uzluga.ru
добавить свой файл

Практические работы по географии ( 6 класс )

Практическая работа № 1.

Организация работы по составлению календаря погоды

( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).

Ход  работы:

В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:

  1. температуру воздуха;

  2. облачность;

  3. осадки;

  4. направление ветра.

  5. В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц.

  6. Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте.

  7. Условные знаки:

Облачность:

Осадки:

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image001.gif

- ясно;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image002.gif

- дождь;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image003.gif

- переменная облачность;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image004.gif

- туман;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image005.gif

- пасмурно.

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image006.gif

- снег.

 

 

 

 

Направление ветра:

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image007.gif

- северный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image008.gif

- северо-западный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image009.gif

- южный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image010.gif

- северо-восточный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image011.gif

- западный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image012.gif

- юго-западный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image013.gif

- восточный

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image014.gif

- юго-восточный.

 

 

С Е Н Т Я Б Р Ь

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

tоC

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 25

+ 20

+ 15

+ 10

+ 5

0

- 5

- 10

- 15

- 20

- 25

 

Облачность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направл.ветра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя температура за месяц: _______оС.            

Оценка: ________

                                                                            

Практическая работа № 2.

Составление рассказа об одном из путешественников.

Ход работы:

Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и оформите его в виде небольшого доклада.

Практическая работа № 3.

Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.

 

Ход  работы:

Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.

 Практическая работа № 4.

Топографический диктант.

Ход  работы:

Изобразите условные знаки следующих объектов:

Вариант 1.

Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.

Вариант 2.

Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.

 

Практическая работа № 5.

Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по заданному профилю рельефа.

    Ход работы:

  1. Постройте профиль рельефа, используя фрагмент топографической карты в атласе (стр. 7) от школы, через вершину холма до домика лесника.

  2. С помощью горизонталей, проходящих через 5 м, начертите план территории, имеющей следующий профиль рельефа:

 

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image015.gif

 


Практическая работа № 6

Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.

Ход  работы:

    Используя фрагмент топографической карты (атлас, стр. 7), заполните таблицу, определив направление, азимут и расстояние до указанных объектов от вершины холма, а также их абсолютную высоту и относительную высоту холма:

Объект

Направление

Азимут

Расстояние

Абсолютная высота

Относительная высота холма

родник

 

 

 

 

 

колодец

 

 

 

 

 

озеро Тихое

 

 

 

 

 

домик лесника

 

 

 

 

 

школа

 

 

 

 

 

 


Практическая работа № 7.

Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.

^ Ход  работы:

    Используя физическую карту полушарий (атлас, стр. 12-13) и физическую карту России (стр. 14-15), заполните таблицу:

^ Географический объект

Расстояние от Москвы

Направление от Москвы

Географические координаты

г. Мак-Кинли

 

 

 

Дели

 

 

 

Буэнос-Айрес

 

 

 

вдп. Виктория

 

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

51о с.ш. и 31о в.д.

 

 

 

1о ю.ш. и 78о з.д.

 


 Практическая работа № 8.

Определение  по  карте  географического  положения  и  высоты  гор,  географических  координат  крупнейших  вершин.

 

Ход  работы:

 По  плану  описания  гор  дайте  характеристику  одной  из  горных  систем:

 

Вариант  1.  Гималаи. Вариант  2.  Кордильеры. Вариант  3.  Уральские  горы. Вариант  4.  Анды.

Вариант  5.  Кавказ. Вариант  6.  Альпы.

  

План  описания  гор:

1.      На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находятся  горы;

2.      Общее  направление  горной  системы  и  её  протяжённость;

3.      Между  какими  географическим  объектами  ( равнины,  моря,  океаны  и  т.д.)  находятся  горы  (по  сторонам  горизонта);

4.      Вид  гор  по  абсолютной  высоте;

5.      Крупнейшая  вершина  и  её  географические  координаты.

 



Практическая работа № 9.

Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  гор  и  вершин  Земли.

 

Ход  работы:

      Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  горы  и  вершины  Земли:

1.      Гималаи;

2.      гору  Джомолунгму  (или  Эверест  и  обозначьте  её  высоту);

3.      Тибет;

4.      Тянь-Шань;

5.      Кавказ;

6.      гору  Эльбрус  (обозначьте  её  высоту);

7.      Алтай;

8.      вулкан  Ключевская  Сопка;

9.      Альпы;

10.  Скандинавские  горы;

11.  вулкан  Килиманджаро;

12.  Кордильеры;

13.  гору  Мак-Кинли  (обозначьте  её  высоту  горы);

14.  вулкан  Орисаба;

15.  Анды;

16.  гору  Аконкагуа  (обозначьте  её  высоту);

17.  вулкан  Котопахи;

18.  гору  Косцюшко;

19.  массив  Винсон;

20.  вулкан  Эребус.

 



Практическая работа № 10.

Описание  по  карте  географического  положения  крупнейших  равнин  и  определение  их  видов.

 

Ход  работы:

      По  плану  описания  равнин  дайте  характеристику  одной  из  равнин Земли:

 

Вариант  1.  Восточно-Европейская  ( Русская )  равнина.

 Вариант  2.  Западно-Сибирская  равнина.

 Вариант  3.  Среднесибирское  плоскогорье.

 Вариант  4.  Прикаспийская  низменность.

 Вариант  5.  Амазонская  низменность.

  Вариант  6.  Среднерусская  возвышенность.

 

 

План  описания  равнины:

1.        На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находится  равнина;

2.        Протяжённость  равнины  с  севера  на  юг  и  с  запада  на  восток;

3.        Площадь  равнины;

4.        Между  какими  географическим  объектами  ( равнины,  горы,  моря,  океаны  и  т.д.)  находится  равнина  (по  сторонам  горизонта);

5.        Вид  равнины  по  абсолютной  высоте.

 



Практическая работа № 11.

Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  равнин  Земли.

 

Ход  работы:

     

Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  равнины  Земли:

1.      Амазонскую  низменность;

2.      Великие  равнины;

3.      Великую  Китайскую  равнину;

4.      Восточно-Европейскую  ( Русскую )  равнину;

5.      Западно-Сибирскую  равнину;

6.      плоскогорье  Декан;

7.      Приволжскую  возвышенность;

8.      Прикаспийскую  низменность;

9.      Среднерусскую  возвышенность;

10.  Среднесибирское  плоскогорье.

 



Практическая работа № 12.

Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  островов  и  полуостровов  Земли.

 

Ход  работы:

      Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  простым  карандашом  подпишите  названия:

1)      крупнейших  островов  Земли:

1.    Великобритания; 6.    Канадский  Арктический  архипелаг; 11.    Сахалин

2.    Гавайские; 7.    Куба; 12.    Филиппинские;

3.    Гренландия; 8.    Мадагаскар; 13.    Шпицберген;

4.    Исландия; 9.    Новая  Зеландия; 14.    Шри-Ланка;

5.    Калимантан; 10.    Огненная  Земля; 15.    Японские. 

2)      крупнейших  полуостровов  Земли:

1.      Аравийский; 7.      Камчатка; 13.  Скандинавский;

2.      Апеннинский; 8.      Корея; 14.  Сомали;

3.      Балканский; 9.      Лабрадор; 15.  Таймыр.

4.      Индокитай; 10.  Малая  Азия;

5.      Индостан; 11.  Новая  Гвинея;

6.      Калифорния; 12.  Пиренейский;


Практическая работа № 13.

Описание ”путешествия” капельки по большому круговороту воды.

Ход работы:

Работа  выполняется  произвольно  в  форме  сочинения.

Образец выполнения работы:

Имя фамилия ученика

\ класс,

школа \

Путешествие капельки.

