uzluga.ru
добавить свой файл
1

Приобщение детей к фольклору

(Из опыта работы)

В своей работе мы особое внимание уделяем приобщению детей к фольклору, так как – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомим с произведениями устного народного творчества.

Мы заметили, что фольклор увлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие окружающего, помогает понять, что хорошо и что плохо красиво и что некрасиво.

Осознавая, что в раннем возрасте ребенок обладает особой благодатной восприимчивостью и у него формируется мышление и воображение, развивается речь, появляются некоторые обобщенные представления о предметах и явлениях, мы обращаем внимание на устное народное творчество, при помощи которого происходит ознакомление с окружающим миром.

Мы понимаем, что особую значимость фольклор приобретает во время адаптации ребенка, так как в период привыкания к новой обстановке, ребенок скучает по дому и маме, он пока еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. В это время мы подбираем потешку и рассказываем ее выразительно, что помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

Мы начинаем знакомить малыша с устным народным творчеством с песенок, потешек, которые используем во время одевания, кормления, умывания, причесывания, укладывания спать, когда успокаиваем. Во время всех этих действий мы стараемся не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напеваем потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.

В работе с детьми используем следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

  • Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Главное в работе с детьми раннего возраста, чтобы фольклорный материал был доступным, понятным и интересным.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в развитии речи, которое состоит из ряда отдельных задач: расширение, обогащение и активизация словаря; ♦ воспитание звуковой культуры речи; ♦ формирование правильной разговорной речи

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры: «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Для решения задач по формированию звуковой культуры речи, я использую различные виды русского фольклора: заклички, колыбельные, скороговорки, которые развивают умение регулировать темп, громкость и дыхание.

Солнышко, солнышко.

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.


Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Так как игра является основным видом деятельности детей, здесь тоже использую детский фольклор. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Очень любят дети подвижные игры.

Так, в игре «Заинька» мы используем потешку:

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.


В игре в «Стадо»-

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!


В хороводной игре «Заинька» -

“Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!”


Гуляя с детьми, обращаю их внимание на красоту и явления природы-

«Бабочка-коробочка», «Тума-туман», «Морозушка-мороз».

Также мы используем фольклор в театрализованной деятельности и инсценировках.

Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Через сказку дети учатся отличать где добро, а где зло, кто хороший, а кто плохой. Сказки воспитывают добрые чувства.

Фольклор используем также для развития музыкальных способностей.

Знакомиться и играть на музыкальных инструментах дети начинают уже в 1 младшей группе.

Этот вид деятельности является для детей очень интересным и увлекательным . Создается игровая ситуация. Например, к малышам на занятие пришла куколка, которая “послушала” колыбельную песенку, спетую детьми, и заснула. Для того чтобы ее разбудить детям предлагается поиграть на ложках.

С детьми постарше для знакомства с другими инструментами можно использовать “Веселый кубик”. На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

- Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз.

Неоценима роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям.