uzluga.ru
добавить свой файл

Своё выступление мне хочется начать словами Конфуция, «Три пути у человека поступать достойно; первый самый лёгкий – подражание, второй – благородный – размышление; Третий самый трудный это опыт».

Трудный потому что прежде чем опыт сформируется до такой степени, что им можно поделиться коллегами, проходит ни один год, исписаны ни одна тетрадь, истрачена ни одна нервная клетка.

И сегодня на ваш суд уважаемые коллеги, жюри, представляется опыт над которым велась работа в течении 4 лет то есть с младшей по подготовительную группу.

СЛАЙД 1


«Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста».


Почему именно развитие мышления привлекло наше внимание.


Сегодня школа предъявляет к малышу оказавшемуся на её пороге высокие требования. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, рассуждать, доказывать свою точку зрения и ещё надо последовательно овладеть системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного логического мышления.

К тому же, наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний и навыков, а те которые проявляют интеллектуальную пассивность, выражающуюся в отсутствии привычки думать, решать задачи.

Школе нужны ученики с высоким уровнем интеллекта, новым уровнем мышления который основывается на утверждении «Ум хорошо устроенный, ценится больше, чем ум хорошо наполненный».

Наличие логического мышления не может возникнуть по желанию, его нужно развивать.

СЛАЙД 2

Идеей было Подобрать комплекс заданий, форм, методов и приёмов обучения обеспечивающих последовательный переход от развития элементарных форм мышления к развитию более сложных форм мышления. Так как существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте.

СЛАЙД 3

В младшей дошкольном возрасте преобладает наглядно – действенная форма мышления. Специфика наглядно действенного мышления заключается в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. Самое главное в этом возрасте максимальное погружение ребёнка в деятельность, потому что способности понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности, только в процессе активного участия человека.


Ещё одно важное условие доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна.

Для эффективного развития наглядно действенного мышления развивающая среда группы была пополнена дидактическими средствами, способствующими через игровую, самостоятельную деятельность, индивидуальную работу развивать наглядно-действенную форму мышления.


СЛАЙД 4

^ КОПЬЮТЕР «ПОНАРОШКА» - предмет заместитель, дидактическое средство обучения. Дети получают дискету (карточку) с условным обозначением задания и соответственно заданию заполняют пустые окошечки

^ ПЕРФОКАРТЫ – Дети берут перфокарту и выполняют задания.


Кольца Луллия – дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей и формирования форм наглядно-действенного мышления. Вращая диски игры дети соотносят элементы двух множеств, осваивают выполнение операции «и».


^ Ноутбук «Всезнайка»- предмет заместитель, используемый в работе на развитие психических процессов внимания, памяти, восприятия. Закрепление имеющихся у детей знаний геометрических фигур, профессий.

Получив карточку с заданием, дети воспроизводят геометрический узор на клавишах.

Подбирают предметы необходимые для той или иной профессии и наоборот.

СЛАЙД 5

Для освоение игр и игровых упражнений мы подобрали наиболее приемлемые формы работы: игра, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, свободная деятельность.

СЛАЙД 6

ЗАДАНИЯ на развитие мыслительных операций на компьютере понарошка


^ ПОКАЗАТЬ ПО ОДНОМУ ВИДУ РАБОТЫ


СЛАЙД 7


Задания для работы с перфокартами.





^ Деление предметов на группы с заданным свойством

Соотношение элементов двух множеств.

Отрицание.

1.

Разложи предметы по мешочкам. В один зелёные, в другой прямоугольные.

Где чьи детки? Проведи дорожку от мамы к детёнышу.

Закрась окошечки под предметами не треугольной формы.

2.

В один зелёные, другой треугольные.

Где чей хвост? Проведи дорожку.

Закрась окошечки под предметами не зелёного цвета.

3.

Закрась окошечки под жителями цветочной страны.

Где чьё лакомство? Проведи дорожку.

Закрась окошечки под не сладкой страны.

4.

Закрась окошечки под жителями птичьей страны.

Соедини часть и целое.




5.

Закрась окошечки под жителями грибной страны.








^ ПОКАЗАТЬ ПО ОДНОМУ ВИДУ


СЛАЙД 8






Соотношение элементов двух множеств.

1.

Соотношение предмета с геометрической фигурой похожей формы.

2.

Животные и их жилище.

3.

Отбор предметов необходимых для игры.

4.

Отбор предметов необходимых для ванны.


5.

Отбор предметов необходимых для кухни.
^ Задания для работы с кольцами Луллия


СЛАЙД 9


Средняя группа


. Связь мышления с практическими действиями у детей хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его

В данном возрасте у ребёнка проявляется избирательный интерес. Главное –поддержать, помочь ему определиться. Уделить внимание креативности, которая предполагает наличие у ребёнка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности.

СЛАЙД 10

Работа по развитию наглядно-образного мышления велась в форме кружковой работы «Весёлые человечки». Практический материал брали из книги М.В.Кралина «Логика».