Как хорошо быть маленькой капелькой в глубокой и чистой морской синеве! Мимо плывут рыбы, водоросли. Волна уносит меня в большой и безбрежный Океан.

Солнышко сильно припекает, вода нагревается. Мне жарко! Ночью температура воздуха падает и океан отдаёт тепло. В виде пара я поднимаюсь на небо и из миллионов подобных мне капелек формируются облака. Ветер уносит нас за тысячи километров от океана.

Глядишь, и я уже над горами! Как красиво и спокойно в бескрайних небесах! Но что это? Собираются тучи, бушует непогода, выпадают осадки - дождь со снегом. Дух захватывает! Я падаю с небес на землю и ложусь чистым белым покрывалом на высокие снежные вершины.

Какие величественные горы! Правда, подружки!

Но вскоре настаёт весна: солнышко припекает всё сильнее и сильнее. И мы уже не можем удержаться на вершине и с грохотом падаем вниз, растворяясь капельками в чистейшем горном ручейке. Поток воды стремительно несёт меня в горное озеро. Но и в озере ненадолго задерживаюсь я и мои подруги - капельки. И вот мы уже в полноводной и широкой реке. На берегу сидят рыболовы с удочками. Привет, рыболовы! Вскоре и они скрываются за горизонтом.

Но что это? Где я? Как солоно вокруг! Я снова в море, в начале бесконечного пути, который называется ”Круговорот воды в природе”.

 

                                                                                  

Практическая работа № 14.http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image017.gif

Нанесение на контурную карту

океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.

Ход работы:

На контурной карте полушарий подпишите названия всех географических объектов, встречающихся в тексте § 24. Все объекты суши - материки, острова и полуострова - подписываются чёрным цветом ( или простым карандашом ), все объекты гидросферы - океаны, моря, заливы и проливы - подписываются синим цветом.

Образец выполнения работы:

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image018.gif


1 –

Северный Ледовитый океан

2 - Берингово море

3 - Карское море

4 - Бискайский залив

5 - Берингов пролив

6 - Гибралтарский пролив


Практическая работа № 15.

 Составление картосхемы ”Течения в Океане”.

 

Ход работы:

       Используя  карту  "Приливы  и  течения  в  океанах"  (атлас,  стр. 17),  на  контурной  карте  полушарий  обозначьте  стрелками   и  подпишите  названия  основных  тёплых  (красным  цветом)  и  холодных  течений  (синим  цветом).

        Сделайте  вывод:

1)  в  каком  направлении  закручиваются  течения  в  Северном  и  в  каком - в Южном  полушариях;

2)  в  каком  направлении  движутся  тёплые,  а  в  каком - холодные  течения ?

Образец выполнения работы:

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image022.jpghttp://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image020.jpg


 

1 - Северо-Тихоокеанское  течение

2 - Южное  Пассатное  течение

3 - течение  Западных  Ветров

4 - Северо-Атлантическое  течение

5 - Северное  Пассатное  течение

6 - Западно-Австралийское  течение

7 - Северный  Ледовитый  океан

Практическая работа № 16.

Определение по картам географического положения

одного из океанов или морей,

его относительных размеров,

преобладающих и максимальных глубин

свойств воды, особенностей движения воды

и основных видов хозяйственной деятельности человека.

Ход  работы:

Используя  карты  атласа  и  предложенные  типовые  планы  описания  океана  и  моря,  дайте  комплексную  характеристику  одного  из  океанов  или  морей.

План описания океана:

  1. Название океана;

  2. Географическое положение: положение относительно экватора и начального меридиана, какие материки и где омывает, с какими океанами и где связан;

  3. Размеры океана;

  4. Средняя и максимальная глубина океана, название океанической впадины;

  5. Свойства воды: распределение температуры и солёности воды в океане;

  6. Важнейшие тёплые и холодные течения и их виды по происхождению;

  7. Использование океана человеком.

План описания моря:

  1. Название моря;

  2. К какому океану относится;

  3. Географическое положение моря: положение моря относительно океана, какие берега каких материков омывает;

  4. Вид моря;

  5. Размеры моря;

  6. Средняя и наибольшая глубина;

  7. Свойства воды: температура и солёность;

  8. Особенности движения воды: волны, приливы, течения;

  9. Использование человеком, крупнейшие морские порты и курорты на берегу моря.

Вариант 1. Тихий океан.

Вариант 2. Филиппинское море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 3. Атлантический океан.

Вариант 4. Средиземное море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 5. Северный Ледовитый океан.

Вариант 6. Баренцево море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 7. Индийский океан.

Вариант 8. Красное море  ( или по выбору учащегося ).

 


Практическая работа № 17.

Определение по картам географического положения

одной из крупнейших рек Земли:

направления и характера её течения, использования человеком.

 

Ход  работы:

 

Используя  карты  атласа,  справочные  материалы  и  предложенные  типовые  планы  описания  реки,  опишите  одну  из  крупнейших  рек  мира.

План описания реки:

  1. Название реки;

  2. Положение реки на материке;

  3. Местоположение и географические координаты истока;

  4. Общее направление течения;

  5. Длина реки;

  6. Крупнейшие левые и правые притоки;

  7. Характер течения реки;

  8. Куда впадает река;

  9. Вид устья и его географические координаты;

  10. Использование реки человеком.

Вариант 1. Амазонка.

Вариант 2. Нил.

Вариант 3. Миссисипи.

Вариант 4. Волга.

Вариант 5. Дунай.

Вариант 6. Янцзы.


Практическая работа № 18.

Нанесение на контурную карту

крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.

Ход  работы:

Внимание:  все  объекты гидросферы на карте подписываются синим цветом.

Вариант 1.

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:

  1. все материки ( чёрным цветом ) и все океаны ( синим цветом );

  2. реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;

  3. водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

  4. озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;

  5. каналы: Панамский, Суэцкий.

Вариант 2.

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте России следующие объекты:

  1. обозначьте  государственную  границу  Российской  Федерации  ( красным  цветом );

  2. Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны;

  3. реки: Амур, Ангара, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Ока, Северная Двина;

  4. озёра: Байкал, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Чудское, Ханка;

  5. водохранилища: Братское, Красноярское, Рыбинское.

  6. каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.





Практическая работа № 19.

Установление особенностей суточного хода температуры воздуха

на основе построенного графика.

Ход урока:

1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта    2003 года в городе Москве:

Время ( часы )

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

Температура ( oC )

- 1о

- 2о

- 2о

- 1о

0о

+1о

+3о

+7о

+4о

+2о

+1о

0о

  1. Какая  температура  была  в  11  часов ?

  2. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха ?

  3. Определите  суточную  амплитуду  температур.

  4. Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2003 года.

  5. Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью ?

  6. Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха.

Практическая работа № 20.

Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.

 

Ход урока:

1. Используя знания, полученные на уроке и текст учебника ( § 35 ), заполните таблицу:

^ Высота места

над уровнем моря ( м )

Атмосферное давление

( мм рт. ст. )

Температура воздуха

( tо С )

0 м *

 

 

1000 м

660

18о

4150 м

 

 

* Для определения атмосферного давления абсолютную высоту места предлагаю принять за 2,5 м

Внимание: не забудьте написать под таблицей все свои расчёты!

2. Сделайте вывод о зависимости атмосферного давления и температуры воздуха от высоты места.


Практическая работа № 21.

Построение  ”розы  ветров”.

 

^ Ход  работы:

      Используя  текст учебника  (стр. 142 - 143)  и  календарь  погоды,  который  вы  вели,  постройте  ”розу  ветров”  за  октябрь  (ноябрь,  декабрь  и  т.д.  в  зависимости  от  варианта):

1)  Начертите  8  направлений  (румбов),  соответствующих  основным  сторонам  горизонта  (С;  Ю;  З;  В;  С-З;  С-В;  Ю-З;  Ю-В );

2)  По  каждому  направлению  (румбу)  отметьте  направление  ветра  за  каждый  день  месяца  (1  день = 5  мм);

3)  Соедините  концы  векторов  красной  линией.

