uzluga.ru
добавить свой файл

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мельничная основная общеобразовательная школа


программа


" МИР МОЕГО РЕБЕНКА "


Возраст обучающихся 7-14 лет


Сроки реализации программы – 5 лет


Принято и утверждено

педагогическим советом

от «_____»___________________200__г.

Протокол №_________

Директор школы ________/Е.Ф. Лунегова/

«_____»_____________________20__г.


Пояснительная записка


Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи.

Но все равно в глубине души каждый родитель, в сложных современных условиях ждет систематическую и квалифицированную помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно - воспитательный процесс, во внеурочную, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствии, состоянии души, физическом и психологическом здоровье, успешности в учебной деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Практическая работа педагогов с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнением. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, которой определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса.


Цель программы: поиск оптимальной организации и сотрудничества школы и семьи, для формирования позитивного отношения к образованию (воспитанию, учению и развитию обучающихся).


Задачи:

  1. Отработать систему выявления активного участия родителей в школьных делах и целенаправленного отслеживания в течение учебного года.

  2. Оказывать содействие администрации общеобразовательного учреждения:

  • в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;

  • в защите законных прав и интересов обучающихся;

  • в организации и проведении общешкольных мероприятий.

  1. Организовать работу с родителями (законными представителями) обучающихся школы по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.


Прогнозируемый результат

Родители - активные сотрудники школы, учебно-воспитательного процесса, успешно решающие проблему развития личности школьника.


Участники программы

  • Обучающиеся;

  • Родители;

  • Классные руководители;

  • Учителя-предметники;

  • Учителя;

  • Администрация школы.



Основные направления деятельности




п/п

Основные направления деятельности

сроки

1

Учебно-воспитательная деятельность

1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

сентябрь-ноябрь

2. Посещение уроков родителями с целью выявления дисциплины обучающихся.

в течении учебного года

3. Посещение уроков родителями с целью выявления причины неуспеваемости, дезадаптации обучающихся.

в течении учебного года

4. Организация и проведение с родителями интеллектуально-познавательных игр для детей (1 ступень, 2 ступень)

1 раз в четверть

5. Организация рейдов по семьям с целью выявления причины неуспеваемости детей по учебным дисциплинам.

в течении учебного года

6. Активное участие родителей при подготовке выпускников 9 класса к итоговой государственной аттестации.

в течении учебного года

7. Организация проведение родительских всеобучей по проблеме: «Как вы можете помочь своему ребенку учиться» (консультация для родителей)

1 раз в четверть

8. Посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

в течении учебного года

2

Спонсорская деятельность - содействует обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса.

1. Оказание родителями благотворительной материальной помощи для укрепления материально-технической базы школы и класса.

1 раз в год

2. Ремонт в классных комнат силами родителей.

1 раз в год


3

Коллективно-творческая деятельность - содействует в организации и проведении общешкольных мероприятий.

1. Участие в организации и проведении акции «Помоги пойти учится»

сентябрь

2. Участие в праздниках класса

в течении учебного года

3. Участие в организации и проведении новогодних праздников в школе, последнего звонка, выпускного бала.

декабрь

май

июнь

4

Спортивно-оздоровительная деятельность - содействует в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и укрепления здоровья обучающихся.

1. Участие в спортивных школьный мероприятиях и соревнованиях

в течении учебного года

2. проведение семейных спортивных праздников.

в течении учебного года

3. Контроль за качеством питания в школьной столовой.

1 раз в

4. Родительский всеобуч по проблеме «Ребенок и его здоровье»

1 раз в четверть


5. Привлечение родителей для подготовки и участия детей в школьных, районных спортивных соревнованиях.

в течении учебного года

6. Проведение агитационной работы среди родителей по пропаганде «ЗОЖ»

в течении учебного года

5

Трудовая - профориентационная деятельность - содействует вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность для привития трудовых навыков обучающимся.


1. Привлечение родителей к организации и проведению тематических классных часов по программе «Профориетации»


в течении учебного года

6

Родительский университет - содействует привлечению родителей психолого-педагогическому просвещению и повышению уровня самообразования

1. Родительский всеобуч по проблемам учебно-воспитательного процесса.

