uzluga.ru
добавить свой файл

Отдел образования Дятловского райисполкома


Районный учебно-методический кабинет


Образовательная модель

«Шаг за шагом»


Дятлово

2006


Содержание


Введение 3


Утренние встречи 4

Проект «Сказки» 6

Утренняя встреча 8

Проект «Зима» 9

Утренняя встреча 10


Индивидуальные и групповые формы обучения. Работа в центрах. 12

Проект «Подводный мир». 17

Тема: Понятие о местоимениях. 17

Проект «Мир животных. Кошки» 19

Тема: Общее понятие о предложении. Употребление большой буквы

в начале предложения и точка в конце. ^ 19

Проект «Здравствуй, сказка!» 21

Тема: Состав слова. Корень. 21

Проект «Театр открывает занавес» 25

Тема: Басни С.Михалкова. 25

Организация работы в центрах. 29

Тема: Большая буква в словах. 29


Реализация проектов и тем. 32

Проект «Здравствуй, сказка!» 34

Проект «Подводный мир» 35

Проект «Золотая осень» 36

Проект «По дорогам сказки» 37

Проект «Что такое этикет» 38


Сотрудничество с семьей. 39

Семейный праздник «Два капитана» 41

Семейная спортивная спартакиада 43

Семейный праздник «Моя дорогая и единственная» 45


Литература 48





Введение


В последнее время довольно широкое применение получила образовательная технология «Шаг за шагом». Она базируется на идеях международного проекта, который реализуется в 15 странах Европы.

Работа в рамках образовательной технологии «Шаг за шагом» направлена на достижение следующих целей:

      1. Стремление к полноценному психологическому и физическому развитию учеников.

      2. Включение родителей в учебно-образовательный процесс.

      3. Развитие у детей умения учиться.

Технология «Шаг за шагом» включает несколько этапов:

        1. Утренние встречи.

        2. Индивидуальные и групповые формы обучения, работа в центрах.

        3. Реализация проектов и тем.

        4. Сотрудничество с семьей.

В брошюре представлен опыт работы учителей Дятловского района по технологии «Шаг за шагом», даны разработки основных структурных звеньев технологии.


^ Материалы подготовлены

методистом отдела образования

Е.Н. Баклага


Утренние встречи






«Утренняя встреча» проводится каждый день перед первым уроком, за 20 минут до звонка, на ковре. Дети рассаживаются по кругу.

«Утренние встречи» имеют свою структуру:

    1. Рассаживание детей.

    2. Приветствие.

    3. Новости класса и утренние сообщения.

    4. Игра, заучивание стихов.

«Утренние встречи» начинаются с рассаживания детей. Ребята садятся в круг: мальчики и девочки отдельно, по гороскопу, по временам года, в соответствии с их днями рождения и т.д.

Второй этап – приветствие. Оно не всегда соответствует тематическому планированию. Приветствие настраивает ребенка на положительную работу в течение целого дня. При этом можно использовать разные формы приветствий без слов: пожать руки, потереться носами (как лапландцы), обняться (как латиноамериканцы), поцеловать в щёку (как французы), отдать честь (как военные). Дети изучают приветствие «Добрый день!» на разных языках: на английском – хэлоу , на немецком— гутэн таг , на французском— бонжур, на итальянском – буон джорна, на испанском — буэнос диас, на китайском — цао шанхао, на японском — конитыва.

В каждом классе есть стенд, который называется «Утреннее сообщение». Основные слова в тексте постоянны, дописывается только информация, которую учитель может менять в каждом конкретном случае. Например:

СЕГОДНЯ……..ТРЕТЬЕ……….2005г.

ПОГОДА …………..

Учитель может попросить учащихся помочь заполнить пропуски в утреннем сообщении так, чтобы это вид работы приобрел смысл.

Следующий вид работы - новости класса и утренние сообщения. Здесь ребята делятся своей радостью или печалью, учатся сопереживать, радоваться и грустить вместе со своими одноклассниками. Малышам очень важно ощущение, что его любят в классе, что он нужен. И когда ребята садятся в круг на ковре, они видят глаза друг друга, чувствуют защищенность, что способствует формированию крепкого и дружного коллектива.

Еще одним замечательным видом деятельности является заучивание стихов на протяжении года. Эти стихи должны быть на доске информации и меняться каждые 2 недели. Стихи учат хором, после того, как их прочитает учитель.

Такой вид деятельности способствовал развитию памяти, расширению словарного запаса ребенка и т.д.

Во время утреннего сбора с учениками проводятся и развивающие игры. Зачастую детям предлагаются задания, которые служат подготовкой к первому уроку. Таким образом, «Утренние встречи» решают ряд важных задач:

    1. Настраивают детей на положительный лад в течение учебного дня.

    2. Формируют и сплачивают коллектив.

    3. Развивают, обогащают ребенка.


Проект «Сказки»


1.Рассаживание детей.

2.Приветствие.

Я знаю вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши любимые сказки.


