uzluga.ru
добавить свой файл
1

Модернизация системы дошкольного образования.

Перспективы развития системы дошкольного образования в Моздокском районе.


Доступность дошкольного образования является приоритетным направлением в Моздокском районе. Охват детей в возрасте от 0 до 7 лет всеми формами дошкольного образования составляет 45. В 2012 году он составил 40%. Одновременно в очереди по определению детей в детские сады района стоят около 2 тысяч детей. Уменьшение очереди в дошкольные учреждения является первоочередной задачей администрации Моздокского района.

В части развития муниципальной сети дошкольных учреждений важным шагом в обеспечении этого является открытие групп полного пребывания. С 2008 года в Моздокском районе восстановлены на базе дошкольных образовательных учреждений группы:

2008 год: ДОУ № 23 с. Киевского – 1 группа, 20 мест;

ДОУ № 33 ст. Павлодольская - 1 группа, 20 мест;

2009 год: ДОУ № 12 г. Моздок – 1 группа, 20 мест;

2011 год: ДОУ № 24 с. Троицкого – 2 группы, 40 мест.

ДОУ №34 - 1 группа, на 20 мест;

ДОУ № 8 -1 группа на 20 мест;

2012г год: ДОУ № 44 – 1 группа на 15 мест.

Итого: с 2008г. по декабрь 2012г. восстановлено 8 групп на 160 детей.

Для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в школе, обеспечения их конституционного права на дошкольное образование, удовлетворения потребности родителей на услуги дошкольного образования, в районе организованы группы кратковременного пребывания в общеобразовательных школах и ЦДТ. В общей сложности такой формой образования охвачено 653 дошкольника.

На сегодняшний день одной из востребованных услуг является 12-часовая услуга дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Одним из механизмов решения проблемы доступности услуг дошкольного образования является развитие сети немуниципальных поставщиков услуг для детей дошкольного возраста, поскольку расширение спектра услуг создает конкуренцию и соответственно способствует росту их качества. Данное направление деятельности муниципалитета может реализоваться через организацию вариативных форм дошкольного образования на территории района, в том числе за счет привлечения бизнес-сообщества:

  1. Включение мероприятий по созданию частных ДОУ.

  2. Передача муниципальных помещений субъектам малого и среднего предпринимательства под организацию частных ДОУ, создание условий для предоставления льгот по арендной плате, установка долгосрочных сроков аренды.

3. Создание структурных подразделений негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензии на образовательную деятельность.

4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

5. Информационная поддержка создания и функционирования частных ДОУ на территории города, района

Цель: стопроцентный охват детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в услугах дошкольного образования, предоставление родителям выбора формы получения услуг дошкольного образования, в том числе родителям детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

На основании вышеизложенного, хотелось бы подчеркнуть, что решение проблемы доступности услуг дошкольного образования возможно только через реализацию комплекса мероприятий с учетом специфики территории, при этом администрация района считает, что одним из перспективных решений на современном этапе развития системы дошкольного образования является развитие частного сектора, что позволит расширить спектр услуг для детей дошкольного возраста и обеспечить реальный выбор для родителей.

^ Вариативные формы дошкольного образования, что это?

Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет),

Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

^ Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

  • группа кратковременного пребывания;

  • центр игровой поддержки ребенка;

  • консультативный пункт;

  • служба ранней помощи;

  • лекотека;

  • семейный детский сад.

Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ), реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет), которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

^ В настоящее время к ГКП относятся:

«Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;

группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

«Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;

группа «Домашний детский сад» — для детей от 1 года до 7 лет как структурное подразделение ДОУ, действующее в жилом здании.

^ Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

^ Основные задачи ЦИПР:

  • оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

  • разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

  • обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

  • консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.


^ Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП

  • оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

  • оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

  • обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

^ Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

^ Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

^ Основные задачи СРП:

  • проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

  • оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

  • осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

  • включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

  • определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

^ Основные задачи:

  • реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

  • проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

  • обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

  • проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

  • психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

  • помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

  • подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей


^ Семейный детский сад для многодетной семьи.

Обязательно наличие примерного положения об организации семейного детского сада.

Многодетная семья, имеющая три – четыре ребенка раннего и дошкольного возраста, может создать домашний детский сад в помещении собственной квартиры при условии заключения договора с Управлением образования. Если в семье есть один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада (в дальнейшем СДС) допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей. Количество детей ограничивается 10.

Управление образования определяет дошкольное учреждение, в структуру которого и войдет СДС как подразделение данного учреждения. Многодетная мама принимается на должность воспитателя СДС, и после посещения педагогических курсов с учетом возраста ее детей определяется порядок взаимодействия семьи и ДОУ.

Территориальное расположение ДОУ и СДС должно быть удобным, так как мама может приводить детей в детский сад на занятия или отдельные специалисты могут посещать их на дому.

Важно определить какие обязанности будут возлагаться на домашнего воспитателя, как она будет совершенствовать свою педагогическую компетентность, кто в семье сможет помочь ей быть не только мамой, но и воспитателем. Хорошим помощником могут быть бабушка, муж, другие родственники.

Педагогический коллектив во главе с руководителем ДОУ должен умело выстраивать взаимодействие по самым разным вопросам.

В соответствии с примерным положением об организации семейного детского сада в штатное расписание дошкольного образовательного учреждения вводятся дополнительные штатные единицы на усмотрение учредителя.

Администрация ДОУ оказывает методическую и консультативную помощь и осуществляет контроль за работой СДС. Организация питания возлагается на воспитателя СДС и финансируется из бюджета.

^ Вторая модель.

«Мама - клуб».

Общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного педагогического общения молодым мамам, имеющим детей раннего и дошкольного возраста.

Цель:

  • повышать роль и активность семей в пропаганде семейного творчества;

  • раскрыть педагогические и творческие способности молодых мам на основе изучения основ психологии ребенка и педагогики;

  • помочь молодым супругам в приобретении опыта воспитания детей;

  • совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, рекреативной (досуговой), - влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Объединение нескольких семей, заинтересованных вопросами воспитания и развития своих детей, может служить основой для создания клуба.

Актуальность создания данного проекта определяется спецификой семейного воспитания:

  • мама всегда рядом - нет стрессов при разлуке;

  • малочисленность группы, что позволяет индивидуально подходить к вопросам воспитания и развития ребенка.

  • для деятельности такой организации на первом этаже жилого дома может быть выделено и оборудовано помещение (квартира) для игр, занятий детей под присмотром и руководства взрослых (мамы, папы, бабушки). Направления: общение, информирование, развитие творческих начал, отдых, занятия.

Участники определяют режим и план работы «Мама-клуба».

Обязанности распределяются между взрослыми в соответствии с их возможностями и интересами: один ведет занятия по рисованию и лепке, другой читает детям и рассказывает сказки, третий организует прогулки, экскурсии и походы и т.д.

Режим утверждается советом клуба.

^ Третья модель.

Гувернерская служба создается по инициативе педагогов и родителей. Основным источником финансирования ГС являются денежные средства родителей(законных представителей). Координацию деятельности ГС осуществляет заведующий ДОУ, заместитель заведующего по воспитательно –методической работе, а также Совет педагогов ДОУ, в обязанности которых входит:

  • создание банка данных педагогов и заказчиков;

  • заключение договора с педагогом и заказчиком;

  • составление графика выполнения услуг;

  • ведение журнала учета рабочего времени гувернера.

Гувернеры оказывают следующие виды услуг:

  • развивающие занятия на дому;

  • развивающие занятия с узкими специалистами;

  • оздоровительные процедуры;

  • уход и присмотр за ребенком;

  • проведение детских праздников на дому.