uzluga.ru
добавить свой файл

ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОЙ СТЕПЕНИ

АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА


  1. Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом к другому человеку, попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен с ними. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют в общении инициативу и самостоятельность.

  2. ^ Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями специалиста или через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, малыш способен вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речи развита в пределах возрастной нормы. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистами они могут быть откровенны или держатся на дистанции. Как правило, рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

  3. ^ Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те игнорируют потребности ребенка или опекают его во всем. Нередко в такой ситуации родители проявляют тревожность, воспринимая встречу со специалистом как экзамен, в таком случае они нуждаются в дополнительных консультациях.

  4. ^ Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто они авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистом, демонстрируют свою сверхкомпетентность по всем вопросам. Наблюдения показывают, что родители часто образуют альтернативную пару, например, «авторитарный муж – зависимая жена», «авторитарная бабушка – зависимая мать».



^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА

К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА


  1. УБЕДИТЕСЬ В СОБСТВВЕННОЙ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ДЕТСКИЙ САД НЕОБХОДИМ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ ИМЕННО СЕЙЧАС. РЕБЕНОК ОТЛИЧНО ЧУВСТВУЕТ, КОГДА РОДИТЕЛИ СОМНЕВАЮТСЯ В ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ «САДОВСКОГО» ВОСПИТАНИЯ. ЛЮБЫЕ ВАШИ КОЛЕБАНИЯ ОН ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОСПРОТИВИТЬСЯ РАССТАВАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ. ЛЕГЧЕ И БЫСТРЕЕ ПРИВЫКАЮТ ДЕТИ, У РОДИТЕЛЕЙ КОТОРЫХ НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ ДЕТСКОМУ САДУ.

  2. РАССКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД, ЗАЧЕМ ТУДА ХОДЯТ ДЕТИ, ПОЧЕМУ ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ МАЛЫШ ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД. НАПРИМЕР: «ДЕТСКИЙ САД ЭТО ТАКОЙ КРАСИВЫЙ ДОМ, КУДА МАМЫ И ПАПЫ ПРИВОДЯТ СВОИХ МАЛЫШЕЙ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ПОЗНАКОМИЛСЯ И ПОДРУЖИЛСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ. В САДУ ВСЕ ПРИСПОСОБЛЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ. ТАМ МАЛЕНЬКИЕ СТОЛИКИ И СТУЛЬЧИКИ, МАЛЕНЬКИЕ КРОВАТКИ, МАЛЕНЬКИЕ РАКОВИНЫ ДЛЯ УМЫВАНИЯ, МАЛЕНЬКИЕ ШКАФЧИКИ, МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ИГРУШЕК. ТЫ ВСЕ СМОЖЕШЬ РАССМОТРЕТЬ, ПОТРОГАТЬ, ПОИГРАТЬ С ЭТИМИ ИГРУШКАМИ.

В САДУ ДЕТИ КУШАЮТ, ГУЛЯЮТ, ИГРАЮТ. Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОЙТИ НА РАБОТУ, МНЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО. И Я ОЧЕНЬ ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЕБЕ ТОЖЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО. УТРОМ Я ОТВЕДУ ТЕБЯ В САД, А ВЕЧЕРОМ ЗАБЕРУ. ТЫ МНЕ РАССКАЖЕШЬ, ЧТО У ТЕБЯ ТАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНОГО, А Я РАССКАЖУ ТЕБЕ, ЧТО У МЕНЯ ИНТЕРЕСНОГО НА РАБОТЕ. МНОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ ХОТЕЛИ БЫ ОТПРАВИТЬ В ЭТОТ ДЕТСКИЙ САД СВОИХ ДЕТЕЙ, НО БЕРУТ ТУДА НЕ ВСЕХ. ТЕБЕ ПОВЕЗЛО, ОСЕНЬЮ Я НАЧНУ ВОДИТЬ ТЕБЯ ТУДА. НО НАМ НУЖНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭТОМУ. КУПИТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ, ПРИГОТОВИТЬ «РАДОСТНУЮ КОРОБКУ», ВЫУЧИТЬ ИМЕНА ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПОДГОТОВИТЬ МЕДИЦИНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ».

  1. ПРОХОДЯ МИМО ДЕТСКОГО САДА С РАДОСТЬЮ НАПОМИНАЙТЕ РЕБЕНКУ, КАК ЕМУ ПОВЕЗЛО – ОСЕНЬЮ ОН СМОЖЕТ ХОДИТЬ СЮДА. РАССКАЗЫВАЙТЕ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША О СВОЕЙ УДАЧЕ, ГОВОРИТЕ, ЧТО ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕБЕНКОМ, ВЕДЬ ЕГО ПРИНЯЛИ В ДЕТСКИЙ САД.

