uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7

Уважаемые коллеги!

Обратите внимание при подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиад на темы, которые были согласованы с председателями предметно-методических комиссий и обсуждены с учителями общественных дисциплин на городском семинаре 8 ноября 2011года.


Темы для подготовки учащихся к муниципальному этапу олимпиады по истории, обществознанию, праву в 2011-2012.


История

7 класс «С древнейшей истории России до эпохи Петра 1»

8 класс «С древнейшей истории России включая Крымскую войну»

9 класс «С древнейшей истории России до Октябрьской революции»

10 класс «С древнейшей истории России включая эпоху Петра 1»

11 класс «С древнейшей истории России до Октябрьской революции»


Обществознание

7 класс «Конституция РФ»

8 класс «Человек, общество, природа, конституция»

9 класс «Человек, общество, политика»

10 класс «Человек, общество, познание, природа, деятельность»

11 класс «Все сферы общества» ( из части С развернутый план по теме)


Право

9 класс «Конституционное право. Теория права.»

10 класс «Теория права. Конституционное право. Гражданское право»

11 класс «Конституционное право. Гражданское право. Уголовное право»


Методические рекомендации по проведению олимпиад по истории, обществознанию, праву 2011-2012 уч.г.

смотрите на сайте http://www.do.sar.ru/Informatsciya/metodrek.html


^ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, ПРАВУ ДЛЯ

ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЭТАПУ ОЛИМПИАДЫ

ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИЯ

7 класс

І. Задания с выбором одного правильного ответа:


A1.

При Иване IV был построен собор

1 Архангельский в Москве
2 Софийский в Новгороде
3 Покровский в Москве
4 Успенский в Москве

A2.
Как назывался приказ, ведавший дворянской службой и назначением на командные должности?

1 Стрелецкий
2 Дворцовый
3 Дворянский
4 Разрядный


А3.
До 1589 г. для того, чтобы стать главой Русской православной церкви, требовалось согласие

1 московского великого князя (позже царя)
2 константинопольского патриарха
3 Земского собора
4 Боярской думы


A4.
Опричнина была введена непосредственно после

1 набега на Москву крымских татар
2 бегства А. Курбского в Литву
3 венчания Ивана IV на царство
4 взятия Казани


A5.
Урочные лета — это

1 срок выполнения «урока» (работы) кабальными холопами, после чего они получали свободу
2 годы, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому
3 минимальное время проживания крестьянина на земле помещика после перехода к нему в Юрьев день
4 срок сыска беглых крестьян

A6.
Судебник Ивана IV

1 сохранил переход крестьян
2 уничтожил вечевой строй
3 учредил Боярскую Думу
4 ликвидировал уделы

A7.
Даты 1533, 1584, 1598 г. относятся к

1 присоединению новых территорий к Русскому государству
2 войнам России с западными государствами
3 началу правления князей (царей)
4 основанию крупных монастырей

A8.
Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый выдающийся иконописец XVI в.?

1 Андрей Чохов
2 Филофей
3 Макарий
4 Дионисий

A9.
Прозвище «Тушинский вор» получил

1 Лжедмитрий I
2 Лжедмитрий II
3 И. Болотников
4 Василий Шуйский


A10.
Михаил Романов был избран на царство…

1 «Советом всей земли»
2 Земским собором
3 Боярской думой
4 патриархом

A11.
Открытая польская интервенция началась непосредственно после

1 убийства Лжедмитрия I и избиения поляков в Москве
2 заключения Василием Шуйским союза со Швецией
3 прихода к власти Лжедмитрия I
4 смерти Бориса Годунова

A12.
Одним из руководителей Первого ополчения был

1 Михаил Скопин-Шуйский
2 Дмитрий Пожарский
3 Прокопий Ляпунов
4 Григорий Отрепьев

A13.
Бояре согласились пригласить королевича Владислава на русский престол при условии


1.возвращение России ранее захваченных поляками русских земель

2. объединение России и Речи Посполитой в одно государство

3. совместной борьбы против Швеции

4. принятия им православия

A14.
Даты 1605, 1606, 1610 г. относятся к

1 организации народных ополчений
2 появлению новых самозванцев
3 договорам России с Польшей
4 смене власти в Москве


A15.
С призывом решительно бороться с захватившими Москву поляками выступил патриарх

1 Филарет
2 Гермоген
3 Игнатий
4 Иов


ІІ. Задания на установление соответствия и с выбором нескольких правильных ответов.


B1. Установите соответствие между деятелями русской культуры и созданными ими памятниками (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятели Сферы деятельности
1. Барма и Постник А. Колокольня Ивана Великого
2. Дионисий Б. Смоленский кремль
3. Андрей Чохов В. Фрески Ферапонтова монастыря
4. Федор Конь Г. Царь-пушка
Д. Собор Василия Блаженного

В2. Распределите перечисленные ниже события: связанные с периодом деятельности Избранной рады – в группу А, связанные с периодом опричнины – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.
1 ограничение местничества
2 разделение государства на две части
3 уничтожение последнего удела
4 поход на Новгород
5 отмена кормлений
6 оформление приказов
Группа А __________________


Группа В __________________

B3. Расположите в хронологическом порядке события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________
А) битва при Клушино
Б) поход королевича Владислава
В) вступление в Москву Лжедмитрия I
Г) восстание Хлопка

B4. Работа с источниками
Определите, о ком идет речь в отрывках.


