uzluga.ru
добавить свой файл
1

СКАЗУЕМОЕ.


Цель: познакомить со способами выражения сказуемого. Формировать умение находить сказуемое в грамматической основе. Формировать умение выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.


Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания.




  1. Синтаксическая пятиминутка.


З…л…тые и б…гряные д…рев…я спокойно к..чают св…ими нарядн…ми в…твями.




(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными определениями).


    • Какой частью речи выражено сказуемое в нашем предложении?

Слово учителя.

    • А теперь давайте поработаем с предложениями, которые напечатаны на листочках, лежащих перед вами.




  1. Работа с предложениями.




После тёплых дней лета наступает золотая осень. Осень – великий художник. В осеннем лесу далеко слышен каждый звук.


    • Какими частями речи являются сказуемые в этих предложениях?


Слово учителя. Давайте проверим себя по учебнику. Откройте страницу 64, прочитайте правило.


  1. Чтение теоретического материала.




  1. Закрепление нового материала.




  1. Работа с таблицей «Способы выражения сказуемого» (выборочно-распределительный диктант).

Глагол (что делает предмет?)

Имя прилагательное (каков предмет?)

Имя существительное (что такое предмет? Кто такой предмет?)






















    • Вписать в таблицу грамматические основы из напечатанных под №2 предложений.




    1. На дне лесного ручья осенью видна каждая травинка. 2. Сентябрь – первый месяц осени. 3. Между деревьями лежит мягкий ковёр из сухих листьев. 4. Осень – время перемен. 5. Листья осыпались на землю. 6. Гроздья рябины красны осенью.




  1. А теперь обращаемся к предложениям, напечатанных под №3. Запишите номера тех предложений, сказуемое в которых выражено глаголом (цифровой диктант).



    1. Птицы готовятся к отлёту на юг. 2. Воздух чист и прозрачен. 3. В дальний путь отправляются дикие гуси. 4. Ноябрь – предзимний месяц. 5. На кочках появляются ягоды клюквы.




  1. Из предложений 4-ой группы выпишите номера тех предложений, в где сказуемое выражено именем прилагательным.




    1. Ветер не шумит кронами, птицы не щебечут. 2. Небо безоблачно. 3. Покидают родные болота журавли. 4. Голы и прозрачны рощи, сады, леса. 5. Шуршат под ногами опавшие листья. 6. Небо высоко и чисто.




  1. Работа по развитию речи.


Слово учителя.

    • К нам в гости сегодня пришёл художник Карандаш. Он написал картину, изображающую позднюю осень. Мы с вами тоже попробуем изобразить позднюю осень. Но нам до настоящих художников далеко. Поэтому о том, что происходит в природе осенью, мы расскажем при помощи слов. А использовать для описания действий мы постараемся разнообразные сказуемые.

    • Внимательно рассмотрите картину. Какое время года изобразил художник?

    • Охарактеризуйте дни поздней осени.

    • А только ли пасмурные дни бывают поздней осенью?

    • Где приятно провести ясный осенний день?

    • Что напоминают шуршащие под ногами листья?

    • Что можно увидеть под опавшими листьями?

    • Слышны ли какие-нибудь звуки в осеннем лесу?

    • Каковы ясные осенние дни?


Примерный текст.


Наступила поздняя осень. Птицы уже улетели на юг. Дни поздней осени холодны, ненастны, коротки. По низкому пасмурному небу плывут тяжёлые тёмные облака.

Но бывают и такие деньки, когда ярко светит солнце. В эти дни мы с удовольствием гуляем по лесу. Хороши листья, шуршащие под ногами! Они напоминают разноцветный ковёр. Кое-где из-под листьев выглядывают шляпки запоздалых грибов. В лесу стоит необычайная тишина. Хороши последние ясные деньки поздней осени!

Поэтому осень – замечательное время.