uzluga.ru
добавить свой файл

Босак И.Н.

Учитель технологии

МОУСОШ№52

пгт Ильского

МО Северский район

«Методы обучения»

В процессе обучения учащиеся овладевают определёнными знаниями , умениями и навыками.

Перед учителем всегда стоит проблема выбора тех путей, которые помогут более успешно и продуктивно обучать и учиться.

Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения зависит от выбора метода.

Метод обучения как бы раздваивается на две стороны: одна-внешняя , т.е. непосредственно наблюдаемая; другая –внутренняя трудная для наблюдения и анализа.

Первая - это последовательность действий учителя и адекватных действий учеников.

Вторая сторона выражает внутреннее состояние ученика, степень его познавательной активности. При подготовке учебного занятия учитель продумывает свой способ работы, последовательность своих действий по отношению к ученикам. Существует большое разнообразие методов обучения. Они подразделяются на группы по определённому признаку.

Например:

Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа. Словесные методы используют при изучении нового материала.

Наглядные методы зависят от наглядности, которую использует на уроке учитель. Большие возможности дают кино, радио, магнитофоны . компьютер и.т.д.

К практическим методам обучения относятся формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

Репродуктивные методы- когда овладение учебным материалом основываетсяна воспроизводящей функции памяти. Эти методы используют чаще при закреплении, повторении и обобщении материала.

Проблебно- поисковые методы. Эта форма овладения учебным материалом напоминает научное исследование. Воспитывает у учащихся активность, сообразительность , ответственность, самостоятельность. Правильный подбор методов работы способствует развитию у детей познавательной активности, интереса к изучаемому материалу, повышает эффективность урока.

Задача учителя заключается не только в том ,что нужно дать знания, научить. Учитель призван научить общаться, мыслить. Немаловажную роль в процессе обучения играет умение школьников планировать свой трудовой процесс. Спланировать трудовой процесс- значит определить совокупность и последовательность действий, необходимых для его эффективной реализации.

Планирование предстоящей работы требует активизации различных психических процессов – памяти, воображения, мышления.

Методы обучения умению планировать работу.

  1. Сообщающий метод. Применяется для выработки у учащихся понятия о планировании своего труда.

  2. Метод коллективных проблемных упражнений. Под руководством учителя школьники совместно решают проблемную задачу по вариативному планированию предстоящей работы; данный метод используется для углубления соответствующего понятия и выработки первоначального умения.

  3. Метод индивидуальных проблемных упражнений. Этот метод предназначен для отработки основ формируемого умения. В ходе планирования своих трудовых действий учащиеся припоминают ранее усвоенные правила, устанавливают их связь с новыми фактами. Это способствует как закреплению сформированных в прошлом знаний, так и их дальнейшему расширению и обобщению, образованию новых.

Формирование у школьников умения планировать трудовую деятельность даёт ценные воспитательные эффекты.Даже на этапе сообщающего обучения, когда работаютпо готовому плану, у них вырабатываютсятакие важные нравственные качества, как дисциплинированность, организованность, чувство ответственности, привычки и умения следовать полученным инструкциям.

значительному повышению воспитательной эффективности обучения школьников планированию способствует соединение его с производительным трудом. Сознавая , что успех их практической работы по реализации составленных конструкторских проектов во многом зависит от качества разработанных планов.

Обнаружив те или иные ошибки в своих работах они не только исправляют их, но и учитывают в последующих работах.