uzluga.ru
добавить свой файл
1

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

детский сад комбинированного вида № 602

117209, Москва, Перекопская ул., 7 корпус 1

тел. (499) 122-91-70, 121-23-31,

www.dou602.narod.ru, www.gou602@inbox.ru

ОГРН 1037727018295 ОКВЭД 80.10.1 ОКПО 40648702

ИНН/КПП 7727190011/772701001


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»





Педагогическое эссе подготовлено воспитателем группы № 10

^ МИХАЙЛОВОЙ ЕКАТЕРИНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ



  1. Понятие «взаимоподдержка».


 Новый толково-словообразовательный словарь русского языка (Автор Т. Ф. Ефремова), определяет понятие взаимоподдержка как взаимную поддержку, помощь, оказываемую друг другу.

Взаимоподдержка в литературе по социальной психологии определяется как согласование своей деятельности, с деятельностью других индивидов, так, 0ёобы «продуктом» своей деятельности, способствовать успешной реализации, своих функциональных задач, другими индивидами. 

Таким образом, взаимоподдержку можно определить как качество характера человека, влияющее на развитие конструктивных взаимоотношений и эффективного взаимодействия индивидов в рамках социальной группы любого размера и направленности (семья, класс, группа, рабочий коллектив и т.д.)


  1. ^ Взаимоподдержка и ее значение для развития личности в коллективе.


Если индивид состоит в неком коллективе, сообществе, то он имеет в нём некий свой интерес, некую пользу для себя, которую он получает от пребывания в данном сообществе. Цель любого объединения индивидов, это структуризация неких, доступных для управляющего воздействия, параметров среды, таким образом, чтобы индивидуальные цели индивидов - участников сообщества, реализовывались более успешно.

Если люди осознают, что их индивидуальные цели зависят, от реализации общей коллективной задачи, то для них, вектор цели сообщества более приоритетен.

При такой осознанной заинтересованности, в реализации коллективного вектора цели, индивид готов жертвовать свои ресурсы (физические, психические), на продвижение общего дела. Он ищет наиболее нужное, полезное и эффективное приложение своих усилий, потому он согласно своих реальных возможностей и способностей, соучаствует в общественных процессах.

Наиболее нужное приложение усилий, обычно там, где коллективный вектор цели пробуксовывает, где недостаточно сил, для перевода управляемых параметров, к требуемым значениям. (Если в некой команде, часть людей оказались в такой зоне давления среды, когда их усилия не дают требуемых результатов, что влияет на выполнение общекомандной задачи, то свободные ресурсы других членов команды, могут поддержать людей на проблемных участках, переломить ситуацию и продвинуть всю команду вперёд к поставленной цели.)

Взаимоподдержка - это перераспределение свободных ресурсов участников сообщества, на наиболее проблемные участки жизнедеятельности, при достижении задач общего вектора цели. (Сообщество - объединение индивидов, связанное общими интересами, от масштаба пары, до масштаба целого человечества.)

Акт взаимоподдержки может быть мотивирован, как холодным расчётом и осознанием важности данного частного дела, в общей задаче, так и внутренним эмоциональным порывом, связанным чувствованием и сенсорным восприятием точек напряжения в поле сообщества.

Если индивид, мотивированный оказать поддержку, компетентен в алгоритмике данной деятельности, то он может сам встроиться в данный процесс жизнедеятельности и увеличить необходимые усилия управляющего воздействия на проблемные параметры, но если не компетентен, то он может оказывать поддержку, взяв на себя часть вспомогательной неспециализированной деятельности, на которую затрачивают свои усилия задействованые, на проблемном участке, специалисты. В крайнем случае, любой индивид может оказывать моральную поддержку, подкачивая энергопотенциал непосредственных участников, общественно-значимого алгоритма жизнедеятельности.


  1. ^ Развитие взаимоподдержки у ребенка – дошкольника.


Взгляд на дошкольное детство как на растущий социокультурный феномен помогает объяснить социальную и личностную сущность становления и развития личности ребенка. Эта сущность характеризуется, с одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой — индивидуализацией, выражающейся в создании любого творческого продукта. Эмоционально смысловой доминантной развития личности дошкольников является содержание основных сфер их жизнедеятельности, т.е. познания, деятельности, общения и игры. В связи с этим развитие дошкольника связывается с формированием социальной компетентности, которая во многом определяет раскрытие потенциальных возможностей ребенка за счет его активного вхождения в социум.

В современной педагогической литературе взаимоподдержка у ребенка дошкольника определяется как важная составляющая коммуникативной и ценностно-смысловой компетенции, составляющих социальную компетентность ребенка-дошкольника.

Формирование взаимоподдержки происходит в семье, в дошкольном учреждении, и зависит не только от педагогического воздействия, но и от активности самого ребенка, его индивидуальных и возрастных особенностей.

Личность ребенка дошкольного возраста рассматривается как развивающийся социокультурный феномен, нуждающийся в постоянной поддержке и развитии склонностей и задатков, которые проявляются именно в данном возрасте и накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность. Творческие потенциальные возможности, природные качества ребенка дошкольного возраста развиваются лишь в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства ДОУ, направленного на вхождение ребенка в социум, где он проявляет свои способности, дарования.

Пути формирования взаимоподдержки у дошкольников:

- личный пример взрослых,

- примеры художественной литературы и искусства,

- специально организованные педагогические ситуации,

- системная работа, связанная с интеграцией педагогической работы по всем образовательным областям,

- просвещение семьи о важности раннего формирования социальнозначимых качеств характера и личности ребенка дошкольника.


Использованная литература

  1. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком М.: Издат- во Моск. универ-та, 1982. - 200 с.

  2. Гогоберидзе А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хоровых игр: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-СПб., 1992.- 199 с.

  3. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопр. психол. 1984. - № 1. - С. 34-40.

4. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. М., 1978. - 272 с.

5. Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности / А.И. Донцов // Сов. педагогика. 1974. - №5. - С. 67-76.

6. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. -М.:Просвещение, 1991. 192 с.

7. Елфимова, Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников / Н.В. Елфимова // Вопр. психол. — 1984. -№ 2. С. 60-66.

8. Лейметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лейметс. -М.:Знание, 1982.-96с.