4)  Сделайте  вывод  о  преобладающих  ветрах  за  данный  месяц.

 

Примечание:  количество  дней  со  штилем  указать  под  розой  ветров.

 

Вариант  1.  Октябрь. Вариант  4.  Январь. Вариант  6.  Март  (или  сентябрь).

Вариант  2.  Ноябрь. Вариант  5.  Февраль.

Вариант  3.  Декабрь. Вариант  5.  Февраль.


 

 

 


Практическая работа № 22.

Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.

Ход работы:

  1. Дайте краткое описание погоды на сегодняшний день (укажите дату и время описания), указав: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, абсолютная (или относительная) влажность воздуха, облачность, вид и интенсивность осадков.

  2. Менялась ли погода в течение описываемого дня ?

  3. Изменилась ли погода за последние несколько дней и как ?

  4. Какой прогноз погоды на завтра обещают синоптики ?

  5. Назовите причины изменения погоды и её компонентов.

  6. Сделайте вывод о постоянстве или об изменчивости погоды.



Практическая работа № 23.

Составление  схемы  ”Тепловые  пояса  Земли”. 

^ Ход  работы:

      На  контурной  карте  полушарий:

1)  обозначьте  красным  цветом - экватор,  оранжевым  цветом - Северный  и  Южный  тропики,  синим  цветом - Северный  полярный  и  Южный  полярный  круги;

2)  Закрасьте  жёлтым  цветом  жаркий  тепловой  пояс,  зелёным  цветом - умеренные  тепловые  пояса,  а  голубым  цветом - холодные  тепловые  пояса  и  подпишите  названия  тепловых  поясов;

3)  Подпишите  красным  цветом  материки,  большая  часть  которых  расположена  в  пределах  жаркого  теплового  пояса,  а  чёрным  цветом - расположенных преимущественно  в  умеренном  тепловом  поясе,  а  синим - в  холодном  тепловом  поясе;

4)  Красным  цветом  подчеркните  самый  жаркий  материк  Земли,  а  синим  цветом - самый  холодный.

 

Практическая работа № 24.

Составление и заполнение

классификационной таблицы ”Расы Земли”.

Ход работы:

    Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу:

^ Название расы

Характерные признаки

Главные  регионы проживания

Цвет кожи

^ Разрез глаз

Ширина губ

Ширина носа

Цвет и особенности волос




Европеоидная

 

 

 

 

 

 

Монголоидная

 

 

 

 

 

 

Негроидная

 

 

 

 

 

 

Австралоидная

 

 

 

 

 

 

 


Практическая работа № 25.

Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.

Ход работы:

  1. Используя  политическую  карту  атласа  и  диаграммы 1 и 2,  в  контурных  картах  на политической  карте  полушарий  красным  цветом  обозначьте  границы,  чёрным  цветом  подпишите  названия  крупнейших  стран  мира  по  площади  территории  и  численности  населения  и  подпишите  их  столицы.

 

Диаграмма  1.  Крупнейшие  страны  мира  по  площади  территории.

(млн. км2).

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image023.jpg


Диаграмма  2.  Крупнейшие  страны  мира  по  численности  населения.(млн. человек).

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image024.jpg

  1. Красным  цветом  подчеркните  названия  стран - лидеров  по  площади  территории,  а  синим - по  численности населения.

  2. Используя  карты  атласа  и  диаграмму  3,  кружками  красного  цвета  обозначьте  крупнейшие  города  мира  и  подпишите  их  названия.

Диаграмма  3.  Крупнейшие  города  мира  по  численности  населения (млн. человек).http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image025.gif