1 раз в четверть

2. Привлечение к участию родителей в родительских собраниях.

в течении учебного года

3. Индивидуальная методическая помощь для родителей.

в течении учебного года



11111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Родительское собрание на тему


«Трудный диалог с учебой или


как помочь своему ребенку учиться (семинар- практикум).


Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.


Задачи:


1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.


2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.


З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.


Форма проведения: семинар-практикум.


Этап подготовки.


1. Оформление родительского собрания: на плакате представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:


«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)


«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)


«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)


«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».( А. Чехов)


2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания:


Заповеди воспитания


• Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.


• Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.


• Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.


• Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.


• Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.


• Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать


• Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.


• Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.


3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».


Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:


- Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?


- Наручные часы нашего классного руководителя!


- Кем ты будешь, когда вырастешь? .


- Знаменитым человеком!


- Почему ты так думаешь?


- Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.


Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…


- Когда собираешься делать уроки?


- После кино .


- После кино поздно!


- Учиться никогда не поздно!


Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!


- Почему ты целый день валяешься на диване? .


- Готовлюсь стать папой.


- Почему ты дома не открываешь учебник?


- Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!


- Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?


- А я градусник дома забыл!


4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей:


Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не мо решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?


Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?


Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?


5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.


Анкета для учащихся.


1. Поддерживают тебя родители в учебе?


2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?


З. Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.


4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?


5. Какой предмет был самым любимым


а) у твоей мамы, б) у твоего папы?


6. Назови, что в течение последней недели читали твои


а) мама, б) папа?


7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?


8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?


9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?


10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?


Анкета для родителей


1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?


2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?


3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.


4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?


5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?


6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?


7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?


8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?


9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учебе?


10. Любит ли ваш ребенок учиться?


Этап проведения.


Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.


Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.


Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, «вошли в проблему», для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточный диалог и сценку


(Учащиеся класса разыгрывают сценки)


Учитель:В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время подросток впервые начинает искать художественные и научные знания.


Важным стимулом к учению является при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникать внутренний дискомфорт и даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: факторологический материал, сущность явлений, использование в практике.


Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:


1) учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;


2) учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;


3) действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;


4) действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.


Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия самого на самого себя, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «He умел» - «Умею, «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений.


А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности (участники либо до начала собрания разбиваются на группы, либо рассаживаются по иному по сигналу ведущего, имея цветовые символы, относящие их к той ИЛИ иной команде). Перед вами на доске – «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Значимые, на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время па работу - 8 (10) минут. По звуковому сигналу она завершается, и лидеры групп комментируют выбор, а помощники из групп прикрепляют «листья».


Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:


Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.


Недостаточное умение читать и понимать текст.


Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.


Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.


Неумение сравнивать, находить аналогии.


Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.


Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.


Низкая самооценка школьника.


Учитель: Уважаемые участники! В процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вам и вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась оценки вашей роли и степени вашего участия в учебной деятельности детей. Причем, ваши анкеты мы попросили вас не сдавать нам, а принести сегодня на собрание. Сейчас каждый из вас получит анкету своего ребенка и сможет определить для себя, насколько он осведомлен о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребенок, и какова степень вашего участия в учебной работе сына или дочери. Сравнение поможет вам выявить то, на что, возможно, вы не обращали внимание. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. Время на работу - всего 5 минут, но каждый из вас сможет взять анкеты домой и продолжить раздумья.


После групповой работы - выступление учителя


Замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует очень серьезно задуматься, если оно 5 или менее. Во втором случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и вам следует находить больше времени для его поддержки. А мы, педагоги, желаем вам успеха в этом трудном деле и постараемся вооружить вас практическими советами.


Этап ролевой игры.


Классный руководитель: Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант ситуаций и практических рекомендаций к решению проблемы, заявленной в них. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить две короткие сценки, одна из которых показывает, как не следует поступать в ситуации, описанной в задании, а другая, как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. В качестве ситуативных заданий можно использовать те, что приведены в начале разработки, а можно предложить ситуации, представленные в образце.


Ситуация 1


«Ребенок не любит какой - то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».


Ситуация 2


«У ребенка конфликт на почве учебы в школе».


Ситуация З


«Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения».


Ситуация 4


«Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей».


Ситуация 5


«Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов».


Участники представляют свое видение разрешения ситуаций.


Присутствующие участвуют в обсуждении. Общий вывод обычно бывает таков: нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.


Классный руководитель: Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности - учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.


Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.


Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст)


Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.


1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.


2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.


3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».


4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.


5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.


6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.


Классный руководитель (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять классный руководитель и один из родителей).


Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.


Приемы развития мыслительных способностей детей


Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.


Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.


Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.


Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.


Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.


Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.


Упражнение 4. «Исключение лишнею слова». Учит классифицировать по свойствам.


Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.


Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.


Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.


Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это ...» И так поочередно. Мы признаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.


Подведение итогов собрания.


Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уни­кальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.


У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит при смотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).


11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Заголовок сообщения: Посмотрите,что принёт ребёнок из школы


Потратьте своё время и проследите в течение месяца,как учат Вашего ребёнка !

Загляните к нему в тетрадь !

Если у Вашего ребёнка была сегодня контрольная работы,посмотрите,если у него в тетради Подготовка к котрольной работе ! она должна быть !!! Проверьте ,готовил ли учитель Вашего ребёнка к этой работе !!!!

Задайте вопрос ребёнку,как его опрашивают на устных предметах - письменно или устно ?

Позвоните в методических цетр Вашего района и узнайте,правильно ли это!

Если был тест- проверьте,была ли подготовка к тестированию !!!

Ребёнок не может иметь более одной котрольной работы в день !!!

Не поленитесь выяснить- сколько он писал тестов , контрольных и письменных опросов в этот день ! Если более одной - позвоните методистам !!!! Поставьте их в известность! Это- нарушение !

Не поленитель- просмотрите классные тетради вашего ребёнка - что учитель дал ребёнку за урок !

Обратите внимание на домашнее задание!!! Некоторые домашние задания невыполнимы без участия взрослых!!!!! Проверьте объём домашего задания !!!!!!

Некоторые рабочие тетради просто не соответствуют учебникам,по которым учится Ваш ребёнок. и он просто не в состоянии сделать эту домашнюю работу ! И он принесёт Вам 2, и снова будет обруган вами!

Сравните что было задано и что было спрошено!!!!!

делайте это хотябы один раз в четверть в течении месяца! Вы даже представить не можете,как вы поможете этим вашему ребёнку !

Поймите! В школе ваш ребёнок никому не нужен.Для учителей ( за редким исключением, учителей,кому уже за 55 лет) ваш ребёнок лишь объект для выкачки денег и не более того! Но всё это лишь с вашего молчаливого согласия. Лишь потому,что вы считаете пустой тратой времени,обратить внимание на вашего ребёнка.

Пока вы не перестанете молчать и бояться- ничего хорошего вашего ребёнка не ожидает!111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.


— Рабочее место должно быть достаточно освещено.


— Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.


— Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.


2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.


— Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.


— Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.


3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.


— Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно!


— Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.


— На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).


4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.


— Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.


5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.


— Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.


6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.


— Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.


7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.


— На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.


8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.


Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:


• умение собрать свой портфель (ранец);


• поздороваться с учителями и детьми;


• задать вопрос учителю или однокласснику;


• ответить на вопрос;


• слушать объяснения и задания учителя;


• выполнять задание;


• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;


• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;


• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;


• разделять работу на части;


• адекватно реагировать на замечания;


• объяснить то, с чем не согласен;


• учитывать мнение других;


• гордиться своей работой и не скрывать этого;


• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;


• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;


• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;


• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.


Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.


Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Родительское собрание на тему: «Домашние задания»


Цели:

1) познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;

2) дать рекомендации родителям по оказанию помощи в деятельности по выполнению домашних заданий


Ход проведения.

1. Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет повестку собрания.

2. Учитель приводит игру «Разброс мнений». Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:

- У нашего ребёнка есть специальное место, где он ….

-Наш ребёнок выполняет домашнее задание….

