uzluga.ru
добавить свой файл
1

Управление образования администрации города Иванова

Муниципальное образовательное учреждение

Методический центр

в системе дополнительного педагогического образования

(повышения квалификации) города Иванова

Фестиваль-Конкурс «Открытый урок» 2007-2008 учебного года


Тема: «Взаимодействие классного руководителя и классного родительского комитета в создании общественного объединения «СемьЯ»


Составитель: Наумычева Л.В.,

учитель начальных классов, МОУ-лицей №21


Иваново 2008г.
^

История создания объединения и схема управления.



Представляем Вашему вниманию опыт работы классного руководителя и родительского комитета 3 «Б» класса МОУ - лицей №21 по созданию общественного объединения «СемьЯ». Необходимость его создания была связана с поступлением наших детей в 2005 году в 1 класс. Объединение имело своей целью создание условий для формирования коллектива класса, раскрытия способностей каждого ребенка и их развития.

Высший орган самоуправления - классное родительское собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу.

Родительский комитет является исполнительным органом классного родительского собрания. Основанием для работы классного родительского комитета является Конвенция ООН о правах ребенка, действующее законодательство РФ в области образования, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Устав МОУ - лицей №21, Положение о классном родительском комитете (Приложение 1), план воспитательной работы на текущий год (Приложение 2), годовая циклограмма (Приложение 3), Положение о награждении учащихся по итогам учебы за триместр и за год (Приложение 4). Положение о классном родительском собрании (Приложение 5).

Структура организации родительского комитета строится по следующему принципу. Всей работой руководит Общешкольный родительский комитет во главе с его председателем. Общешкольный родительский комитет осуществляет связь с классным родительским комитетом и учителем через его председателя, которые вместе планируют и организуют жизнь классного коллектива.



Рисунок 1

Самоуправление в классе работает под девизом: «Зажигай! Действуй! Управляй!». Называется оно «СМИД»- Союз мальчишек и девчонок. Ребята вместе с родителями разрабатывали Гимн, девиз и эмблему класса. Потом представляли и защищали свои проекты.

И путём открытого голосования были определены победители. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых.
^

Структура коллективной творческой деятельности.




Рисунок 2


Такая организация (см. <Рисунок 2>)дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности, формирует социально-активную личность, готовую к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям:

1)психолого-педагогическое и медицинское просвещение;

2)вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса;

3)участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в классе и школе через общешкольный родительский комитет и Совет учреждения.

Классный родительский комитет выполняет следующие функции:

- учебно-воспитательную;

- нравственно-патриотическую;

- культурно-массовую;

- спортивно-туристическую;

- профориентационную;

- хозяйственно-бытовую;

- функцию корректировки семейного воспитания.

^

Деятельность объединения по защите прав и интересов участников образовательного процесса



Вопросы, связанные с деятельностью объединения по защите прав и интересов участников образовательного процесса рассматриваются на заседаниях классного родительского комитета и выносятся на классные родительские собрания. С целью изучения прав и обязанностей школьников классный руководитель совместно с классным родительским комитетом провели ролевую игру «Твои права и обязанности», где ребята могли получить ответы на свои вопросы и почувствовать свою защищенность в окружающем мире.

На очередном из заседаний КРК рассматривался вопрос о состоянии здоровья учащихся и проведении профилактических мероприятий. Этот вопрос особенно актуален в учреждениях повышенного статуса, где достаточно серьезная нагрузка на детей. Заслушав отчет о состоянии здоровья учащихся нашего класса в динамике, начиная с 1 класса, было решено создать зону отдыха, оснастить класс боковой доской, наглядными пособиями для проведения физкультминуток. В классе есть офтальмотренажер, тренажер для дыхания, организован питьевой режим, в системе проводятся внеклассные мероприятия (праздники здоровья, походы на природу, спортивные эстафеты).

Следующее заседание КРК было посвящено вопросам оказания психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса. Психолог школы (Зимнякова И.Ю.) рассказала о причинах возникновения повышенной школьной и личностной тревожности и путях её своевременной корректировки. А на классных родительских собраниях психолог провела тренинг «Разные уровни притязаний и их влияние на развитие личности», «Школьная и личностная тревожность. Плюсы и минусы».

В связи с переходом в этом году на отметочную систему обучения, психолог школы провела с родителями ролевую игру «В чем преимущества и недостатки двоек и пятерок?» С детьми была проведена пресс-конференция, в которой дети выступали в качестве журналистов, а классный руководитель – в качестве гостя, где отвечала на вопросы «Зачем нужны отметки в школе?»

Социальный педагог Борунова Е.В. рассказывала на родительском собрании о путях формирования и сплочения детского коллектива, о влиянии положительных и отрицательных лидеров на жизнедеятельность классного коллектива. По данным социометрических исследований уровень сплоченности нашего детского коллектива достаточно высок (53%) и имеет положительную динамику (41%-53%) +12%.

Среди родителей было проведено информационное собрание «Права и обязанности участников образовательного процесса и способы решения конфликтных ситуаций путем взаимодействия с различными органами и организациями».