- И сегодня, ребята, мы с вами весь день проведем в сказочном царстве. На лесной поляне собрались сказочные герои. А чтобы настроение у нас было действительно сказочное, мы попросим наших героев поздороваться и пожелать друг другу что-то самое сокровенное. Например, доброе утро, Чебурашка. Я желаю тебе иметь очень много друзей. Чтобы старуха Шапокляк никогда не делала тебе гадостей.


3. Игра.


Настроение у нас теперь хорошее, мы все подружились, пожелали всего самого наилучшего. Но к нам в гости пришли еще другие сказочные герои, но злая колдунья заколдовала их, и они забыли свои имена.


^ Черепаха /Тартило/

Старуха /Шапокляк/

Крокодил /Гена/

Пудель /Артемон/

Доктор /Айболит/

Почтальон /Печкин/

соловеней - /разбойник/

Домовенок /Кузя/

кот /Базилио, Матроскин, Леопольд/

папа /Карло/

дед /Мороз, Мазай/

барон /Мюнхаузен/

пес /Шарик/

дядя /Степа, Федор/

Кощей /Бессмертный/

Братец /Иванушка/

мальчик-с- /пальчик/.

4. Вопросы из сказок.


- Какие две рыбы в русских языках выполняли все желания?

- Как звали каждого из трех поросят в одноименной сказке?

- Как звали девочку, уронившую в речку мячик?

- Кто подарил полено папе Карло?

- Как звали собаку девочки с голубыми волосами?

- Как звали кота из «Золотого ключика»?

- Имя какой девочки говорит о ее росте?

- Какое растение помогло сказочной героине доказать, что она настоящая принцесса?

- Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

- У лисы – ледяная, а у зайца - ….

- Как называется сказочная скатерть?

- Какая фамилия у Кощея?


^ Стихотворение «Мальчики и девочки»


Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только……

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у……


Коньки на льду чертили стрелочки,

В хоккей с утра играли…..

При всех померяться селенкой,

Конечно любят лишь…


Боятся темноты трусишки,

Все, как один, они ……

Шелк, кружева и в кольцах пальчики

Выходят на прогулку……


5. Телеграммы:


Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:


-^ Купил семена, приезжайте тянуть.

- Хвост нашли. Плакать перестала.

- Помни, все исчезает после двенадцати ночи.

- Ушел от зайца, волка и медведя.

- Купила самовар. Приглашаю к чаю.

- Ключ достал. Скоро буду.

- Обязуюсь впредь мыть посуду.

- В гости не приду. Мотор забарахлил.

- Жена отобрала стрелу. На охоту идти не с чем.

- Люблю цветы только красных оттенков.

- Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.

- Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла.

- Стал благородных кровей. Скоро прилечу.

6. Игра «Доскажи название».


Перед вами начальные слова из названий хорошо известных вам литературных произведений, состоящих из двух слов. Первое вам дается – назовите второе:

Храбрый…

Серебряное…

Малахитовая…

Муха…

Федорино… и т.д.


7.Игра «Занимательные вопросы»:


- «Пропала Мальвина, невеста моя, она убежала в чужие края». Кто потерял девочку с голубыми волосами?

- Его писатель Н.Носов услал на Луну.

- Кто был принц из сказки про Чипполино?

- Они носят детей в сумке на животе. и т.д.

Из опыта работы учителя начальных классов СШ№1 г. Дятлово

Чернявской О.Б.


Утренняя встреча


1. Размещение.


Дети садятся рядом с теми учащимися, с которыми они дружат.


2. Приветствие.


Дети по кругу говорят друг другу: «Желаю тебе… счастья, здоровья, настроения». Вместо точек вставляются слова, которые отвечают на вопрос «какого» ?


3.Утреннее сообщение.


Утреннее сообщение посвящается событиям дня.

- Кто тебе сегодня улыбнулся ?

- Кого встретил по дороге в школу?

- Нравится ли тебе учиться в классе?

- Какие предметы тебе больше всего нравятся?

И т. д.


4. Игра «Назови предмет».


Учитель говорит «Золотой». Учащиеся подбирают предметы, к которым подходит этот признак (золотое солнышко, золотая осень, золотое сердце и т.д.)


Из опыта работы учителя начальных классов СШ№1 г. Дятлово

Красюк Т.Н.


Проект «Зима»


1. Рассаживание детей.


Первыми сегодня в круг садятся дети, которые любят играть в снежки, затем места занимают те, кто любит лепить снеговиков, за ними могут располагаться те, кому нравиться ходить на лыжах .. кататься на коньках….


2. Приветствие.


Вот мы и расселись по кругу, а за одно узнали …

- А что мы узнали?

Правильно, мы узнали, кто чем любит заниматься зимой. Теперь самое время поздороваться друг с другом так: «Раз, два, три! Улыбку другу подари!» Прекрасно! Вы заметили, что в классе у нас стало светлее и теплее от ваших улыбок. А сейчас я вам предлагаю еще одну улыбку подарить Скрундю Максиму, который сегодня хочет вам прочитать стихотворение. Вы его послушайте и решите связано ли чем-нибудь это стихотворение с проектом, над которым мы работаем.


И.Суриков «Зима»


Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.


И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.