  2. РАССКАЖИТЕ РЕБЕНКУ О РЕЖИМЕ ДЕТСКОГО САДА: ЧТО, КАК И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ. ЧЕМ ПОДРОБНЕЕ БУДЕТ ВАШ РАССКАЗ И ЧЕМ ЧАЩЕ ВЫ БУДЕТЕ ЕГО ПОВТОРЯТЬ, ТЕМ СПОКОЙНЕЕ И УВЕРЕННЕЕ БУДЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВАШ РЕБЕНОК, КОГДА ПОЙДЕТ В САД. СПРАШИВАЙТЕ У МАЛЫША, ЗАПОМНИЛ ЛИ ОН, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ, КУДА СКЛАДЫВАТЬ СВОИ ВЕЩИ, КТО ЕМУ БУДЕТ ПОМОГАТЬ РАЗДЕВАТЬСЯ, ЧТО ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ОБЕДА. ВОПРОСАМИ ТАКОГО РОДА ВЫ СМОЖЕТЕ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ, ХОРОШО ЛИ РЕБЕНОК ЗАПОМНИЛ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ. МАЛЫШЕЙ ПУГАЕТ НЕИЗВЕСТНОСТЬ. КОГДА РЕБЕНОК ВИДИТ, ЧТО ОЖИДАЕМОЕ СОБЫТИЕ ПРОИСХОДИТ, КАК И БЫЛО ОБЕЩАНО, ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ УВЕРЕННЕЕ.

  3. ПОГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ О ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЯХ, К КОМУ ОН МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, КАК ОН ЭТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ. НО НЕ СОЗДАВАЙТЕ У РЕБЕНКА ИЛЛЮЗИИ, ЧТО ВСЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО ПО ПЕРВОМУ ЕГО ТРЕБОВАНИЮ. ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО В ГРУППЕ МНОГО ДЕТЕЙ, И ИНОГДА ЕМУ НУЖНО БУДЕТ НЕМНОГО ПОДОЖДАТЬ.

  4. ПРИГОТОВЬТЕ С РЕБЕНКОМ «РАДОСТНУЮ КОРОБКУ», СКЛАДЫВАЯ ТУДА НЕДОРОГИЕ ВЕЩИ. ЭТО МОГУТ БЫТЬ НЕБОЛЬШИЕ ИГРУШКИ, КОРОБКИ С ВЛОЖЕННЫМИ В НИХ ЗАБАВНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ: КРАСИВЫЕ БУМАЖНЫЕ САЛФЕТКИ, ЛОСКУТКИ ТКАНИ, КНИЖКИ С КАРТИНКАМИ И Т.Д. ЗА ЛЕТО ВЫ НАПОЛНИТЕ КОРОБКУ. ТОГДА ОСЕНЬЮ ПО УТРАМ ВАМ ПРОЩЕ БУДЕТ ОТПРАВЛЯТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД: С ИГРУШКОЙ ВЕСЕЛЕЕ ИДТИ И ПРОЩЕ ЗАВЯЗАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.

  5. ^ НАУЧИТЕ МАЛЫША ЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ОБРАЩАТЬСЯ К НИМ ПО ИМЕНИ, ПРОСИТЬ, А НЕ ОТНИМАТЬ ИГРУШКИ; ПРЕДЛАГАТЬ СВОИ ИГРУШКИ, УСЛУГИ ДРУГИМ ДЕТЯМ.

  6. РЕБЕНОК ПРИВЫКНЕТ ТЕМ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ СМОЖЕТ ПОСТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ. ПОМОГИТЕ ЕМУ В ЭТОМ. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ДРУГИМИ РОДИТЕЛЯМИ И ИХ ДЕТЬМИ. НАЗЫВАЙТЕ ДРУГИХ ДЕТЕЙ В ПРИСУТСТВИИ ВЫШЕГО РЕБЕНКА ПО ИМЕНИ. СПРАШИВАЙТЕ О ДРУГИХ ДЕТЯХ У МАЛЫША ВЕЧЕРОМ ПОСЛЕ ДЕТСКОГО САДА.

  7. ^ ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, С ДРУГИМИ РОДИТЕЛЯМИ И ИХ ДЕТЬМИ, ТЕМ ПРОЩЕ БУДЕТ ПРИВЫКАТЬ ВАШ РЕБЕНОК.

  8. БУДЬТЕ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И ТЕРПИМЫ К ДРУГИМ. СОВЕРШЕННЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ПРОЯСНЯТЬ СИТУАЦИЮ, ТРЕВОЖАЩУЮ ВАС, НЕОБХОДИМО. ДЕЛАЙТЕ ЭТО В МЯГКОЙ ФОРМЕ ИЛИ ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО САДА (СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА), КОТОЫРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫСЛУШАЮТ ВАС И ДАДУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ.

  9. ^ В ПРИСУТСТВИИ РЕБЕНКА ИЗБЕГАЙТЕ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ В АДРЕС ДЕТСКОГО САДА, ЕГО СОТРУДНИКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ. НИКОГДА НЕ ПУГАЙТЕ РЕБЕНКА ДЕТСКИМ САДОМ.

  10. В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДДЕРЖИВАЙТЕ МАЛЫША. ТЕПЕРЬ ВЫ ПРОВОДИТЕ С НИМ МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ. КОМПЕНСИРУЙТЕ ЭТО КАЧЕСТВОМ ОБЩЕНИЯ. ЧАЩЕ ОБНИМАЙТЕ РЕБЕНКА. СКАЖИТЕ МАЛЫШУ: «Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ СКУЧАЕШЬ БЕЗ МЕНЯ, ЧТО ТЕБЕ БЫВАЕТ СТРАШНО. КОГДА ПРОИСХОДИТ ЧТО-ТО НОВОЕ, ВСЕГДА СНАЧАЛА СТРАШНО, А ПОТОМ ПРИВЫКАЕШЬ И СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНО. ТЫ МОЛОДЕЦ, ТЫ СМЕЛЫЙ, Я ГОРЖУСЬ ТОБОЙ. У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ»

  11. ^ РАЗРАБОТАЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ НЕСЛОЖНУЮ СИСТЕМУ ПРОЩАЛЬНЫХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ, И ЕМУ БУДЕТ ПРОЩЕ ОТПУСКАТЬ ВАС.

  12. ПОМНИТЕ, ЧТО НА ПРИВЫКАНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДО ПОЛУГОДА. РАССЧИТЫВАЙТЕ СВОИ СИЛЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЛАНЫ. ЛУЧШЕ, ЕСЛИ НА ЭТОТ ПЕРИОД У СЕМЬИ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДСТРОИТЬСЯ К ОСОБЕННОСТЯМ АДАПТАЦИИ СВОЕГО МАЛЫША.

  13. ^ ЕСЛИ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ВАШ РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ПРИВЫК К ДЕТСКОМУ САДУ, ПОПРОБУЙТЕ ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЕТСКОГО САДА. СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ И ПСИХОЛОГ ДЕТСКОГО САДА ЖДУТ ВАС!



^ АНАЛИЗ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ


Как показывает опыт, положительный эффект имеет следующая практика введения детей в группу детского сада с учетом прогноза степени адаптации каждого ребенка. В сентябре группа раннего возраста работает с 7 до 13 часов с двумя воспитателями и младшим воспитателем. Семьи новых воспитанников имеют возможность познакомиться с педагогами. Воспитатели показывают ребенку его шкафчик, знакомят семью с устройством группы. Предоставляют ребенку возможность поиграть, говорят о том, что ждут малыша, приглашают приходить еще.


ДЕТИ С ЛЕГКОЙ АДАПТАЦИЕЙ могут проводить в детском саду все время с 7 до 13 часов. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если он утром отказывается идти в детский сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда идти не хочется. Но ведь там твои друзья, воспитатель. Они будут скучать без тебя». Хорошей профилактикой утренних капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.


Родителям, у чьих детей прогнозируется АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми в группу покушать и говорят, что мама подождет ребенка на улице или в раздевалке, либо отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду, что завтра он зайдет поиграть и покушать в группу. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача воспитателей и психолога установить доверительные отношения с ребенком. Если малыш комфортно себя чувствует в группе во время и после обеда, родителям предлагается приводить его с самого утра. Если в течение двух недель ребенок не соглашается отпустить маму, педагоги вместе с психологом продолжают работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией.


Дети с прогнозируемой ТЯЖЕЛОЙ И ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЙ АДАПТАЦИЕЙ также приходят в детский сад к 10 часам на прогулку. Перед воспитателями и психологом ставится задача установить, в первую очередь, тесный контакт с родителями. Ребенок, наблюдая такие отношения, начинает с увеличивающимся доверием относится к персоналу детского сада. Примерно одну-две недели такие дети приходят только на прогулку. Один-два раза в неделю после прогулки родитель вместе с ребенком идет на консультацию к психологу, после которой мама с малышом может поиграть в группе. К этому моменту другие дети уже должны пообедать и их разбирают родители. Воспитатели освобождаются и могут больше времени уделить этому малышу. После того, как воспитателям удастся установить доверительные отношения с родителями, а потом и с ребенком, малышу предлагается после прогулки зайти в группу вместе со всеми. Родители ожидают в раздевалке или коридоре. Далее работа строится по общему плану.


Опыт показывает, что ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ наблюдается у детей, родители которых целенаправленно не готовят ребенка к посещению детского сада, имеют серьезные личностные проблемы (нередко это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по такому же плану, как с детьми с тяжелой степенью адаптации. Больше внимания и времени отводится на работу психолога с семьей.