В классе создана Конфликтная комиссия с целью своевременного разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в классе, т.к. в классе есть дети с завышенной самооценкой и гиперактивные дети. В эту Комиссию входят классный руководитель, члены родительского комитета, социальный педагог, психолог и дети, пользующиеся авторитетом у одноклассников. В ноябре - месяце проведён круглый стол с участием социального педагога по теме «Ответственность, права и обязанности детей и родителей на основе Конвенции о правах ребенка, законодательства РФ, местных локальных актов».

^

Связь объединения с другими родителями учащихся, социальными партнерами учреждения.



Члены нашего родительского комитета входят в состав школьного родительского комитета. Так осуществляется связь между родителями класса и родителями учащихся школы посредством обмена опытом, через участие в совместных мастер – классах, с целью решения вопросов, возникающих в классном коллективе, на уровне школы. Родительский комитет нашего класса делился опытом работы по созданию портфолио ученика. На очередном родительском собрании класса уже была подготовлена презентация и разработан первоначальный пакет документов по портфолио ученика. Он был роздан родителям, с целью повышения самооценки и авторитета каждого ребёнка в классном коллективе.

Опыт работы по созданию портфолио ученика был представлен на Педагогическом марафоне 2006-2007г. На Городской конференции директоров «Роль самоуправления в жизнедеятельности образовательного учреждения» мы рассказывали о работе классного родительского комитета. В мае 2007г. были приглашены на IV городскую конференцию родителей, где выступили с опытом работы по теме «Общественно - активные школы».

В этом учебном году на Форуме инноваций высокую оценку получило выступление по теме «ИКТ в воспитательной работе классного руководителя и в работе классного родительского комитета».

В январе – месяце 2008 года наш коллектив в составе классного руководителя, членов родительского комитета и детского самоуправления выступали на II городской конференции классных руководителей по теме: «Роль классного родительского комитета в формировании детского коллектива» и проводили мастер-класс «Давайте познакомимся».(Приложение 7).

Влияние объединения на формирование общественного мнения в вопросах повышения роли семьи по созданию детского коллектива и формированию социально-активной личности ребёнка.



С целью формирования общественного мнения в вопросах повышения роли семьи в воспитании ребенка, классный руководитель и КРК вовлекают родителей во внешкольную деятельность детей.

Родители участвуют в оформлении классных стенных газет, оформлении класса к новогодним праздникам, изготовлении костюмов к спектаклям, ходят с детьми в театры и музеи, участвуют в семейных конкурсах разного уровня.

В городском конкурсе по правилам дорожного движения «Дорога жизни» победителями стали учащиеся нашего класса Бойко Д. и Зотова Е.

Наш классный коллектив принимал участие в районном фотоконкурсе «Зеркало природы». Семья Харьковских представила на этот конкурс работы всех членов семьи: мамы, папы и двоих детей. Они и стали победителями этого конкурса в номинации «Цветочная мозаика». Учащиеся нашего класса стали победителями в КВНе по сказкам А.С. Пушкина на параллели.

Ученики нашего класса посещают кружки дополнительного образования с эстетическим уклоном: 5 человек занимаются при художественном музее, 3 человека посещают музыкальную школу, 6 человек – танцевальные студии.

Среди учащихся нашего класса есть лауреат областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок» (Артамонова Д.) и участница детской эстрадной студии «А+Б»- Галямова О.

Обучение в школе повышенного статуса накладывает на родителей дополнительную ответственность за сохранение здоровья детей, поэтому 7 учащихся посещают спортивные секции и кружки. Обрядчиков Иван стал бронзовым призёром в областных соревнованиях по самбо.

Неслучайно наш классный коллектив стал победителем в спортивной эстафете на параллели, победил в номинации «Самый быстрый и ловкий отряд». А наш родитель – майор внутренней службы Парамонов С.А.- принимал парад военных отрядов учеников вторых и третьих классов на празднике, посвященном Дню защитников Отечества.

Силами родителей нашего класса организуются спортивные эстафеты, посвящение в туристы, соревнования по спортивному ориентированию.

Говоря о гармоничном развитии личности, мы не забываем об интеллектуальном развитии наших детей. Среди учеников нашего класса победители школьной олимпиады: по русскому языку –1 место Харьковская П. и 3 место Парамонова К.; по математике – 2 место Серебряков Н. , 3 место Харьковская П. и Артамонова Д.

Впервые в 2006-2007 учебном году наши дети участвовали в Международной математической игре «Кенгуру», где ученик нашего класса Серебряков Н. занял 2 место в регионе, а Галямова О.- 4 место.

В Международной игре – конкурсе «Золотое руно» семья Жареновых заняла первое место в России, семья Сухановых и Бойко – 2 место в регионе.

В классе 8 человек занимаются проектной деятельностью. Ребята представили свои презентации на итоговой классной конференции. Победители выступили со своими научно-исследовательскими проектами на научной общешкольной конференции старшеклассников, где получили высокую оценку профессионального жюри.

В классе много талантливых детей, поэтому в конце учебного года решили провести общественную презентацию «Город мастеров», где были представлены мастер – классы:

Разведение и правила ухода за кактусами;

Превращение обычной вещи в произведение искусства;

Дизайн на кухонном столе;

Моделирование и конструирование автомобилей будущего.

