uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5
«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников.

Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка: мотивационно-потребительскую сферу, преодоление «Познавательного эгоцентризма».

Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят. А. Эйнштейн говорил:

«Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Если задуматься, что делает вашу жизнь скучной и монотонной, скорее всего, придется остановиться на главной причине – отсутствие разнообразия. Любая игра делает жизнь ребенка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребенку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком.

Взрослым следует более внимательно подходить к игре, быть более терпеливыми».

Я полностью согласна с такими учеными, как М.П. Осипова и И.А. Мельничук, которые

Распределяют игры по классификации.


Познавательные

Подвижные игры


Интеллектуальные

Сюжетно-ролевые


  • Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз» и др.

  • Интеллектуальные: Небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

На первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект. Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

  • Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности.

Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек.Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Школа», «Магазин», «Моя семья».
  • Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и средство
приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
Любимыми подвижными играми ребят группы продленного дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.

Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

В своей работе я использую такие игры, как «Ловишки», «Рыболовы», «Перемена», «Краски», «Аисты», «Черепахи», «Светофор», «Космонавты»,, «Черного и белого не брать, «Да и нет не говорить», «Стой спокойно», «Белки, орехи, шишки».

Заключение

На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт.

Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».

Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе:

  1. Диагностики и регулирования поведения младших школьников.

  2. Нравственно- гуманистической направленности в работе.

  3. Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.

  4. Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.

  5. Вовлечение в коллективные виды деятельности.

  6. Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.


^ Хочу закончить словами Франсуа Вийона:

Кто смотрит на себя -

свой видит лик,

Кто лик свой видит -

цену себе знает,

Кто цену себе знает -

тот строг к себе,

Кто строг к себе -

тот истинно Велик.


tit12^ Методическая копилка

kyk1

Бабочка на карандаше.

Изготовим украшения для карандашей своими руками. На этот раз будем делать бабочек, которые уселись на наши карандаши и смешно шевелят усиками.

b

Что нам понадобится:

Цветной картон;

Клей;

Ножницы;

Карандаши;

Кусочки тонкой мягкой проволоки;

Блестки, кусочки пенопласта, любые украшения, бисер.

^ Итак, начинаем!

Берем лист цветного картона и складываем его пополам.

На одной из сторон рисуем, что-то подобное сердцу, но не слишком тонкое к краю изгиба. Впрочем, можем создать любую форму крылышек бабочки. Вырезаем.

Делаем два небольших перпендикулярных согнутому краю разреза, для крепления к карандашам. Заготовка основы для бабочки готова.

Разворачиваем и украшаем бабочку приклеивая к крылышкам наши украшения, желательно получить симметричный рисунок.

При необходимости дополнительно раскрашиваем нашу бабочку фломастерами.

Вставляем карандаш в прорезанные нами отверстия, так как показано на рисунке;

Из мягкой проволоки делаем усики;

Бабочка готова!

Таким не хитрым способом можно немало занять детей, получив море позитива от бабочек сделанных своими руками. Удачи.

^ Дневник для девочек

b

Как украсить дневник для девочек.

Это очень просто сделать. Дневник девочки должен вызывать положительные эмоции одним своим видом. Притягивать к себе. Быть эстетичным и красивым.

Украсьте обложку красивой аппликацией изготовленной своими руками!

Итак. Нам понадобится:

1. Сам дневник, или блокнот.

2. Цветная или оберточная бумага ярких цветов.

3. Цветная лента.

4. Дырокол.

5. Бисер.

6. Густой клей типа «момент» или «титан».

7. Двусторонний скотч.

Приступим.

Вырезаем из цветной или оберточной бумаги цветы причудливой формы, различные образы, лепестки цветков, все, что душе угодно и красиво по субъективным представлениям.

Прокалываем дыроколом по периметру обложку дневника, делая дырочки довольно часто.

Продеваем, несколько раз переплетая, цветную ленту в сделанные дырочки, завязывая бантики по ходу плетения.

Оклеиваем дневник орнаментом или хаотично вырезанной аппликацией.

Для декоративной отделки отлично подходят старые открытки оставшиеся с прошедших дней рождений.

Используем бисер для создания рельефного рисунка.

Красивый дневник для девочек – готов.

^ Цикл творческих заданий по теме: «Природа».

sun

Задание

– Давайте поделимся друг с другом своими мыслями. Расскажи, что ты чувствуешь или представляешь, когда слышишь слова день и ночь (выслушиваются варианты ответов детей).

–А теперь продолжим работу. Если тебе хочется, нарисуй картинки. Одну назовем ^ День а другую Ночь.

– А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось ( обмен рисунками, обсуждение их).

– На своих картинах художники тоже по разному изображают время суток. Давайте рассмотрим картины Н. Рериха: «Ждущий», «Голос Монголии», «Черная Гоби». Как вы думаете, какое время суток изображено на картинах? (Ответы детей.)

— Как это изобразил Н. Рерих? Какие краски ему помогли? А какие краски вы выбрали? Почему?

— А теперь поиграем. Подберите группу слов, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово день (ночь)?

(На обдумывание дается 1 мин.)

— Посмотрим, что у вас получилось? Кто желает прочитать или сказать? (Зачитываются варианты.)

— Кто успел записать (или сказать) больше слов? Нам осталось вспомнить, какие звуки вы слышите днем? А ночью? (воспитатель выслушивает ответы детей.)

Задание 2

— Вы знаете, что бывает разное время суток. А какие времена года вы знаете? Попробуйте изобразить на рисунке любое время года. Можете нарисовать просто цвета, характерные для того или иного времени года.

осень зима весна лето

Рассматриваем полученные картинки. Пытаемся обобщить, какие краски преобладают в определенное время года. Это может быть индивидуально для каждого ребенка. Проговариваются и принимаются

разные мнения и предложения.

— А теперь попробуем воспроизвести звуки, которые мы слышим летом. А весной? Осенью? Зимой?

— Чем различаются эти звуки? Какие звуки мы можем слышать круглый год? А какие только весной? Только зимой?

— А теперь поиграем в слова. За одну минуту под словом, обозначающим одно из времен года, напишите слова, которые соответствуют ему. Получилось?

– А теперь вспомним слова, подходящие для трех оставшихся времен года. Срок — по одной минуте. У кого больше?

Осень зима весна лето

_____ ____ _____ _____

_____ ____ _____ _____

_____ ____ _____ _____

Зачитываются различные варианты. Например: зима — это сосульки, снег, снежинки, каток, голубой, катаются, снежки, елка, лед, белый, пушистый.

— Послушайте друг друга. Как много самых разных слов у вас получилось. Помогли ли эти слова ярче представить себе то или иное время года? Наверняка, одно время года вам нравится больше других. Какое? Используя свои звуки, слова, краски, попробуйте «нарисовать» короткий рассказ об этом времени года.

Можно нарисовать коллективный рисунок или составить общий рассказ, используя по одному предложению от каждого ученика.

Задание З

— Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух. Чем они похожи? Есть ли у них что-то общее? Чем они отличаются? Как ты можешь их нарисовать?

Дети рисуют, затем рисунки обсуждаются. Выбираются наиболее яркие.

— Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.

— А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (Ответы детей.) А когда вокруг тебя воздух, что ты чувст- вуешь? Попробуй сказатъ или написать о своих ощущениях.

Какая бывает вода? Каким бывает воздух?

________________ ___________________

________________ _______________

— Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине букет стекать ледяная вода?

Ребята делятся своими ощущениями.

— Когда воздух и вода бывают вредными для человека?

Обсуждаются разные версии и гипотезы.

— А теперь вспомни, что ты слышишь, когда спускается шина велосипеда или камера мяча? Что происходит? (Выслушиваются рассказы детей.)

— Где человек применяет воду, для чего необходим воздух? Чем они служат нам?

Задание 4

— Назови, какие ты знаешь кустарники и деревья. Заполни таблицу.


Деревья

Кустарники








— Посоветуйся с ребятами в группе, верно ли ты ее заполнил. Посмотри, как это сделали другие.

— А теперь закрой глаза и представь, что ты корень дерева. Как ты поишь его водой? Куда поступает влага сначала? А потом?

— А теперь представь, что ты корень кустарника. Как ты напоишь куст?

Рассказы ребят выслушиваются и осуждаются.

Задание 5

— Вспомните, где вам приходилось наблюдать за животными?

— А теперь давайте поиграем в игру «Театр животных». Представьте себе какое-то животное и попробуйте изобразить его: вот оно передвигается, вот оно слушает, ест, пьет, издает свои звуки. (Один ученик изображает, остальные пытаются узнать, что это за животное, обосновывая свои предположения.)

