uzluga.ru
добавить свой файл
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 14

Г.О. ОРЕХОВО-ЗУЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


План-конспект

урока русского языка

в 5 классе «Б»

по теме


Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского

«Сирень в корзине»,


проведенного на семинаре- практикуме учителей русского зыка и литературы г.о. Орехово-Зуево

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы: возможности и эффективность»

(28.02.2012 года)


Учитель: Галина Геннадьевна Шерстнева


2012 год

Тема урока. Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского

«Сирень в корзине»

Цели урока. Образовательные:

  1. развитие речевой компетенции пятиклассников в ее тематическом и коммуникативном единстве;

  2. формирование умения собирать материал к сочинению по картине и создавать текст на заданную тему;

  3. контроль за полученными знаниями при выполнении задания творческого характера.

Развивающие:

  1. развитие творческих способностей учащихся по составлению речевого высказывания на тему, связанную с искусством живописи;

  2. развитие образного мышления при создании типа текста – описание;

  3. развитие способности грамматически правильно формулировать свои мысли в письменной форме.

Воспитательная:

Развитие умения вступать во внутренний диалог с автором

произведения искусства и становиться его эмоциональным и

интеллектуальным соавтором.

^ Тип урока Развитие речи.


Форма урока Урок с использованием ИКТ ( компьютера, мультимедийного

оборудования), самостоятельной работы учащихся.

Оборудование Компьютерные презентации.


Межпредметные связи Использование стихов и прозы известных авторов, отрывков из

балета П.И.Чайковского «Спящая красавица».


^ ХОД УРОКА

I этап. Подготовка к восприятию картины. 3 минуты.

Просмотр презентации «Цветы в живописи» под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица».

Учитель. Анализу каких произведений живописи посвящен урок?


^ II этап. Объявление темы урока и его целей. (Слайд №1). 3 минуты.

Записать тему урока в тетрадь.

Учитель. Откройте учебники на странице с иллюстрацией картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».


^ III этап. Просмотр презентации, подготовленной учащимися, и лексическая работа по ней. 10 минут.

    1. Портрет и годы жизни художника. (Слайд №2).

    2. П.П.Кончаловский очень любил рисовать цветы, особенно сирень. Ей посвящены многие картины. Одна из них «Сирень в корзине». (Слайд №3).

    3. Что такое натюрморт? (Записать определение в тетрадь.) (Слайд №4).

    4. Одна из картин П.П.Кончаловского, на которой художник изобразил сирень. На ее фоне уч-ся читает стихи А.Кушнер. (Слайд №5).

А.Кушнер

Сирень

Фиолетовой, белой, лиловой,

Ледяной, голубой, бестолковой

Перед взором предстанет сирень.

Летний полдень разбит на осколки,

^ Острых листьев блестят треуголки,

И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,

Как стараются важные пчелы,

Допотопная блещет краса!

Но вглядись в эти вспышки и блестки:

Здесь уже побывал Кончаловский,

Трогал кисти и щурил глаза.

    1. Учащиеся записывают в тетради строчки, выделенные на слайде. (Слайд №6).

    2. Следующая картина П.П,Кончаловского. (Слайд №7). На ее фоне уч-ся читает стихотворение В.Рождественского.


В.Рождественский

Сирень

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

^ Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

7. Учащиеся записывают строчки из этого стихотворения. (Слайд №8).

8. Легенда о происхождении сирени. (Слайд №9). Рассказывает подготовленный ученик.

У древних греков есть такая легенда.

Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.

9. (Слайд №10). Фея Сирени из балета П.П.Чайковского «Спящая красавица».

Звучит музыка из балета.

Учитель. Что вы представляли, когда слушали музыку?


  1. (Слайд №11). «Сирень в корзине».

А вот по этой картине вы будете писать сочинение. Но прежде, чем мы перейдем к словарной работе, немного отдохнем.


^ IV этап. Физкультминутка под руководством физорга класса. 2 минуты.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

^ V этап. Беседа по картине. Словарная работа. 15 минут.

  1. Подберите эпитеты, помогающие описать сирень.

Букет

Свежий, пышный, красивый, ароматный, благоухающий, душистый, большой,

очаровательный, прекрасный, удивительный, роскошный, богатый, чудесный,

восхитительный.

Сирень.

Белая, розовая, светло-лиловая, тёмно-красная, фиолетовая, голубоватая, серебристая, жемчужная, белоснежная, свежая, живая.

^ Цветы сирени

Как гроздья винограда, словно разноцветный ковер, будто рассыпанный жемчуг.