^ ПОКАЗАТЬ КНИГУ


СЛАЙД 11


С помощью игрового приёма задания приносят весёлые человечки: Самоделкин, Карандаш, Фитиль, Торопышка. Работа кружка велась во второй половине дня согласно разработанного плана с обозначением цели, с постановкой задач решаемых на данном этапе формирования мышления. Все занятия проходят в игровой форме, для детей создаются условия, чтобы облегчить и сделать доступным предложенный для работы материал.


СЛАЙД 12


Используя задания на развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, отрицание, соотношение двух множеств, операция «И», обобщение,

^ ПОКАЗАТЬ ИЗ КНИГИ ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ


СЛАЙД 13


На данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительность, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности мыслительных операций, в быстром и глубоком запоминании результатов.

Сформированное в средней группе наглядно – образное мышление является ступенью для перехода к развитию логического мышления.


СЛАЙД 14

Разработка и внедрение рабочего проекта «Логика-малыш» с целью представить детям систему игровых заданий, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач, позволила нам определиться с формой работы, где будут реализовываться задания это-занятие. В старшей группе по программе «Развитие» (Л.А.Венгера) вводится отдельное занятие логика. Наши занятия по проекту «Логика-малыш» чередуются с программными. Если у ребёнка намечались, какие либо трудности, они преодолевались в индивидуальной работе в утренние и вечерние часы.


СЛАЙД 15

Работа ведётся в тетрадях на печатной основе «Я решаю логические задачи» автор Е.В.Колесникова


СЛАЙД 16

^ ПОКАЗАТЬ ТЕТРАДИ


СЛАЙД 17

В подготовительной группе дети выходят на более сложный уровень заданий направленных на формирование форм логического мышления. С целью закрепления всех ранее сформированных форм логического мышления, организовали работу клуба «Умные и находчивые»,


СЛАЙД 18


^ Формы работы: интеллектуальные турниры такие как «Своя игра», «Умники и умницы» проводимые с целью активизации мыслительной деятельности( личные первенства), интеллектуальные состязания: «Умный ребёнок», «КВН», «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (командные соревнования), заседания клуба проводятся 2 раза в неделю где дети овладевают интеллектуальными играми и осуществляется работа по развитию психических процессов определяющих интеллектуальные возможности, дни интересных встреч которые предоставляют детям возможность пообщаться с детьми из других групп нашего детского сада, из других детских садов, продемонстрировать свои интеллектуальные способности через обучение других детей играм, которыми ребёнок уже овладел, и посоревноваться в применении знаний на практике в различных ситуациях.


СЛАЙД19

Использовали технические средства-компьютер, мультимедийный экран. Дидактические средства- интеллектуальные игры: «Танграмм», «Коломбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентамимо», мультимедийные презентации, игровые упражнения на развитие психических процессов.


Самым значимым результатом моей работы, считаю оценку учителя начальных классов Меляхиной Т.Н. 50% детей моей группы обучаются во 2 классе школы №5.

^ ЗАЧИТАТЬ ОТРЫВОК

Предлагаемый опыт адресуется педагогам практикам, как молодым специалистам, так и уже имеющим опыт работы. Реализовывать его полностью или взять что либо заинтересовавшее вас: форму работы, средства, приёмы, дополнить своими задумками или находками зависит от вашего желания и творческих возможностей.

Конечно, представленный опыт очень трудоёмкий. Все дидактические средства, наглядность изготавливается своими руками. Но если у вас хороший контакт с родителями и детьми, это не вызовет особых затруднений как в сборе иллюстративного материала, так и в изготовлении пособий.


СЛАЙД 20

В заключении хочется сделать вывод: Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры дошкольников высока, Развитое словесно логическое мышление способствует интеллектуальной активности, устраняет интеллектуальную пассивность, и как следствие повышается уровень успешного обучения в школе.

СЛАЙД 21

Развивая последовательно все формы мышления соответственно возрасту, мы выстраиваем дом где конечный результат интеллектуальные способности.

По мере продвижения от восприятия предметов окружающей действительности, от непосредственных действий с ними к действиям с представлениями, а затем и понятиями о них, мир для ребенка все больше расширяется

^ Логическим операциям, как известно, принадлежит важная роль в усвоении знаний, их систематизации, а также в их реализации и сообщении этих знаний другим людям.

Одно из основных положений советских психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно исторически выработанных операций и знаний.


Развиваемые в советской психологии положения о том, что теоретическая деятельность развивается из внешней, что психические свойства, как общие, так и специальные, являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлекторной природе психики. В «Элементах мысли» И. М. Сеченов говорит о том, что мысль начинается с образования представлений о предмете и непосредственно переходит во «внечувственную область»: «Переход мысли из опытной области во внечувственную совершается путем продолженного анализа, продолженного синтеза и продолженного обобщения. В этом смысле она составляет естественное продолжение предшествующей фазы развития, не отличающегося он неё по приемам, а следовательно, и процессами мышления».


Точка зрения советской психологии на мышление как на деятельность, выросшую из практической, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И. П. Павлова, согласно которому в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.


Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи личностно мотивированным.


Суммируя все вышесказанное о взглядах советских психологов на проблему мышления, следует подчеркнуть, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.