Темный лес-что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….


Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.


- Понравилось ли Вам стихотворение?

- Связано ли оно с нашим проектом?

- Почему Вы так решили?

- Снег какой?

- Как он ложится на землю?

- А теперь закройте глазки и представьте, что мы перенеслись в зимний лес. Прислушайтесь. Что вы слышите ?

- А что вы видите ?

- Какие чувства у вас возникли ?

- Что вам захотелось сделать ?

А мне захотелось слепить огромный снежный ком. Что мы сможем из него сделать ?


3. Игра «Снежный ком».


Мы все это сделаем, но позже, когда пойдем гулять на площадку. А сейчас мы поиграем в игру «Снежный ком». Правде лепить мы его будем не из снега, а из предложений. Я начну, а вы по кругу по одному предложению добавьте. «Сегодня ночью мне приснился сон. Я попала в царство Снежной королевы….»

Да, вот какой большой у нас снежный ком и интересный рассказ получился. Просто замечательно!

Большое вам спасибо за утреннюю встречу.


4. Новости класса.


Из опыта работы учителя начальных классов СШ№1 г. Дятлово

Пацынович О.М.


Утренняя встреча


1. Рассаживание детей.


2. Приветствие.


Девочки приветствуют мальчиков по-русски, мальчики приветствуют девочек и друг друга по-белорусски.


3.«Бумажный человек».


Представьте по шаблону человека, который вас обидел, заставил вас грустить. Поэтому вы хотите сказать ему все, что о нем думаете, при этом каждое свое высказывание сопровождаете закладыванием кусочка шаблона внутрь. Например. Ты сказал мне неправду, мне было горько. Ты поступил жестоко … и т.д.

Прошло время… Вы простили этого человека, более того, стали относиться к нему с невероятной симпатией. На втором этапе вы говорите ему добрые слова, при этом отгибаем по одной те части шаблона, которые загнули.

Посмотрите, мы распрямили, как смогли, бумажного человека. Но такой ли он теперь каким был первоначально? Нет, остались следы от сгибов. Так и в наших душах каждое неприятное слово, а тем более действие оставляет неизгладимый шрам. О чем вас заставила задуматься эта игра?


4. Сообщение «Суперребенка» о себе и своей семье.


Из опыта работы учителя начальных классов СШ №1 г. Дятлово

Грачевой В.В.

Индивидуальные и групповые

формы обучения. Работа в центрах.










Приходя в школу, дети попадают в новое для них социальное окружение, в итоге чего часто не могут включиться в общую трудовую деятельность. У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижает интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок смог бы самоутвердиться, обрести уверенность в своих возможностях. А достичь этого можно путем организации учебной деятельности школьников в группах.

Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявляется и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Как и многие другие виды деятельности, групповая работа имеет свои правила и нормы, к которым относятся:

- правила поднятой руки. Таким образом, дети сообщают о желании выступить (что-то рассказать, ответить на вопрос и т.д.);

- очередность выступлений, сохранение которой воспитывает умение внимательно слушать сообщение каждого участника группы;

- использование специальных знаков общения ( сигнальные карточки: «+»-согласен, «-» - не согласен, «?»- проблема, вопрос и т.д.);

- право каждого члена группы на высказывание собственных мыслей, предложений, которые согласовываются с остальными участниками группы;

- высказывания должны быть понятными для всех.

При объединении детей в группы необходимо:

- учитывать индивидуальные особенности школьников (только на первоначальном этапе, потом дети должны приобрести навыки отношений с многочисленными партнерами);

- слабому ученику подбирать не просто хорошо успевающего, а терпеливого, добросовестного партнера, который в доступной форме объяснит непонятный материал;

- отказаться от такого наказания младших школьников, как возможность работать в группах;

- работу учеников в одной группе оценивать одинаково.

Вклад каждого члена группы в общее дело определяется через самооценку и взаимооценку;

- оценивать работу группы, особенно в первом классе, в первую очередь учитывая личностные качества школьника, а потом – учебные;

- во время совместной деятельности нельзя требовать абсолютной тишины: дети должны обсуждать вопросы и ответы, высказывать свои мысли и предложения. Необходимо только путем убеждения бороться с выкриками и разговорами во весь голос;

-чтобы не вызвать у детей излишней переутомленности, заниматься групповой работой можно в первом классе на протяжении 5-7 минут, на четвертом году обучения- 15-20 минут.

Одной из разновидностей работы в группах является работа в центрах, где решаются те же задачи, что и при работе в группах. Несколько отличаются задания и расширяется спектр их действия.

В классе нет скучающих глаз, грустных лиц, никто из ребят не остается безучастным, на уроках царит атмосфера занимательности. И задания, предлагаемые учащимся, требуют не только актуализации полученных знаний, но и умения применять эти знания в различных ситуациях. А самое главное- эта работа помогает развивать природные задатки и творческие способности детей.

Все центры обучения должны быть оборудованы необходимыми материалами. В их комплектации могут принимать участие как дети, так и родители.

Что же находится в центрах обучения? Ниже приводится лишь минимальный перечень из всего необходимого: