uzluga.ru
добавить свой файл
1













Многое ли зависит от од­ного единственного че­ловека, который заго­релся идеей, и не просто идеей, а такой, которая подарит жизнь. Жизнь живому. Жизнь природе?

...Она мертва почти, погублена воздействием «цивилизованных» людей, которые зачем-то написа-

ли Красную книгу. Напрасно. Ее никто не читает. Только вспо­минают, что (читаю историчес­кую справку) «...когда-то на тер­ритории села Покрово-Приго­родное росли вековые дубы, шу­мели рощи широколиственных деревьев, водились разного рода звери...». Это было когда-то, а что теперь? (Читаю дальше) «...Село стало полностью безлесым. Пре­обладают одиночные деревья и лесополосы. Лишь в отдельных уголках села сохранились уни­кальные места, где произрастает черешчатый дуб».

Где это село? Оно в Тамбовской области и со своими бедами зани­мает крошечное место на карте.

Это маленький пригородный ост­ровок, прилегающий к Тамбову. Таких «островков» с подобными проблемами много в нашей стра­не. Да что много, они везде! Поэ­тому приходится говорить не о локальности явления, а о его гло­бальности.

А кто может изменить ситуа­цию? Оказывается, даже от одно-го-единственного человека, его желания, воли и стремления за­висит очень и очень многое, тем более если своими идеями он смог зажечь сердца других. А вместе можно проложить как будто непролагаемый путь сквозь тернии — к звездам. Стоит только поставить цель.

В маленьком селе Тамбовской об­ласти такую цель поставили учи­тель биологии Тамара Николаевна Федоровых и дети, ее ученики. Именно они проводят в своем родном селе большую и важную работу экологической направлен­ности. Участвуют в ней даже млад­шие школьники. Они соревнуют­ся в конкурсе рисунков и плака­тов. В этом году их было два на те­мы «Пусть зеленеют наши ели» и «Сохраним плакучую иву». Для детей проводятся викторины, иг­ры, воспитательные беседы, кото­рые учат бережному отношению к природе — с самого раннего детства защищать и охранять ее.

...Ребята из седьмого класса ждут отмены урока, прошел слух, что учительница музыки заболела. Да, ее урока не будет, завуч объявила «окно» и попросила вести себя ти­хо, сидеть в классе и спокойно до­жидаться следующего занятия. Ребята покивали ей в знак сог­ласья и ...весело побежали к выхо­дящей из кабинета «биологичке» Тамаре Николаевне.

— Проведите у нас труд или би­ологию, ну, пожалуйста, — друж­но просили они. — Ну, Тамара Ни­колаевна, пойдемте на участок!

Учительница сначала отнеки­валась, говорила, что устала после вчерашнего похода, что у нее все уроки уже закончились, и все-та­ки согласилась.

Началась работа. Ребята взяли лопаты и пошли копать землю на пришкольном участке. Надо, что­бы земля хорошо перезимовала. Ведь весной почва должна быть мягкой. Дети опять будут высажи­вать на участке все три вида куль­тур — полевые, овощные и произ­водственные. Эта работа будет обязательно оценена, причем не только осенью, на выставке уро­жая, в день Покрова, но и последу-

ющими поколениями, когда выра­щенные в производственном отде­ле саженцы превратятся в могучие дубы, высокие клены, цветущие акации, стройные березки...

Т.Н. Федоровых говорит: «Мы хотим, чтоб в каждой семье была восстановлена традиция предков — бережное отношение к природе».

Труд на учебно-опытном участке — лишь малая часть всей работы. Каждой весной школой проводит­ся конкурс на лучшую клумбу с цветами у дома, на территории села. Вообще же пришкольный участок довольно обширный, и не­малая площадь на нем отведена под цветы. Когда созревают семе­на, их раздают жителям, чтоб каж­дый мог посадить цветы у своего дома. А представьте, что у каждого дома растут пестрые яркие бархот­ки, ромашки, астры, маргаритки, флоксы, мальвы. Как красиво ста­нет сразу вокруг! Сейчас в Покров­ке разбито несколько цветников, в том числе у больницы, у школы.

