uzluga.ru
добавить свой файл
1

О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


Институт семьи и воспитания является одним из разработчиков ФГОС второго поколения, а именно — его воспитательного компонента.

Разработка осуществлялась рабочей группой специалистов ИСВ РАО с учетом всего опыта, результатов НИР Института за последние десятилетия.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения:


— разработан в связи с ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить подготовку учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию;
— направлен на преодоление противоречия между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
— предполагает преодоление установок на недопустимость элементов стандартизации в области воспитания, которые на протяжении двух последних десятилетий приводили к отсутствию должного внимания к воспитательному процессу и недостаточному его кадровому, нормативному, ресурсному обеспечению;
— ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма;
— содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве;
— требует от педагогов и руководителей органов образования глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса, четкого осознания недопустимости той грубой непрофессиональной трактовки образовательных стандартов, которая привела бы саму идею о наличии элементов стандартизации в области воспитания к абсурдности меры на такие понятия как мораль, нравственность, патриотизм, гражданственность, свобода совести и др.;
— основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении — трансляции культуры от поколения к поколению, включения подрастающих поколений в культуротворчество и как педагогическом процессе, компоненте образовательного процесса, сущность которого заключается в создании условий для духовно- нравственного становления личности.
^ В настоящее время включает в себя:
1) Примерную программу воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования;
2) ^ Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования.


^ 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕРНОЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ



в учреждениях, реализующих основные образовательные
программы начального общего образования*



Примерная программа воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального образования (далее — Программа), — документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания младших школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
^ Стратегическая цель Программы — системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы учащихся в начальной школе посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации младших школьников.
^ Реализация Программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно - и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.


^ Структура Программы включает 5 разделов:
В пояснительной записке
дана общая характеристика Программы и реализуемых в ней подходов в воспитательной деятельности образовательного учреждения. Второй раздел раскрывает содержание основных направлений воспитательного процесса.

^ Третий раздел посвящен механизмам, формам и технологиям совместной деятельности, взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса. В четвертом разделе изложены социальные компетенции младших школьников и требования к оценке уровня развития социальной компетентности младших школьников.
^ В пятом разделе дан инструментарий диагностики социальной компетентности
младших школьников.
В качестве ведущих подходов в Программе охарактеризованы:

1.Социокультурный подход, который предполагает реализацию идеи культуросообразности воспитания и направленность содержания воспитания на формирование актуального личного социокультурного опыта ребенка, обусловливающего уровень и качество формирующихся у него социальных компетенций. 2. Возрастной подход, предполагающий организацию воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей детей. 3.Компетентностньий подход, предполагающий направленность воспитательной деятельности на ее планируемые и контролируемые цели - результаты.

Содержание воспитания изложено в форме характеристики 9 основных направлений процесса духовно-нравственного развития учащихся: 1. Развитие нравственно-этической культуры, формирование представлений о нравственности и этических нормах социального взаимодействия. 2. Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции. 3. Воспитание правовой культуры, уважения к правам и свободам человека. 4. Воспитание трудолюбия, инициативности, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности. 5. Эстетическое воспитание, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. 6. Экологическое воспитание, развитие экологической культуры личности. 7. Развитие интеллектуального потенциала личности в процессе воспитания, формирование у детей ценности образования и мотивации к познавательной деятельности. 8. Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. 9. Воспитание организационной культуры, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание в Программе уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений; длительной игре, проектной деятельности, массовым мероприятиям, обеспечивающим, при соблюдении определенных методических требований, мажорный тон, эмоциональную окраску, игровую инструментовку, вариативность и событийность воспитательного процесса.
Программа предполагает развитие ценностных ориентаций, социально-личностных компетентностей учащихся в условиях комплексного программно-целевого проектирования развития воспитания в системе образования. Программа предлагает комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для системного развития воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося. При этом Программа рассматривается как базовый компонент для развития инновационной воспитательной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса с учетом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.
Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития ребенка, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и индивидно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями.
Выделены: ^ 1. Социальные компетенции, развиваемые на познавательном уровне функционирования сознания и деятельности учащегося (проявляемая в мыследеятельности учащегося готовность к осуществлению социально и индивидно значимых функций, обеспечивающих ему возможность эффективно удовлетворять свои социально приемлемые потребности). 2. Социальные компетенции, развиваемые на чувственном и действенном уровнях функционирования сознания и деятельности учащегося (проявляемая в эмоционально-чувственных реакциях и в поведении готовность учащегося к осуществлению социально и индивидно значимых функций, обеспечивающих ему возможность эффективно удовлетворять свои социально приемлемые потребности). Структура изложения компетенций соответствует основным направлениям воспитательной деятельности учреждения начального общего образования. Подробно раскрыты: нравственно-этические, гражданско-патриотические, правовые, трудовые, художественно-эстетические, экологические, умственные, физические

компетенции, а также компетенции, обеспечивающие готовность личности управлять собой.
Под диагностикой сформированности социально-личностных компетентностей понимается процесс оценивания внутриличностных характеристик учащихся (развития у них социальной компетентности), который имеет следующие основные отличительные свойства: 1) формализованность оценки (с целью обеспечения ее объективности) как по процедуре проведения обследования, так и по процедуре обработки его результатов; 2) достаточная (в соответствии с требованиями психометрии) точность оценки конкретных личностных характеристик, задача оценивания которых поставлена.


