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики», «Просвещение» 1989г.

  3. Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры», Москва «Просвещение» 1990 г.

  4. И.Л.Никольская «Факультативный курс по математике», Москва «Просвещение» 1991г.

  5. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005.