Многие ученики школы ходят в экологические кружки «Фе­никс» и "Азимут". И что может быть интереснее? Учителя орга­низуют интересные экскурсии и познавательные походы. Дети их всегда ждут с нетерпением. Еще бы, ведь в таких походах школь­ники становятся настоящими биологами и экологами: берут пробы воды, изучая ее состав, де­лают выводы о пригодности, оп­ределяют уровень загрязненности воздуха. Как? Если воздух чистый, то на деревьях легко отыщется ли­шайник — биоиндикатор загряз­ненности воздуха. С водой слож­нее: приходится выяснять все в лаборатории, в кабинете физики.

В теплую погоду и уроки био­логии проходят либо в лесу, либо у реки. Известно, что определенные темы усваиваются более эффек­тивно, если их изучать на приро-

де. Для занятий по биологии вы­брана методика с экологической направленностью и натуралисти­ческим уклоном, поэтому в опре­деленной последовательности за­нятия проводятся комплексно: биология и география или биоло­гия и урок труда. Например, тема «Биоценоз» (биология) и «При­родные комплексы Притамбовья» (география) пересекаются, поэто­му они рассматриваются на сов­местном уроке-походе, который обычно длится с 9 утра до 7 вечера. Изучение программного материа­ла происходит в непосредствен­ном общении с природой.

Уроки на природе включают в себя не только теоретическую часть, но и практическую. Действительно, что запомнишь о растениях Красной книги, если никогда их не видел? Или как от­личать съедобный гриб от ядови­того, по картинке, что ли?

В этой школе о растениях, зане­сенных в Красную книгу, ученики знают не понаслышке. Они даже выращивают их сами, чтобы хоть на маленьком пришкольном «Уголке леса» краснокнижные растения были сохранены. («Угол­ком леса» назван экологический отдел участка с живой зеленой из­городью — из тополей, черемухи, сосен, дубов, ольхи, вязов и бе­рез.) Именно здесь растет целая коллекция редких лекарственных трав (купена, чернокорень, пече­ночница, зверобой и многие дру­гие — около 25 видов), здесь уча­щиеся знакомятся с условиями их выращивания и использования в народной медицине. Пришколь­ный участок на областных смот­рах всегда занимает первые места именно в номинации «Лекар­ственные травы».

С чего же нужно начинать работу? Рассматривая экологические проблемы на примере конкретно­го уголка нашей страны (села

Покрово-Пригородное Тамбовс­кой области), выделили среди них ключевые: загрязнение лесополо­сы бытовыми отходами, стихий­ная вырубка 60-80-летних дубов и полное исчезновение черешчато­го дуба как вида. Этих деревьев становится все меньше не только от вырубки, но и от загрязненного воздуха. Ведь деревья дышат, они как люди. Всегда можно это почу­вствовать, приложив к твердой коре свою ладонь. На руку сразу же «подует» легкий ветерок из ду­бовых щелочек — он дышит. А ес­ли воздух отравлен, дуб перестает дышать, он погибает.

Школьники ежегодно собира­ют желуди, потом выросшие ма­ленькие дубочки они сажают на постоянное место. Выращивание дубов — это целый экологический проект, составленный нескольки­ми педагогами школы и одобрен­ный широкой общественностью. Он называется «Шумите, дубра­вы». Действительно, ведь, зашу­мят, если его заметили, заинтере­совались им, решив помочь ста­раниям детей и учителей, депута­ты Областной Думы, оказавшие помощь и финансовую поддерж­ку проекту. Жители улиц села, расположенных в районах произ­растания дубов, тоже вовлечены в работу.

А работа эта началась еще в 1996 году и дала заметные результаты. В честь 55-летия Великой По­беды в центре села состоялось открытие памятника. Заслужен­ный скульптор РСФСР К. Мала­феев представил сельчанам свое творение — «Скорбящая Мать»: еще молодая, хрупкая женщина нашла силы возвыситься над болью потери, но голова ее скло­нилась в вечной скорби. Все рабо­ты по благоустройству памятника выполнили сельские строители и учащиеся школы под руковод­ством учителей Т.Н. Федоровых, И.Б. Бабаева, Л.А. Дергачевой, НА. Самотойловой. И был зало-

жен парк. Планировалось, что он будет состоять из трех аллей: ал­леи Солдата, аллеи Памяти и ал­леи Матери. В этом году выпуск­ники школы посадили послед­нюю аллею — аллею Солдата.

«Взгляд Матери обращен к трем елям — символу памяти. Смотрит Мать на аллею, по кото­рой подрастающие сыновья ныне идут в школу, взрослеют. И она всегда провожает и встречает их. А за спиной Матери четыре берез­ки, символизирующие бабушку, сестру, дочь, внучку, которые нитью родственной связи будут продолжать жизнь! И еще одна бе­резка стоит у памятника — сиро­тинка, а рядом с ней четыре ели, будто вечная боль детских сер­дец». — Так написала шестиклас­сница Шибаева Юля в своем со­чинении «Парк моего детства».

Как ежегодное пополнение в «Уголке леса» появились еще тридцать молоденьких дубков. Пришкольный участок через мно­го лет намерен превратиться в дуб­раву — сколько молодых будущих гигантов там растет! Что еще доба­вить о результатах? В районе шко­лы появились лесные птицы: сви­ристели, дрозды-рябинники, со­вы, поползни, соловьи, зяблики, сойки. Не без помощи местной ад­министрации в селе были ликви­дированы стихийные свалки. Вода в реке стала чище. И это — плоды общей работы учителей, детей, местных властей и сельчан. Уже го­товится новый проект «Дубрава», цель которого — посадить рощи­цы, возродив в их названиях исто­рию села. Покрово-Пригородному столько же лет, сколько и Тамбо­ву — 367. Местом зарождения села была дубовая роща. Село разраста­лось по направлению к дороге, ве­дущей в город. И части села полу­чали названия «Дубрава», «Боль­шая дорога», «Щемиловка» (ее жи­тели занимались плетением из лозы, ивняк рос в низинах, и «ще­мили» кору от стеблей ивы). Сей-

час многие уже не знают об этих названиях. Вот и появилась задум­ка дать молодым посадкам тради­ционные для села имена. Уже по­сажена рощица «Козинка» (стари­ки говорят, что когда-то на этой территории водились козы). В перспективе учителями школы ведется разработка ботанических площадок — малой и большой эко­логических троп.

Столько заданий надо выполнить за лето. Хотя Тамара Николаевна Федоровых совсем не строгая, все ученики ее слушаются и старают­ся сделать заданное, вырастить овощи, посадить у дома дерево.

Да, сейчас они делают это по заданию Учителя (именно с боль­шой буквы), а потом, когда прой­дут года, разве не посадят они де­ревце сами, по велению души? Ко­нечно же, посадят. Ведь это в них воспитали, заложили экологичес­кую культуру. Они научились от­ветственности, активно трудятся для улучшения своего природного окружения. Поэтому стоит заду­маться над тем, какую важную роль играет экологическое образо­вание в школах (где оно есть).

Всему этому предшествует дру­гая, формальная, но тоже нелег­кая и ответственная работа. Сос­тавление проектов, планов рабо­ты на год, полгода или один урок, так, чтоб это заинтересовало, нашло отклик, достучалось до сердец, — все это ложится на пле­чи одного-единственного учителя и тех людей, которые загорелись его идеей. Может, это даже не идея, а желание делать добро, а еще воспитывать любовь. Любовь к природе, а значит, и к Родине: человек, любящий свою Родину, не может не любить родную при­роду, поскольку Родина и родная природа неразделимы.

^ Г. Прибыткова, Тамбовский

Государственный Университет им. Г.Р. Державина



Экологии -учить!

СуравеганаИ.Т.,

доктор педагогических наук, профессор

^ Люди повинуются

законам природы,

даже когда действуют

против них.

И. В. Гете

Современное понимание це­лей образования подобно напряженному проблемно­му полю. С одной стороны, начинают востребоваться люди, умеющие быстро приспосабли­ваться к любым изменениям, гиб­кие, способные работать больше, чем в одной профессии, в том числе и в роли руководителя, лю­бознательные, стремящиеся вы­яснить, что происходит, и оказы­вать влияние на происходящее, способные сохранять самообла­дание в условиях неопределен­ности, способные перемещать идеи из одной области в другую. Иными словами, в грядущем уст­ройстве мира будут вознаграж­даться прежде всего индивидуаль­ность и предприимчивость, ори­ентированность в будущее.

Современная педагогическая мысль возвращается не к пеплу, а к огню прошлого: «Жить доброде­тельно — это значит по опыту все­го происходящего в природе, по­тому что природа человека лишь часть целого» (Зенон, Vb. до н. э.). Воспитание экологического сознания предполагает переори­ентацию всей системы подготов­ки учителя на интересы и потреб­ности каждого субъекта воспита­ния. Образование перестало быть сферой услуг, оно есть способ формирования будущего нации.

К сожалению, в содержании школьного образования объем и состав знаний о сфере культуры и

о самом человеке несравненно меньше, чем знаний об «объек­тивном» мире. Подготовка совре­менного учителя экологии будет учитывать ошибки прошлого при условии, если мировоззрение бу­дет рассматриваться не в качестве средства, а в качестве и средства, и конечного результата образова­ния. Предметное содержание бу­дет служить целью образования, но при этом будет формироваться через «очки системности» — взгляда на мир как целое.

Правильное решение задачи конструирования содержания экологического образования предполагает опору на современ­ные подходы к структуре научного знания, на те представления о ре­альности, которые несли бы пафос

жизни. Подобное заявление будто бы предполагает обращение к био­логической картине мира. Однако только биологическая или даже только экологическая картина ми­ра отсекает гуманистические и со­циальные аспекты бытия. Преодо­леть ограниченность только био­логической или даже только эко­логической картины мира можно лишь обращением к общенаучной картине мира как специфической форме систематизации научного знания, которая задает видение предметного мира науки соответ­ственно определенному этапу ее функционирования и развития.

Научная картина мира — ин­тегративная система представле­ний о мире, которая вырабатыва­ется в результате синтеза знаний,

получаемых в различных областях научного исследования. В содер­жании современной общеобразо­вательной школы термина и по­нятия научной картины мира нет. (Программа по физике заявляет знакомство с картиной мира, ог­раниченной физической реаль­ностью.) Экологическое образо­вание актуализирует проблему представленности в содержании научной картины мира не только предметного выражения (физи­ческая, химическая и т. д. карти­ны мира), но и во всей глубине синтеза идей человека, общества и природы. Понятие мира как це­лого, в первую очередь динамики его развития, а также органичес­кой эволюции приобретают фун­даментальное значение. Выпуск­ник должен выйти из школы, имея опыт внутреннего пережи­вания гармонии целостного мира. Принципиальная опора на со­держание научной картины мира в экологическом образовании оп­ределяется системным характе­ром ее функций: эвристической, систематизирующей, мировоз­зренческой, онтологической. Современная научная картина мира формируется как оживлен­ная, очеловеченная, она включает жизнь.

^ Современный человек прошел

путь от букваря до Интернета,

но тем не менее

не справился с организацией

сбалансированного мира.

Н. Бехтерева

Система образования России встретила XXI век в условиях «глобальной» нестабильности. Научная и педагогическая обще­ственность все более осознает «экологическую недостаточ­ность» общего среднего образова­ния. Учебные материалы не адек­ватны приоритетным целям обу­чения. Отсутствуют условия для развития умений принятия реше­ний в ситуациях экологического риска. Обучение ориентировано преимущественно на восприятие и запоминание, на линейное мышление, не обеспечивая долж­ного развития вероятностного и системного мышления, вообра­жения, ценностных ориентации,

а главное — ответственного отно­шения к сохранению условий жизни на Земле, укреплению и защите индивидуального здо­ровья и здоровья окружающих.

Современная вузовская подго­товка учителя-естественника (а именно он, как правило, ведет уроки экологии в школе) постро­ена на культе науки как един­ственном надежном источнике знаний и культе разума человека как верховного судьи. Школьный учитель отлучен от искусства, эс­тетики, философии, и это препят­ствует развитию мировоззрения, представлений о целостности ми­ра, окружающей среды как дома человечества.

Дегуманизация образования, абсолютизация знаний и предмет­ного преподавания в ущерб обще­му развитию и воспитанию школьника на междисциплинар­ной основе связаны с недогрузкой духовной и эмоциональной сфер сознания учащихся, культивирует стремление к получению знаний в предельно доступной форме, иждивенчество, недооценку ре­ального участия личности в соци­альной жизни региона.

Низок уровень понимания кризисной экологической ситуа­ции среди учительства. Лишь 42% учителей подтверждают свою по­зицию убежденных экологистов, 14% отрицают подобную само­оценку, 44% пока не разделяют идеи экологического образова­ния. Наиболее тревожной эколо­гической проблемой как учителя, так и школьники считают загряз­нение, и то это относится к 20% опрошенных (данные 2000 г.).

Сегодня в руках каждого спе­циалиста сосредоточиваются си­лы, которые так или иначе, в близких или отдаленных след­ствиях воздействуют на весь эко­логический комплекс, на все сто­роны жизни людей, даже тех, кто не имеет ни малейшего отноше­ния к экологическим проблемам. Правы те, кто считает, что техно­логическое отношение к миру «съедает» и самого человека.

Одним из радикальных шагов сближения школы с реальным кризисным и перестраивающим­ся миром может и должна стать

новая образовательная область «Экология». Введение этой об­ласти позволит на школьном уровне преодолевать унаследо­ванное от прошлого пренебреже­ние к экологическим проблемам через интегрированный, систем­ный, проблемно ориентирован­ный подход к человеку и окружа­ющей среде.

Главным основанием экологи­ческого образования является признание мировым сообщест­вом права человека на благопри­ятную среду жизни, так как каче­ство окружающей среды опреде­ляет здоровье человека — основ­ное право человека и главную цель развития цивилизации.

Конференция ООН по устой­чивому развитию (Йоханнесбург, 2002) обобщила цели и задачи экологического образования (сама программа была принята в 1975 г.), которое по существу предстало как основа образова­ния для устойчивого развития. В материалах саммита 2002 г. от­мечалась необходимость качест­венно новой модели образования, а десятилетие 2005—2015 гг. было провозглашено «Десятилетием образования в интересах устойчи­вого развития».

Собирается ли Россия принять участие в этих усилиях междуна­родного сообщества? Идет ли она в ногу с мировым образованием?

Даже при самом поверхност­ном взгляде на проблему выявля­ется опасное противоречие между необходимостью системного под­хода к экологическому образова­нию и исключением из Базисного учебного плана российской обще­образовательной школы учебного предмета «экология», свертывани­ем процесса экологизации содер­жания общего образования, прек­ращением только начавшейся практики подготовки преподава­телей нового профиля педагоги­ческими вузами России. Тем са­мым учащаяся молодежь лишается возможности получить общеобра­зовательную подготовку в области фундаментальных экологических взаимодействий как глобального, так и индивидуального уровней. Заглядывают ли за горизонт те, кто принимают такие решения?










Мой друг, я искренне жалею того, кто, в тайной слепоте, пройдя всю длинную аллею, не мог приметить на листе сеть изумительную жилок, и точки желтых бугорков, и след зазубренный от пилок голуборогих червяков.

(Владимир Набоков)

Этими проникновенными строками поэта, как программными, открывается книга ^ Г. Краснощекова и Г. Розенберга «Эколо­гия "в законе"», выпущенная небольшим тиражом Институтом экологии Волжского бассейна в Самаре. Авторы задались целью популяризировать идеи экологии, привле­кая образные высказывания ученых, мысли­телей, писателей, деятелей искусства и т. д.

Сделано это по принципу Паскаля, сказавше­му о математике: «Предмет настолько серье­зен, что полезно сделать его немного зани­мательным». Получился сборник афориз­мов, определений, умных мыслей, выска­зываний на экологические темы. Он показывает, что люди всегда, во все време­на, были озабочены состоянием окружаю­щей среды, и эта озабоченность проникла во все сферы нашей жизни, в наше мышление, в наш язык. Книга полна как серьезных и глу­боких суждений, высказанных известными авторитетами, так и остроумных высказыва­ний по поводу того, что мы, говоря об эколо­гии, «не имеем точного ее определения и подразумеваем каждый свое». Так что же такое экология? Мы предлагаем поискать ответ в отрывке из главы «Законы и принципы экологии» этой книги.


