uzluga.ru
добавить свой файл
1

Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии

Проект — это самостоятельная творческая завер­шенная работа учащегося, выполненная под руковод­ством учителя. Она обычно состоит из двух частей: те­оретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео­фильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретиче­ской является пояснительная записка. Ниже приво­дятся рекомендации по ее составлению. Разумеется, при их использовании необходимо учитывать возра­стные возможности учащихся и в этом смысле пояс­нительная записка к проекту пятиклассника по содер­жанию будет существенно отличаться от выполненной старшеклассником.

По содержанию пояснительная записка включает:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список использованной литературы.

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей пояс­нительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название про­екта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно крат­ким и не превращаться в новое заглавие. Далее ука­зываются фамилия, имя, номер школы и класс проек­танта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

В нижнем поле указываются место и год выполне­ния работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавле­ние, в котором приводятся все заголовки пояснитель­ной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой форму­лировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголов­ка соединяют отточием с соответствующим ему номе­ром страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе. В нем обосновывается акту­альность выбранной темы, цель и содержание постав­ленных задач, формулируются планируемый резуль­тат и основные проблемы, рассматриваемые в проек­те, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новиз­на. Во введении также дается характеристика основ­ных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических) Желательно перечислить используемые в ходе выпол­нения проекта оборудование и материалы.

Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо пе­рейти к указанию конкретных задач, которые предсто­ит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., устано­вить..., выявить... и т.п.).

В первой главе проекта рассматривается предпо­лагаемая методика и техника его выполнения, приво­дится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо раз­работать банк идей и предложений по решению про­блемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объ­ективную оценку каждому из предлагаемых вариан­тов, при этом можно воспользоваться рядом опреде­ленных критериев. Иногда поисковую часть дополня­ют клаузурой — это сравнительно большой лист бу­маги, на котором представлен свободными рисунка­ми, а также прорисовками частей, деталей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допус­кает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, "рентгеновские рисунки". В результате определяются одно или несколько предложений, ко­торые предполагается разрабатывать.

В технологической части проекта необходимо раз­работать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, техноло­гическую карту, в которой описывается алгоритм опе­раций с указанием инструментов, материалов и спо­собов обработки. Приводим варианты ее оформления,

^ 1-й вариант 2-й вариант


№ п/п

'Описание операции

Графическое изображение

Оборудование, станки, инструменты, приспособления






















п/п



Название

операции



Эскиз



Описание

операции



Инструменты

и приспособ-

ления



Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической ча­сти представляется полный расчет затрат на изготов­ление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследова­ние. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изме­нений в окружающей среде, нарушений в жизнедея­тельности человека.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскры­вать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, логично и аргументировано излагать матери­ал, изложение и оформление которого должно соот­ветствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Пояснительная записка завершается заключени­ем. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированны­ми во введении, дается самооценка учащимся проде­ланной им работы. В некоторых случаях возникает не­обходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

После заключения принято помещать библиогра­фический список использованной литературы. Каж­дый включенный в него источник должен иметь отра­жение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, от­куда взяты приведенные материалы. Не следует вклю­чать в библиографический список работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, поме­щают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (стра­ницы) с указанием в правом верхнем углу слова "При­ложение" и иметь тематический заголовок. При нали­чии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Прило­жение 1", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, ко­торые употребляются со словом "смотри" (см.), заклю­чаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4 (210 х 297) через два-полтора межстроч­ных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Текст следует писать или печатать, со­блюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм; правое — не менее 10 мм; верхнее — не менее 15 мм; нижнее — не менее 20 мм.

Вставка в текст отдельных слов, формул, основ­ных знаков осуществляется чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вставок должна быть приближена к плотности основного тек­ста. Опечатки, описки и графические неточности до­пускается исправлять подчисткой или забеливанием с нанесением на то же место исправленного текста ма­шинописным или рукописным способом.

Заголовки структурных частей работы: "Оглавле­ние", "Введение", "Глава", "Выводы", "Самооценка", "Список использованной литературы", "Приложения" печатаются прописными буквами симметрично тексту.

Заголовки разделов печатаются строчными буква­ми (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце их не ставят. Если заголовок состоит из двух или бо­лее предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного паде­жа единственного и (реже) множественного числа.

Заголовки рубрик могут начинаться как с пропис­ной, так и со строчной буквы, подзаголовки — только со строчной (если это, конечно, не имена собствен­ные). Окончания рубрик знаками препинания не фик­сируются.

Заголовок главы, параграфа не должен быть по­следней строкой на странице.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.

Каждую структурную часть работы следует начи­нать с нового листа.

Иллюстрировать пояснительную записку необхо­димо исходя из определенного общего замысла по тщательно продуманному плану, что поможет преду­предить неоправданные пропуски иллюстраций и из­бавиться от случайных рисунков. Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нуме­руется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содер­жащие их порядковые номера (рис. 1, рис. 2 и т.д.).

Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответство­вать ее содержанию и основному тексту.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

наименование графического сюжета, обозначае­мого сокращенным словом "Рис.";

порядковый номер, который указывается без зна­ка номера арабской цифрой;

тематический заголовок, содержащий текст с краткой характеристикой изображаемого;

экспликацию, которая строится так: детали сюже­та обозначают цифрами, затем их выносят в подпись, сопровождая текстом.

Чертеж — основной вид иллюстраций в проектных работах. Он используется, когда надо максимально точ­но изобразить конструкцию машины, механизма или их части, и должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД. Чертеж в пояснительной записке — это прежде всего иллюстра­ция, которую по сравнению с рабочим чертежом значи­тельно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для главного — понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства. Названия узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Технический рисунок используется, когда нужно изобразить предмет таким, каким мы его зрительно воспринимаем, без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксономе­трической проекции с указанием точных размеров. Они позволяют выделить основные части изображае­мого, показать механизм или его деталь в разрезе.

Фотография — достоверное средство наглядной передачи действительности. Она используется тогда, когда необходимо с документальной точностью изоб­разить предмет или явление со всеми его индивиду­альными особенностями. Во многих случаях фотогра­фия — это не только иллюстрация, но и научный до­кумент (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т.п.).

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. В соот­ветствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наибольшее рас­пространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных—столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно ис­пользуют координатное поле. По оси абсцисс в изоб­раженном масштабе откладываются время или факториальные (независимые) признаки, на оси орди­нат— показатели на определенный момент, период времени или размеры результативного независимого признака. Точки пересечения соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На ли­нейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников про­порциональна изображаемым ими величинам. При вертикальном расположении прямоугольников диа­грамма называется столбиковой, а при горизонталь­ном — ленточной.

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропор­циональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Результаты обработки числовых данных можно

дать в виде графиков, т.е. условных изображений ве­личин и их соотношений через геометрические фигу­ры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстри­руемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

общий заголовок;

словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снаб­жаются координатной сеткой, соответствующей мас­штабу шкал по осям абсцисс и ординат. По осям ко­ординат должны быть указаны условные обозначения (в буквенном виде) и размерности отложенных вели­чин в принятых сокращениях. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, ког­да их немного, и они являются краткими. Многослов­ные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места чис­ловые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах ко­торых рассматривается данная функциональная зави­симость.

Работа над проектом, как всякое творчество, тре­бует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения ма­териала, не включать отдельные разделы из рекомен­дуемого перечня или добавлять то, что, по его мне­нию, может улучшить качество работы.