- Самостоятельно справляется с ….

- Готовится с трудом …

-Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь

заключается ….

- Если ребёнок выполнил небрежно домашнее задание, то …

- Мы думаем, что на воскресенье …

- Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с…

-При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем…

- Если ребёнок включается в работу медленно, то ….


3. Сообщение классного руководителя.

Родители, которые практически сразу представляют возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении домашнего задания, так же не правы, как те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида и равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во втором – формируется безответственность, уверенность в том, что всё будет сделано хорошо и без собственных усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.


Пожалуйста, проверьте, правильно ли организованно рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещёно .Рабочий стол ставиться поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у неё был абажур зелёного цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения, книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.


Всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т. д.

Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать листы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.


Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение её даже на 1 грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном прядке, то это уже половина дела. И рабочее место должно быть таким, чтобы одним своим видом настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом..


Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом» мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребёнка от 120 до 129 см. стол должен иметь высоту 59 см., при росте от 130 см. до 139 – 62 см., при росте от 140 до 149 см. – 68 см.. Разница между высотой стола и стула от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см., между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступенью на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.


При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут проветрить комнату.

Приступить к выполнению д/з лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребёнка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия с 16 часов. Если ребёнок, занят какими – либо другими важными делами, то, конечно, надо садиться позже.

Продолжительность работы ребёнка по приготовлению д/з должно быть следующей:


до одного часа – в первом классе;


до 1,5 часа – во втором классе


до 2 часов – в третьем классе.


Именно такие нормы устанавливаются Министерством образования.

Следует заметить, что утомление у ребёнка наступает гораздо быстрее , если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребёнок выполняет д\з.

Для успешного выполнения д\з необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнять несколько физических упражнений.


4. Практическая работа родителей в микрогруппах, в составе которых они пытаются выполнить задания, предложенные каждой группе на альбомных листах. Основы задания составляют педагогические ситуации.


Задания микрогруппам:

-Первая микрогруппа:

Старший ребёнок у нас в своё время ходил в гпд. Уроки делал там кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, по необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

1. Если ребёнок ходит на продлёнку, то всё должны делать там. А вы как считаете?

2. Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить д\з?

3. Как вы думаете, выполнение д\з должно происходить сначала в черновом варианте, а потом – в тетради?


-Вторая микрогруппа:

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учиться сама, как сможет. Я ив тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Светлана, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учителя спросит, а уж отметки – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе?

Вопросы:

1. Как вы оцениваете поведение родителей?

2. Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

3. Если ребёнок получит двойку, то какие будут ваши действия?


Третья микрогруппа:

Когда сын пошёл в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска. Мы считали необходимым хотя бы в первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помощь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь нужна была сыну.

Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слёзы, и настоящее отчаяние.

- Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.

Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

- Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Вот видишь, какая она у тебя ровная, как правильно ты соединил её с соседней буквой. Так ты и другие сможешь.

Вопросы:

1.Правильно ли поступила мама Юры?

2.Как вы помогаете ребёнку справиться с трудностями правописания?


Далее родителям раздаются памятки.


Памятка.

Как помогать ребёнку в подготовке домашних заданий.

Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашнего задания. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.

У вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки, формируйте у него эту привычку спокойно, без криков, будьте терпеливы.

Оформите рабочее место вашего ребёнка, поставьте красивый стол, повесьте расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

Объясните ребёнку главное правило учебной работы- учебные принадлежности должны всегда находиться на своём месте.

Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

Учите вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения домашнего задания. Если ребёнок отвлекается, спокойно напомните ему о времени, отведённым на выполнение уроков.

Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте большое внимание на то, чтобы он писал чисто, без помарок.

Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать письменное задание.

Старайтесь, как можно раньше приучать ребёнка делать уроки самостоятельно и обраться к вам только в случае необходимости.

Научите его выполнять любое дело без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

Принимается решение родительского собрания.

1. Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

3. Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений в выполнении д\з.

4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать всегда исполнение.

5. Составить совместно с ребёнком реально достижимые учебные цели.