uzluga.ru
добавить свой файл

Мое любимое произведение зарубежной литературы.


Век расшатался – и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Я люблю литературу эпохи Возрождения. Так красиво и величаво называется особый период в истории человечества. Он дал миру таких гениальных писателей, как Боккаччо и Петрарка в Италии, Шекспир в Англии, Сервантес в Испании. Возрождение в широком смысле этого слова означало возрождение интереса к человеку, открытие человеческой природы, культ человека. Писатели-гуманисты во всеуслышание заявили, что человек подобен Богу.

Особенно дорог мне герой одноименной трагедии Шекспира - Гамлет. Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает, что отец не умер, а убит. Убийца – дядя Гамлета _ не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове – матери Гамлета. Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем мстит ему за смерть отца.

На плечи принца выпала непосильная ноша – борьба со злом. В неравной схватке с ним герой гибнет.

Это лишь внешнее движение сюжета. Но есть внутренняя жизнь героя.

Меня привлекает Гамлет своим несогласием с лицемерием, жаждой искренности и правды. В Эльсиноре, где он живет, все пропитано лицемерием и фальшью. Мир воспринимается принцем как огород, заросший сорняками. Если его не прополоть – урожай погибнет. Тоска Гамлета рождена не только семейными проблемами – смертью отца, предательством вышедшей замуж матери, но и крушением законов человечности. Все поражено порчей. Метафоры гангрены, гниения, разложения заполняют трагедию. Времена «заплыли салом, как ожиревший бездельник. Все сошло с колеи, вышло из пазов – нравственные связи и государственные отношения. Низменные, плотские начала владеют людьми. Властвуют те. Кто похотлив, лжив, низок. Гнусность поступков прикрывается ложными словами. Гертруда забыла умершего мужа через два месяца после его смерти, «прежде, чем износились башмаки, в которых она шла за гробом». Брат покойного короля – убийца. Любимая Офелия – покорное орудие в руках царедворцев. Бывшие университетские друзья – шпионы и соглядатаи.

«Век расшатался!» Вот к какому выводу приходит Гамлет. Как же быть? Смириться с этим? Нет, это невозможно для Гамлета. Принц решает восстановить разрушенное, вправить вывих века:

Век расшатался – и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Задача мести за отца перерастает у Гамлета в мысль об исправлении окружающей его жизни.

Но как бороться со злом? Гуманнейший человек должен взяться за оружие? Не легче ли умереть самому, забыться вечным сном? Быть или не быть?

Я очень люблю этот знаменитый монолог Гамлета « Быть или не быть?» Для Гамлета «быть» - означает бороться со злом, иначе – лучше не жить вовсе. Примириться со злом, плыть по течению – позорно. Лучше – «не быть».

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Устроив «мышеловку» для короля, Гамлет получает доказательства: король - преступник, братоубийца. Пора решиться на действие! Но король молится. Его банальная совесть не дает ему покоя. Гамлет медлит, он не может убить человека в момент пробуждения в нем человеческого. Но Клавдий плетет новые козни, включая в свои преступные сети новые жертвы.

И тогда Гамлет убивает Клавдия отравленной рапирой. Отрава губит не только Клавдия, но и Гертруду, и Лаэрта. Отрава, на мой взгляд,- это частица зла. Даже крупица зла способна уничтожить человека. Яд начинает историю, и яд ее заканчивает. Гамлет закалывает убийцу отравленной рапирой и вливает в его глотку напиток, в котором яд. Двойная отрава должна уничтожить того, кто стал отравителем. Но Гамлет погиб, Сражаясь со злом.

Трагедия «Гамлет» дорога мне тем, что она побуждает людей к действию. Она - набат, пробуждающий совесть.