^ 3. КОНЦЕПЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И УСЛОВИЯМ
ВОСПИТАНИЯ, ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В
учреждениях, реализующих
основные общеобразовательные программы начального и
основного общего образования*



Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования (далее — Требования), раскрывают роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлены на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения и усиление его воспитательной функции в широкоформатном контексте актуальных проблем духовно-нравственного становления подрастающих поколений граждан новой России.

^ Цель Требований определить рамочные ориентиры разработки и реализации программ воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся с учетом и в единстве с ориентирами, регламентирующими цели образования и пути их реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Воспитание, будучи включенным в государственный образовательный стандарт, в соответствии с существующей сегодня нормативно-юридической классификацией сфер жизнедеятельности общества, в том минимальном объеме, который указан в настоящих требованиях, следует рассматривать как

обязательный для государственных образовательных учреждений общего образования компонент педагогического процесса, охватывающий всех обучающихся независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности.

^ Требования регламентируют условия осуществления, содержание воспитательной деятельности и основные результаты его реализации в учреждениях начального и основного общего образования применительно только к минимально необходимой для всех данных учреждений части воспитательного компонента целостного образовательного процесса. При этом соблюдается принцип уважения индивидуального своеобразия личности, с одновременным стремлением направить развитие ребенка по ряду позиций на освоение знаний, умений, ценностных ориентаций и специальных способностей, определяющих планируемые цели-результаты воспитательной деятельности, поддающихся либо персонифицированному (на уровне каждого отдельного учащегося), либо неперсонифицированному (на уровне образовательного учреждения) контролю и являющихся минимально необходимыми для социальной адаптации в соответствии с нормами действующего законодательства и принятыми в обществе как позитивные.

Сформулированные в документе требования к условиям осуществления воспитательной деятельности в системе начального и основного общего образования включают в себя:

1) требования к организации воспитательного процесса (в их числе: требования к целеполаганию и воспитывающим взаимоотношениям в образовательном процессе, требования, связанные с обеспечением системности воспитательного процесса, требования к управлению воспитательным процессом, требования, связанные с реализацией компетентностного подхода к организации воспитательного процесса, требования к безопасности воспитательного процесса); 2) требования к ресурсному обеспечению воспитательного процесса в образовательном учреждении (в их числе: требования к кадровому, нормативному, программно-методическому, информационному, материально-техническому и иному ресурсному обеспечению).
Вторая группа Требований представляет собой требования к содержанию воспитания, духовно - нравственного развития обучающихся. При этом воспитание рассматривается как создание условий для развития личности, ее духовно- нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на совместное решение общих задач развития личности. Субъект - субъектные отношения участников воспитательного процесса, принципы сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания, поиска прогрессивных путей развития современной цивилизации — основной смысловой контекст, определяющий современный взгляд на воспитание в образовательном учреждении.

В соответствии с Требованиями образовательное учреждение гарантирует включение учащихся в соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям разнообразную деятельность, направленную на формирование у них: осознания принадлежности к своему Отечеству, традициям и историко-культурному наследию, чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; представлений о нравственности, правилах поведения в обществе, необходимости их применения, освоения опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; приобщение к системе ценностей отечественной и мировой культуры, чувства ответственности за их сохранение; качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности (трудолюбия, настойчивости, уважения к труду и человеку труда, интереса к профессиональной деятельности взрослых и др.); элементов экологической культуры, ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром, не приносящему вреда окружающей среде и себе; эстетического отношения к окружающему миру, умения эмоционально реагировать на красоту окружающего мира, потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности; элементов организационной культуры, организаторских умений и навыков, опыта участия в совместной деятельности в ситуациях выполнения разных ролей (подчиненный, руководитель, партнер); коммуникативной культуры, умений участвовать в диалоге, соблюдать правила культуры общения; основ физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.

Развитие духовно-нравственной сферы личности в соответствии с Требованиями рассматривается в качестве основной цели и результата воспитания, которое достигается посредством реализации всех вышеназванных направлений воспитательного процесса; способами их реализации; принятыми в коллективе образовательного учреждения нормами взаимодействия участников воспитательного процесса; коллективными идеалами, обусловливающими качественные характеристики образовательной среды; сущностью и способами оценки поступков, поведения и деятельности участников воспитательного процесса.

^ Выделены показатели оценки (показатели оценки содержания воспитательной деятельности в учреждениях начального и основного общего образования; показатели оценки основных результатов реализации содержания воспитательной деятельности в учреждениях начального и основного общего образования), детализируемые в критериях оценки, устанавливаемых в качестве обязательных для достижения их соответствующими объектами оценки — образовательными учреждениями, с учетом уровней (начальное общее образование, основное общее образование) и направленностей реализуемых образовательных программ. Охарактеризована система контроля содержания воспитания обучающихся и результатов его реализации. Документ содержит характеристику методов и подробные методические рекомендации по оценке выполнения Требований.

В целом, настоящие минимально обязательные для всех учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования, Требования, как требования федеральных государственных образовательных стандартов, призваны повысить эффективность реализации конституционных прав ребенка в процессе образования, расширить возможности реализации творческого потенциала одаренных детей в процессе образования, повысить мотивацию школьников к обучению, профессиональному самоопределению, активному участию в решении социально-политических и экономических проблем развития своей страны, защите Отечества, подготовки детей к будущей семейной жизни.