uzluga.ru
добавить свой файл

Предшкольные хлопоты


Правила подготовки ребенка в школу.


1. Определите периоды наибольшей работоспособности ребенка ( для одних детей это утро, для других - вечер) и организуйте занятия именно в это время.

2. Помогите узнать ребенку о своих сильных сторонах. Это придаст ему уверенности не только в учебе, но и в жизни.

3. Опирайтесь на сильные стороны ребенка в процессе обучения (у одного ребенка это мгновенная реакция на вопрос, у другого – способность переключать внимание с объекта на объект, у третьего – отличная память и т.д.)

4. Не обещайте ребенку, что занятия по подготовке к школе будут только интересными и веселыми. Подготовьте его к тому, что учеба – это труд, который не всегда приносит результат.

5. Приучите ребенка к мысли, что, оценивая качество его работы, вы будете не только хвалить, но и высказывать замечания.

6. Делая замечания, не характеризуйте личность ребенка, а указывайте на конкретные недостатки: не «ты ленивый» («неаккуратный», «глупый»), а «эта буква – неровная», «ответ в примере – неверный».

7. Избегайте навешивания «ярлыков», обидных замечаний. Родители, однажды оскорбившие ребенка, в следующий раз поступят так же.

8. Постарайтесь не обобщать: «Ты всегда ленишься», «Ну вот, ты, как обычно, забыл…». Неудача ребенка может быть связана с временными условиями (болит живот, устал, не дали посмотреть любимый мультик), но раньше он старался изо все сил выполнять ваши инструкции и может обидеться на несправедливое замечание.

9. Ограничивайте себя в желании давать советы ребенку. Лучше попросите его посоветовать что-нибудь самому себе. Иначе у ребенка не будут развиваться критичность мышления, самостоятельность суждений.

10. После занятия поговорите с ребенком и спросите, что ему понравилось больше всего, что вызвало затруднения (гнев, обиду).

11. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с другими детьми, не заставляйте изучать что-либо только потому, что соседский мальчик это уже знает.

12. Демонстрируйте свою уверенность в том, что у ребенка все получиться. Если пока ваш сын или дочь не может порадовать такими успехами, о которых вы мечтали, подумайте: может быть, вы требуете невозможного? Или надо просто подождать? Научите своего ребенка позитивно мыслить : «Пока у меня эта цифра получается не очень красивой, но завтра я постараюсь сделать ее лучше».


^ Как помочь ребенку быстро и легче адаптироваться к школе.


1. Прежде всего, оказывать поддержку ребенку в его делах, вселять в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда придете на помощь.

2. Выслушивайте все рассказы ребенка о школе, а сели он не рассказывает сам или рассказывает мало – расспрашивайте его. Если ему трудно выделить главное( чем стоит поделиться с вами), задавайте конкретные вопросы, на которые легче ответить. Обсуждайте школьные дела ребенка и свои рабочие проблемы со всей семьей, например за ежедневным вечерним чаем.

3. Не сводите беседу к примитивным вопросам, касающимся питания, количества уроков. Постарайтесь выяснить, с кем ребенок играл и в какие игры, как провел перемену, что за день ему больше всего понравилось, что вызвало переживания.

4. Приобщайте ребенка к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него непосильную нагрузку. Если ребенок пока еще не в состоянии выполнять уроки сам, постарайтесь, чтобы необходимая ему помощь с каждым разом становилась все менее существенной.

5. Поощряйте любые попытки ребенка проявить самостоятельность, рассказывайте о таких его действиях членам семьи.

6. Соблюдайте режим дня. Если необходимо – выделите время для дневного сна или хотя бы пассивного отдыха. После школы желательна прогулка, и только после этого приступать к урокам.

7. Помогите ему организовать пространство и время, особенно при выполнении домашних заданий. Выясните, когда у ребенка высокая работоспособность, и в соответствии с этим определите благоприятные периоды для выполнения домашнего задания.

8. Постарайтесь впервые минуты встречи не спрашивать ребенка, какие оценки он получил в школе. Иначе он может подумать, что главное для вас - не он сам, а его успехи.

9. Постарайтесь спокойно относится к «плохим» оценкам( вернее, к тем, которые не нравятся вам), не упрекайте ребенка, не заставляйте его в наказание дополнительно заниматься.

10. Следите за состоянием здоровья ребенка. Если налицо признаки утомления и даже переутомления, постарайтесь уменьшить нагрузку, а в сложных случаях – обратитесь к врачу.

11. Перед сном не устраивайте шумных игр, серьезных разговоров, не наказывайте ребенка. Лучше посидите с ним, почитайте вслух, выразите надежду на то, что завтрашний день принесет удачу вам и вашему ребенку!


^ Упражнения для развития внимания, памяти, мышления.


1. Вечером перед сном, попросите ребенка припомнить события дня в той последовательности, в которой они проходили. Пусть ребенок сначала вспоминает несколько событий, произошедших, например, утром, но с максимальным количеством подробностей, затем восстанавливает в памяти события всего дня.

2. Два участника ( два ребенка или взрослый и ребенок) в течении короткого периода времени смотрят на предмет, после чего каждый по очереди рассказывает о нем, стремясь перечислить как можно больше деталей.

3. проходя с ребенком мимо витрины магазина, постарайтесь заметить как можно больше предметов, а затем посоревнуйтесь, описывая их.

4. Расставьте на столе несколько небольших игрушек. Пусть ребенок посмотрит на них и «сфотографирует» увиденное, а затем закроет глаза. Открыв их по сигналу, ребенок должен определить какого предмета не хватало.


^ Упражнения для развития памяти.


1. Сложите из счетных палочек какую-либо фигуру ( рыбка, дом, елочка).Покажите ее ребенку. Накройте листом бумаги. Попросите рядом построить точно такую же. Начинайте с 5-7 палочек, постепенно увеличивая их количество.

2. Расставьте на столе в определенном порядке кухонную посуду. поговорите с ребенком о том, что стоит пред ним. сосчитайте количество предметов. Уберите со стола. Попросите ребенка расставить нужные предметы в таком же порядке.

3. Запишите 7-10 слов. Назовите их ребенку. Попросите повторить, что запомнил. Попробуйте вспомнить недостающие слова вместе с ним. Попросите повторить все запомнившиеся слова еще раз.


Упражнения для развития мышления.


1. положите перед ребенком коробку старых цветных карандашей. Попросите выложить их «по росту» от самого маленького до самого большого.

2. Назовите четыре слова, например: «зеленый», «красный», «пять», «синий». Попросите ребенка назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

3. Назовите слово и попросите ребенка назвать слово, противоположное по смыслу, например: темный - светлый, длинный - короткий, толстый - тонкий, злой - добрый, узкий - широкий.