Настроение

Восторг, восхищение, очарование, становится тепло и светло на душе, прекрасное настроение, ликующее чувство.

  1. Опишите корзину.

  2. Почему так проста композиция картины? Фон?

  3. Прочитайте отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Сирень» и дополните материалы к сочинению метафорами и эпитетами из этого текста.(Карточки с рассказом на каждом столе).


Ю. Нагибин. Сирень. (Отрывок).


Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня - им время в

августе, когда убраны хлеба и поля бронзовеют щетиной стерни, - усугубили

сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во

дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запенивается

белая, голубая и розовая отечественная сирень, ее рослые кусты теснятся меж

отдельным флигелем и конюшнями, образуют опушку Старого парка, через

пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень с приторно-душистыми

свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь меж двором и фруктовым

садом; а через неделю забросит в окна господского дома отягощенные кистями

ветви венгерская сирень с самыми красивыми блекло-фиолетовыми цветами. А тут

сирени распустились разом, после сильной ночной грозы, переполошившей

обитателей усадьбы прямыми, отвесными, опасными молниями. И даже куст

никогда не цветшей махровой сирени возле павильона зажег маленький багряный

факел одной-единственной кисти.

И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад, обманув бдительный надзор

гувернантки Миссочки, она ахнула и прижала руки к корсажу, пораженная дивным

великолепием сиреневого буйства.

  1. Доволен ли был художник П.П.Кончаловский картиной «Сирень в корзине»?


"В этом букете всё цветёт, живёт и радуется" ( П.П.Кончаловский ). (Цитата на карточке.)


VI этап. Предупреждение речевых ошибок. 5 минут.


  1. Подберите синонимы к словам.

Художник – автор, пейзажист, живописец.

Картина – натюрморт, полотно, работа художника, произведение живописи.

Колорит – цвет, палитра.


2. Исправьте предложения.


Белые, лиловые, розовые, сиреневые грозди тяжело клонились к столу. (…клонятся…)

Легкими мазками написана картина. (Картина написана легкими мазками.)

Кажется, что можно дотронуться до сирени рукой, ощутив на пальцах нежную прохладу лепестков. ( …можно дотронуться и ощутить …)


VII этап. Составление плана к сочинению. 5 минут

План

I. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

II. Восхитительный букет сирени.

1. Цвет и оттенки.

2. Грозди и листья сирени.

3. Корзина и фон.

III ."В этом букете всё цветёт, живёт и радуется…"


Учитель читает стихотворение:


Почему живописцы сирени верны?

Потому, что оттенков на каждого хватит.

Если молоды вы, если вы влюблены -

Вам сирень теплотой розоватою платит.

Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,

Синь холодная веток вас к жизни пробудит.

Если чувства кипят, и волнуется грудь,

Хлопья белой сирени румянец остудят.

Нет скромнее и проще малюток- цветков,

Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,

Унося от обыденной жизни оков,

Нас влекут за собой в недоступные выси.

(Марина Ершова)


^ VIII этап. Домашнее задание. 2 минуты.

Написать сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Не менее 70 слов.


(Карточка)

^ Материалы к уроку

Ю. Нагибин. Сирень. (Отрывок).

Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня - им время в

августе, когда убраны хлеба и поля бронзовеют щетиной стерни, - усугубили

сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во

дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запенивается

белая, голубая и розовая отечественная сирень, ее рослые кусты теснятся меж

отдельным флигелем и конюшнями, образуют опушку Старого парка, через

пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень с приторно-душистыми

свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь меж двором и фруктовым

садом; а через неделю забросит в окна господского дома отягощенные кистями

ветви венгерская сирень с самыми красивыми блекло-фиолетовыми цветами. А тут

сирени распустились разом, после сильной ночной грозы, переполошившей

обитателей усадьбы прямыми, отвесными, опасными молниями. И даже куст

никогда не цветшей махровой сирени возле павильона зажег маленький багряный

факел одной-единственной кисти.

И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад, обманув бдительный надзор

гувернантки Миссочки, она ахнула и прижала руки к корсажу, пораженная дивным

великолепием сиреневого буйства.


Задание

Исправьте речевые ошибки в предложениях.


Белые, лиловые, розовые, сиреневые грозди тяжело клонились к столу.

Легкими мазками написана картина

Кажется, что можно дотронуться до сирени рукой, ощутив на пальцах нежную прохладу лепестков.


Заключение


"В этом букете всё цветёт, живёт и радуется" ( П.П.Кончаловский )