— А теперь подумаем, чем отличаются повадки диких животных (зверей) от повадок домашних животных? (Дети аргументируют свои наблюдения.)

— Можешь ли ты нарисовать самое любимое животное и дать ему кличку? У кого дома есть домашние животные?

Дома предлагается понаблюдать за повадками домашних животных или за повадками животных в зоопарке, чтобы через неделю описать их подробно.

Затем каждому раздается листок с изображением кляксы.

— На какое животное она походит. Можно ли ее дорисовать до какого-нибудь зверя?

Ребята пишут свои рассказы-предположения — о животном, которое напоминает клякса.


^ Экскурсия к водоему.

0_34_dc7dee26_xl

(наблюдение за рекой, растительностью и животным миром)

Цели:

проверить, знают ли дети о значении экологии в природе;

могут ли определить ее “на глаз”.

Сразу после выхода на улицу предлагаю детям прогулку к реке “Монастырка”. Берем с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, картофель). Идем медленно, по дороге рассматривая погодные условия и растения. Спрашиваю, что появилось нового в природе (дети отвечают исходя из погодных условий).

Вопросы:

– В чем заключается взаимосвязь человека и природы?

От ребят поступают разнообразные ответы. Объединив их, делаем заключение: природа дает человеку воду, пищу, одежду и поэтому он должен оберегать природу и экономно использовать ее богатства.

– Как вы понимаете экологическое воспитание? (Воспитание бережного отношения к природе.)

– Как вы узнаете, что такое экология и как к ней относится? (Учитель рассказывает нам об охране природы и правильным использованием ее человеком.)

Продолжаю с ребятами беседу уже у реки.

Воспитатель: обратите внимание на нашу речку, как она называется?”

Дети (хором):Монастырка.

Воспитатель: как вы думаете, вода в ней экологически чистая или нет?”

Дети: да, ее недавно чистили.

– Нет, вода в ней непрозрачная, в ней плавают ветки, бутылки, бревна, и они гниют.

Воспитатель: мы знаем, что в экологически чистых водоемах много растительности. Как вы считаете, есть ли растения в реке?

Дети: да, ведь чем-то питаются утки.

– Нет, растений не видно из-за темной, неживой воды.

Воспитатель: река замерзает на зиму или нет?

Дети: там, где нет синего течения она уходит под лед, а где сильное течение, река не замерзает.

Во время нашей беседы со всех сторон приплыли, прилетели утки.

Воспитатель: а почему утки не улетели? Посмотрите, как их много на речке!

Дети: им помогают жить люди!

И ребята стали активно кормить диких птиц, которые уже не боялись людей и даже вылезли на берег, но, правда, очень близко не подходили. В заключении мы выяснили, что раз речка не замерзла, есть подкормка, то утки не улетают, а по весне дают потомство в укромных местах.

В закреплении проведенных экскурсий и наблюдений играю с детьми в “Поле чудес” на темы:

Лесные полезные и ядовитые ягоды и грибы

Полевые цветы

Дикие птицы

Животные нашего края

^ Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.

48073


1. «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.

2. «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.

3. «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:

  • что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?

  • что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).

  • что изменилось в кругу. (Участники сидят в кругу, один закрывает глаза. По знаку ведущего 2 предмета меняются местами).

4. «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.

5. «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течении 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.

6. «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:

  • по росу;

  • по цвету волос (от светлого до темного);

  • по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;

  • по дате рождения и т. п.

Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.

Занятия на тренировку памяти

1. «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).

2. «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).

3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.

Занятия на развитие мыслительных способностей.

1. Придумать слова с заданной буквой:

  • начинающиеся на букву «А»;

  • оканчивающиеся на букву «Т»;

  • имеющие в середине «ЧК»

2. Перечислить объекты с заданным признаком:

  • белого (зеленого, красного) цвета;

  • прямоугольной (круглой) формы.

3. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

4. «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т:

« На кресле – книга и тетрадь»,

« На крыше кирпичная труба» и т.п.)

Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.

Занятия на развитие воображения

1. «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист складывают пополам. На что похожа получившаяся фигура.

2. «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.

3. «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.

4. «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят и т.д.

5. «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).

^ Игры на развитие коммуникативных способностей

1. «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.

2. «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».

3. «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы (не более

4 человек), каждая группа договаривается что будет рисовать, каждый рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.



<< предыдущая страница   следующая страница >>