^ Бытие вечно, ибо существуют законы, его охраняющие. Иоганн В. Гете

Законы природы суровые, неумолимые силы,

не знающие ни морали,

ни приспособления.

Карл Фогт

Природа не правительство своих законов

не отменяет. В.И. Фёклин

Сегодня в понятие «экология» вкладывается зна­чительно более широкое содержание, ее границы раздвинуты далеко за рамки даже синтетической биологической дисциплины (говорят о «социальной экологии», «инженерной экологии», «политической экологии», «экологии культуры» и пр.).

Думается, что это происходит по целому ряду причин.

Во-первых, термин «экология» (в переводе с гре­ческого oikos дом, logos — наука; таким образом, «экология» — наука о доме, о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их сре­дой) оказался просто очень удачным с лингвистичес­кой точки зрения.

Во-вторых, человек — тоже живой организм, на­ходящийся во взаимоотношениях с окружающей средой, причем его поведение оказывает очень зна­чительное влияние на Природу. Поэтому с позиций антропоцентризма экология воспринимается в боль­шей степени как наука, «обслуживающая» человека в зависимости от изменения его экономического или социального статуса, чем естественнонаучная дисциплина.

В-третьих, экология — развивающаяся наука, и ее понятийный, методический и теоретический аппара­ты еще не устоялись (так, продолжаются дискуссии даже об основном объекте изучения экологии).

Таким образом, та легкость, с которой сам тер­мин «экология» и различные экологические поня­тия, теряя биологический смысл, вторгаются в раз­ные отрасли знания, по-видимому, отражает на­зревшую необходимость их «вторичной экологиза­ции». Но прежде продемонстрируем «эволюцию» понятия «экология» на протяжении 130 лет его су­ществования. (Полный обзор около 70 определе­ний экологии дан в специальной работе — Розен-берг и др., 1999.)

Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической при­роды. (Эрнст Геккель, 1866 г.)

Экология (понимаемая прежде всего как эколо­гия растений. — Г.К., Г.Р.) — по существу экспе­риментальная наука в противоположность гер­барной таксономике с ее «средневековыми ме­тодами», таксономист должен использовать статистические и экспериментальные методы, т. е. быть экологом... Для того чтобы экология стала наукой, она должна быть более экспери­ментальной, хорошо системной и дедуктивной. (Фредерик Клементе, 1905 г.)

Экология — наука о закономерностях в отноше­нии организма как целого, как вида, к среде обитания, в комплексе. (Д.Н. Кашкаров, 1934 г.)

Экология растений, исследуя отношение расте­ний к среде, изучает в конечном счете приспо­собительные черты организации растений. (В.Н. Сукачев, 1934 г.)

Экология — это наука о взаимоотношениях ор­ганизмов и образуемых ими сообществ, или биоценозов, с окружающей средой, о приспо­собленности организмов и биоценозов к усло­виям среды и о противоречиях организмов и биоценозов с окружающей средой (живой и мертвой). (Л.Г. Раменский, 1956 г.)

Главной задачей экологии и биоценологии явля­ется установление общих закономерностей кру­говорота форм, материи и энергии в живом пок­рове Земли, с тем чтобы выработать такие нор­мы воздействия на этот круговорот, при которых создавались бы оптимальные условия для су­ществования живого покрова планеты и челове­чества в его составе. Естественно, что эта задача может быть решена только в комплексе с геофи­шкой, геохимией, социологией и пр. {В.Н. Бек­лемишев, 1964 г.)

Экология — это наука об обиталищах, или, го­воря более широко, об «условиях существова­ния»; было бы правильнее придерживаться но-

вейших идей и определить экологию как науку о строении и функциях природы. {Юджин Одум, 1963 г.)

Я утверждаю, что экология это изучение сис­тем на том уровне, на котором индивиды (орга­низмы) рассматриваются как элементы, взаи­модействующие между собой либо с окружаю­щей средой. Системы такого уровня называют­ся экосистемами, и экология есть не что иное как биология таких систем. (Роман Маргалеф, 1969 г.)

«Экология»: этот термин стал таким же мод­ным, как, например, «окружающая среда» или «загрязнение». Каждый исследователь, желаю­щий быть современным, занимается экологией, но проблемы, которые интересуют биолога, по содержанию отличаются от проблем, рас­сматриваемых геофизиком, социологом, юрис­том или экономистом. Таким образом, каждый специалист придает этому термину до такой степени различное значение, что неспециалис­ту становится трудно определить, что же такое «экология». {Пьер Агесс, 1975 г.)

Экология как наука о жизни природы пережи­вает сейчас вторую молодость. Возникшая бо­лее 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи «организм — среда», экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре приро­ды, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа жи­вого все в большей степени определяется дея­тельностью человека, то наиболее прогрессив­но мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания измененного мира. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека в природе. {С.С.Шварц, 1975 г.)

Объект исследования экологии — биосфера. {Генрих Вальтер, 1979 г.)

Задачи экологии — поставлять знания, необ­ходимые для объяснения наблюдаемого видо­вого разнообразия экосистем и, в практичес­ком отношении, для выработки стратегий ре­гулирования состава сообщества в конкретных природных и искусственных экосистемах. (Н.С. Абросов, А.Г. Боголюбов, 1988 г.)

Первоначально этот термин («экология». — Г.К., Г.Р.) применялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязей между растительными и животными сообществами и окружающей сре­дой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек- его образ жизни, его судьба -

также неотделим от окружающей среды и со­ставляет ее неотъемлемую часть. И его взаимо­отношение с природой — воздействие на при­роду в процессе жизнедеятельности, прежде

всего производственной деятельности, и, ко­нечно, обратное влияние оскудевающей приро­ды на человека и развитие общества — все это должно стать предметом специального изуче­ния. Так начала возникать «параллельная» нау­ка — экология человека. (Н.Н. Моисеев, 1988 г.)

Когда в 1866 г. Э. Геккель впервые употребил слово «экология», обозначив им биологическую науку, он, наверное, не подозревал о том, что через сто с небольшим лет слово это, много­кратно повторенное газетами и журналами все­го мира (не говоря уже о других неведомых ра­нее средствах массовой информации), станет своеобразным символом своего времени. Действительно, об экологии говорят сейчас буквально все, понимая под экологией в боль­шинстве случаев любое взаимодействие челове­ка и природы или ухудшение качества среды, вызванное его хозяйственной деятельностью. (А.М. Гиляров, 1989 г.)

...Но что такое экология? Наука? Обществен­ное движение? Партия "зеленых"? Инстинкт самосохранения? Мистическое учение об апо­калипсисе? Не будем совершенно исключать из этого понятия ни того, ни другого, ни третьего — пусть все, что может в нем соеди­ниться, соединяется, ведь разделение наших знаний о жизни в бесконечное число наук и саму нашу жизнь тоже размежевано на отдель­ные, изолированные друг от друга части. Но, требуя глубоких специальных знаний, экология — не только знание, но и сознание, доступное каждому. Она — сама современ­ность и злободневность всех злободневностей. (Сергей Залыгин, 1992 г.)

Экология представляет собой изучение баланса. (Эл Гор, 1993 г.)

Основным объектом экологии является эко­система — совокупность живых организмов (животных, растений, микроорганизмов) и сре­ды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящие в экосистемы, — популяции и отношение к сре­де отдельных организмов... Экология — это комплекс наук. В центре «экологического цвет­ка» находится общая экология — наука о зако­нах взаимоотношений организмов и условий среды. Лепестки цветка — это науки, посвящен­ные конкретным объектам. (Б.М. Маркин, Л.Г. Наумова, 1994 г.)