Их готовили и проводили наши дети совместно со своими родителями.

Радует то, что дети, которые добились результатов в той или иной области, обучают других детей. Теперь мастер – классы стали ещё одной традицией нашего коллектива и проходят под девизом: «Сам научился, других научи».

С прошлого учебного года в нашей классной семье стало больше детей, потому что ребята взяли шефство над воспитанниками ДОО - лицей №21. На Новый 2007 год мы показали сказку Гофмана «Щелкунчик», а в этом учебном году на День лицея выступали со сказками А.С. Пушкина. В постановке сказок и изготовлении костюмов самое активное участие принимали родители. Во время Коляды разучивали игры, водили хороводы, готовили маски.

В этом учебном году по инициативе ребят впервые прошёл День самоуправления. «Первый блин» не оказался комом. Были розданы печатные приглашения учителям, работающим в нашем классе и, конечно, родителям. Ребята проводили уроки русского языка и математики с применением ИКТ, вовлекая в работу не только остальных учащихся, но и родителей. Группа ребят подготовила презентацию: «Есть чему учиться, есть чем нам гордиться». И, самое главное, были представлены два совершенно новых проекта: Дневник класса и постоянно действующая детская стенгазета «Пресс-центр 3 «Б» класса».

И, даже уходя на летний отдых, наши дети проявляют познавательную активность, получая благодарности и почетные грамоты, пополняют ими портфолио класса и свое личное портфолио, повышают престиж учебного заведения, в котором учатся.

^

Отражение деятельности объединения через школьные информационные стенды, печать, СМИ.



В нашем классе работает информационный пресс – центр, в который входят члены родительского комитета, классный руководитель и ученики класса. Каждый из заявленных участников отвечает за свое поле деятельности: члены родительского комитета отвечают за информационные бюллетени, классный руководитель с редакционным отделом - за классные стенгазеты, дети – за молнии, отражающие яркие события деятельности классного коллектива.

В этом учебном году ученики класса (Бойко Даниил и Кисляков Влад) на Дне самоуправления представили два совершенно новых проекта для нашего класса и для всего лицея.

Первый - « Дневник класса»

Второй – постоянно действующую классную стенгазету «Союз мальчишек и девчонок»

Идея первого проекта пришла из школьной жизни. У каждого ученика есть свой личный документ- дневник. А почему нет дневника у класса? Решили исправить эту ошибку.

Часто голову человека сравнивают с компьютером. Но и компьютер не может хранить огромный объём информации. Чтобы сохранить редко используемую информацию, используют диски, дискеты, флэшки. Решили создать такую большую флэшку нашего класса.

Как лучше представить событие, используя минимум информации? Название события, наши яркие впечатления, которые из года в год будут стираться из нашей памяти, да и сами события, запечатлённые на фотоплёнке - вот основа построения каждого листа нашего дневника.

У хорошего ученика и дневник – образцовый. Красиво оформили наш дневник, чтобы не стыдно было брать его в руки, так как и события в нём отражаются просто замечательные.

Первая страница содержит сведения о нашем классе: название, девиз, дата рождения, адрес, сведения о родителях.

Следующая страница посвящена поездке в город Плёс. В толковом словаре: « ПЛЁС- это широкое пространство между островами, перекатами, изгибами». Красотой этого места мы были просто очарованы. Здесь мы познакомились с историей нашего края и российской историей... И так страница за страницей ребята описали самые знаменательные события жизни классного коллектива СМИД – « Союз мальчишек и девчонок».

Второй проект - постоянно действующая классная стенгазета. Здесь был заложен принцип открытых окон. Созданы три рубрики: Новости, Это интересно, Поздравляем.

Теперь не будет проблемы найти место, чтобы поместить поздравление, интересное сообщение, последние новости.

Чтобы газета не была скучной, решили её раскрасить фрагментами любимых мультфильмов. Получилось красочно и весело.

Итогом работы классного пресс – центра являются: классные стенгазеты, молнии, бюллетени, памятки для родителей и детей.

По инициативе КРК собран материал о жизнедеятельности классного коллектива, который представлен на сайте МОУ – лицей №21. Материал для сайта готовят родители, классный руководитель и, конечно, дети.

Нашей работой заинтересовались представители СМИ. В октябре 2006 года об опыте работы нашего класса написала «Ивановская газета» в рубрике «Призвание». А опыт работы с одаренными детьми стал достоянием ивановской общественности, благодаря участию в телевизионной передаче «О главном» ученика нашего класса Бойко Даниила, родителей Бойко С.В. и Бойко А.В., школьного психолога, классного руководителя.

8 декабря 2007года в газете «Рабочий край» в статье «Первые на первом конкурсе» было рассказано о победе общественного объединения родителей и детей 3 «Б» класса.

Мы одержали убедительную победу и заняли I место в I городском конкурсе общественных объединений и получили в награду цветной принтер.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество, так как опыт работы накоплен большой, а вопросы взаимодействия школы и семьи были и остаются актуальными во все времена.