uzluga.ru
добавить свой файл
1

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Воронинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.П.Калинина


Выступление на семинаре:

Самоподготовка в режиме работы школы полного дня


Докладчик: Н.Н.Морозова - учитель начальных классов


27.11.2008г.


Как уже было сказано, наша школа в режиме школы полного дня работает второй год. К началу учебного года администрацией школы составляется расписание работы школы полного дня индивидуально для каждого класса. При 5-дневной учебной неделе в расписании моего класса 2 дня по 5 уроков и 3 дня по 4 урока. Соответственно уроки заканчиваются в 11часов 40 минут и 12 часов 45 минут.

Сразу после уроков 30 минут отводится на обед и 1 час на прогулку. После прогулки начинается самоподготовка в течение полутора часов. В 15 часов проводится музыкальная динамическая пауза, которую проводит преподаватель физкультуры. В 15 часов 15 минут- полдник. Далее следуют занятия дополнительного образования.

Дети моего класса 2 раза в неделю занимаются информатикой, 1 раз в неделю у них проводится библиотечный час, 1 раз- эстетическое объединение «Мир музыки», 1 день- ОФП ( общая физическая подготовка). Все эти занятия проводят учителя-предметники нашей школы, а дети посещают эти занятия всем классом.

Кроме того, 6 детей моего класса 2 раза в неделю занимаются в танцевальном коллективе «Каскад», 5 детей в кружках сельского Дома культуры пос.Шевляково. В группе имеются настольные игры, телевизор, ди-ви-ди.

Все это позволяет мне успешно выполнять задачи учебно-воспитательного процесса, поставленные в программе школы полного дня.

Данный режим благоприятно влияет на физическое и умственное развитие детей, приучает их к порядку, способствует усвоению правил и норм общественного поведения, вырабатываются умения действовать в системе детского самоуправления.

В режиме школы полного дня важное место занимает самоподготовка, которая представляет собой ежедневные занятия школьников, самостоятельно выполняющих учебные задания в строго отведенное время. Часы самоподготовки составляют единый процесс обучения, они продолжают те уроки, на которых ученики под руководством учителя- воспитателя самостоятельно работают с учебником, закрепляют и углубляют изученный на уроке материал. Организуя самоподготовку детей в классе, я воспитываю у них такие важные качества как внимание , терпение, усидчивость, организованность, самостоятельность. Все это способствует развитию индивидуальности ребенка.

Приступая к самоподготовке, я помню об особенностях этого вида работы, которая заключается именно в самостоятельном выполнении полученных на уроке заданий. Кроме того, я помню и о том, что недопустимо во время самоподготовки вести объяснения, коллективное выполнение заданий. В этом случае теряется смысл этого вида работы. Характерным для самоподготовки также является отказ детей от любых видов помощи ( что у меня вызывает большие затруднения). Но надо четко отдавать себе отчет в том, что у детей должно формироваться такое качество личности как самостоятельность. Категорически нельзя самоподготовку превращать в урок, нельзя задания выполнять с использованием классной доски ( а учителю так трудно от этого удержаться). Необходимо предотвратить массовое списывание.

Недопустимо проверять все задания учащихся и выставлять оценки за выполненную работу. Надо избегать и такого приема как многократное переписывание упражнений. Учителя должны следить за тем, чтобы домашние задания не были перегружены. Рекомендуется выдерживать время окончания самоподготовки.

Воспитатель должен помнить, что во время самоподготовки он не обучает детей, а приучает выполнять работу самостоятельно и ответственно, проявляя прилежание и трудолюбие.

Чтобы результаты самоподготовки имели успех, воспитателю необходимо создать условия для самостоятельной работы, принять меры к восстановлению работоспособности детей. Именно поэтому помещение, в котором проводится самоподготовка, ежедневно проветривается ( как только выходим на прогулку), в нем делается влажная уборка. В конце прогулки (перед самоподготовкой) детям необходимо предложить спокойные игры, чтобы снять возбуждение. Начинать самоподготовку также надо в спокойной деловой обстановке( я начинаю работу с физ.паузы). В классе, где идет самоподготовка , нежелательно присутствие посторонних людей. Говорить необходимо тихо и спокойно, без повышения голоса. Если ученик хочет задать вопрос воспитателю, он должен поднять руку, и воспитатель подойдет к ребенку.

Немаловажным считается и тот вопрос, в каком порядке дети будут выполнять домашнее задание. Желательно начинать самоподготовку с более трудного предмета. Для моего класса это математика. Но в любом случае необходимо повторить правила, сравнить домашнее задание с классной работой, разобрать задания к упражнению по русскому языку, проанализировать условие задачи , проговорить краткую запись условия. Это я позволяю делать только потому, что математические способности моего класса посредственные, особенно в решении задач. Иногда предлагаю детям опоры, таблицы-памятки, т.е. даю установку-помощницу, но не подсказку. В классе при задании на дом я никогда не делаю установок, не даю разъяснений. Этим я пользуюсь во время самоподготовки. Когда дети выполняют задания, я наблюдаю за каждым учеником, поощряю старательность, подхожу к слабым детям, указываю ошибки, показываю правильные приемы работы. Но это относится только к самым слабым детям. Их у меня трое ( Севоян Анна, Носикова Анастасия, Попова Марина).

Хочется еще остановить на одном моменте самоподготовки. То , что самоподготовка начинается со всей группой, это понятно, а вот заканчиваться самоподготовка одновременно никак не может. В это время детям надо предоставить свободный выбор отдыха до следующего вида деятельности и в соответствии с их интересом. Меня это не устраивает, так как дети мешают тем, кто еще выполняет домашнее задание. Поэтому я поступаю иначе. Я использую материалы тестов по математике. Дети, быстро справившиеся с домашним заданием, работают самостоятельно по тестам. Эти работы я проверяю дома. Если все дети закончили выполнение домашнего задания и есть резерв времени ( 5-7 минут) я делаю выборочную устную проверку. Задаю примерно такие вопросы:

-назвать ответ задачи;

-чему равны неизвестные в уравнениях;

-перечислить ответы примеров;

-каким правилом пользовались при решении примеров на все действия;

-какие буквы вставили вместо пропущенных;

-как разобрали согласные звуки ? и т.д.

Итак, как учитель, имеющий большой опыт в ГПД, школы продленного дня, и теперь школы полного дня, могу сделать следующий вывод: учащиеся, находящиеся в школе полного дня, обычно более активны на уроках, среди них нет неуспевающих по причине невыполнения домашних заданий , дети более дружные и внимательные друг к другу, заботливые, ласковые. Зная, что все мои ученики ежедневно выполняют домашние задания, я значительно эффективнее организую учебный процесс на уроке.