Соответствующему термину («экология». — Г.К., Г.Р.) совсем неуютно в прокрустовом ложе расширяющегося представления об этой науке. Языковый Прокруст со взрывной силой тянет

понятие «экология» в разные сто­роны и грозит разорвать его на части. Но терминологического взрыва не проис­ходит. Вместо него возникла путаница слов, по­нятий и самого понимания, что есть что. Каза­лось бы, должен проявиться эффект Вавилонс­кой башни. Однако серьезного неудобства при этом не ощущается. Каждый вкладывает в тер­мин свой объем понятия, индивидуальные его оценки. Ситуация приблизительно такова: «моя» экология — это не «твоя» экология, но все же что-то сходное. (Н.Ф. Рейтере, 1994 г.) И да­лее автор выделяет 62 (!) «экологии», претенду­ющие на статус самостоятельных научных на­правлений.

Экологическая проблематика требует широкого философского осмысления, создания новых этических концепций и, возможно, послужит толчком к возникновению новых религий и движителем формирования новых социальных систем. В экологии сложнейшие фундамен­тальные проблемы близко соседствуют с при­кладными вопросами, которые необходимо ре­шить сегодня, сейчас. Все это заставляет гово­рить, что экология — более чем научная дис­циплина, она представляет собой проблемно ориентированную систему научных знаний. (В.И. Данилов-Данильян, 2000 г.)

Эти определения задают своего рода «градиент» развития экологии, правда, с потерей всякой опре­деленности: уже не всегда можно уловить, идет ли речь о собственно экологии (т. е. биологической науке), загрязнении среды или охране природы, общественно-политическом движении или «духов­ном возрождении», создании всеобщей религии и «космоморфологии». Если все-таки различать «экологию», «рациональное природопользование» и «социоэкологию».(см. Розенберг и др., 1999), то экология воспринимается как теоретическая (био­логическая) основа взаимодействия в системе «ор­ганизм(ы) — среда»; рациональное природополь­зование — как система эксплуатации природных ресурсов и условий в наиболее эффективном режи­ме, без резких изменений природно-ресурсного потенциала и сохранения здоровья людей; соци­альные аспекты проявляются в диапазоне от эле­ментарной экологической безграмотности как уп­равляющего звена, так и населения в целом, до восприятия глобальных процессов с точки зрения ноосферы и устойчивого развития. Во многом эти представления созвучны идеям Ю. Одума (1986, т. 2, с. 247): «Когда «наука о доме» (экология) и науки о «ведении домашнего хозяйства» (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя наряду с ценностями, про­изведенными человеком, ценности, создаваемые ок­ружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего чело­вечества».













^ Незваный гость

Осенью прошлого года мы прово­дили небольшую научную экспе­дицию в зонах термальных пло­щадок в уникальном нашем рос­сийском крае — на Камчатке. Это ни с чем не сравнимая страна ог­недышащих гор и горячих источ­ников — гидротерм. Их роль в жизни растительного и живот­ного мира очень велика. Весной здесь раньше начинают зеленеть

деревья и травы, сюда после вы­хода из берлог приходят кормить­ся медведи, рядом гнездятся во­доплавающие птицы. В горячих водах отлично чувствуют себя особые виды растений.

Совершали мы и восхожде­ния. Спустившись с вулкана Ава­ча, наша группа отдыхала у его подножия в домике вулканоло­гов. В долине не было в то время ни одного человека. Представьте наше удивление, даже некоторую тревогу, когда за стенами дома

раздался непонятный шум, воз­ня, какие-то металлические зву­ки. Выскочив из дома, мы увиде­ли... медведя, "инспектирующе­го" помойку в бочке от ГСМ.

Вообще камчатские бурые мед­веди — самые крупные в стране среди своих сородичей. Но этот был еще молодой, людей не боял­ся и, только увидев, что нас нес­колько человек, не спеша развер­нулся и, переваливаясь с лапы на лапу, удалился вверх по склону.

Оглянись без суеты

В Москве, наверное, у каждого есть свои любимые места для прогулок. Для меня одно из таких мест — каскад прудов, отделяю­щих Главный ботанический сад от зеленой зоны ВВЦ. Там и сде­лан этот снимок. В зимней мо­розной тишине даже собака вела себя как вышедший на прогулку вдумчивый исследователь, без су­еты вглядываясь в окружающий мир.

Валерий Меньшиков Фото автора.