А.«То, что пережил [он] – жизнь с казаками, годы невольничества в Турции, освобождение из плена, скитания по Европе, – закалило его и обогатило его жизненный опыт. Именно в эти годы [он] прошел путь, превративший его… в вождя народного восстания».

Б. «Рострига же той приде во царствующий град, и стретоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И седе Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец».


В. «И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву».


B5. Установите соответствие между историческим деятелем и его сословной принадлежностью. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятель Сословие
1. К. Минин А. Титулованная аристократия
2. Д. Пожарский Б. Дворянство
3. П. Ляпунов В. Черносошное крестьянство
4. И. Болотников Г. Посадские люди
Д. Холопы


III. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.


«Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом…».


C1. Что это за документ, кто его автор, кому он адресован, когда приблизительно составлен?


C2. О каком периоде русской истории вспоминает автор?


8 класс


А1. В результате войны со Швецией (1808-1809) Россия:

1.Получила Финляндию

2.Была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде

3.Передала Швеции земли в Прибалтике

4.Выплатила Швеции значительную контрибуцию


А2. По Бухарестскому мирному договору 1812 Россия:

1.Выплатила Турции значительную контрибуцию

2.Стала союзницей Турции против Ирана

3.Получила Бессарабию и часть областей Закавказья

4.Получила Молдавию и Валахию.


А3.Россия подписала мир с Францией в Тильзите в ... году:


1.1805

2.1807

3.181

4.1803


А4. Третья антифранцузская коалиция (1805) состояла из:

1.России, Англии, Австрии, Швеции

2.России, Англии, Австрии, Италии

3.России, Австрии, Саксонии, Пруссии

4.России, Англии, Пруссии, Швеции


А5. Финляндия вошла в состав России в:

1.XVI

2.XIX в

3.XVIII

4.XVII


А6. Позже остальных в состав Российской империи вошла:

1. Центральная Польша

2.Финляндия.

3.Грузия

4.Белоруссия


А7. В битве при Аустерлице:

1.Французы разгромили русско-австрийские войска

2.Наша армия разгромила шведов

3.Русские разгромили войска Фридриха II Прусского

4.Наши войска разгромили французов


А8.Орган власти, задуманный Александром I и Сперанским М.М., который так и не был учреждён в России в годы царствования Александра I, назывался:

1.Учредительное собрание

2.Государственная Дума

3.Совет Министров

4.Государственный Совет


А9. Современниками Александра I были:

1.Победоносцев К.П. и Горчаков А.И

2.Витте С.Ю. и Столыпин А.П.

3.Багратион М.И. и Сперанский М.М.

4.Курбский А.М. и Адашев А.Ф.


А10. Высшим органом государственного управления по административной реформе Александра I стали:

1.Сенат, Кабинет министров, Синод

2.Сенат, 12 коллегий, Синод

3.Сенат, Правительство, Негласный Комитет.

4.Кабинет министров, Государственный Совет, Государственная Дума


А11.  В н. XIX в. личная зависимость крестьян была отменена:

1.В Прибалтике

2.В северных губерниях

3.В Закавказье

4.На Украине


А12. По Университетскому уставу 1804 университеты:

1.Получили право принимать в число всех студентов представителей всех сословий

2.Оказались под жёстким контролем администрации

3.Не имели права принимать детей крепостных крестьян

4.Получили право автономии


А13. В 1810-1811 Сперанский М.М. провёл реформу государственного управления, по которой:

1.Провозглашался принцип разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

2.Наделялись избирательными правами собственники земли и капитала

3.Учреждался высший законосовещательный орган при императоре - Государственный Совет

4.Учреждался представительный орган с законодательными функциями при императоре


А14. Военные поселения стали насаждаться в России с ... по инициативе:

1.1818, Бенкендорфа А.К

2.1816, Аракчеева А.А.

3.1820, Карамзина Н.М.

4.1810, Сперанского М.М.


А15. Какие из перечисленных ниже событий были связаны с понятием «аракчеевщина»?

А) Учреждение Государственного совета;

Б) Учреждение военных поселений;

В) Основание новых университетов;

Г) Открытие Царскосельского лицея;

Д) Усиление цензурных запретов;

Е) Ужесточение дисциплины в армии.


Выберите верный вариант ответа:

  1. АВД; 2) БГД; 3)ВГЕ; 4)БДЕ.


Часть В.

В1. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими преобразованиями, реформами, изменениями

Деятели Преобразования

1. М.И.Сперанский А) Реформа управления государственными крестьянами

2.П.Д.Киселев Б) Финансовая реформа

3. А.А.Аракчеев В) Кодификация законов

4. Е.Ф.Канкрин Г) Учреждение военных поселений


В2. . Прочтите отрывок из статьи и впишите пропущенное в тексте название храма, о котором идёт речь.

«В храме___________ значимо всё. Храм __________ сооружается на одном с Кремлём берегу Москвы-реки и этим уподобляется собору Василия Блаженного…Сходство местоположения соответствовало содержательному сходству. Тот и другой – храмы-памятники, с которыми соотносились эпохальные события в жизни страны и народа… Задуманный как храм-памятник войны 1812 года, храм__________ стал первым музеем Отечественной войны 1812 года».


В3. Заполни пропуски

Внешняя политика Российской империи в начале 19 века.

1. Русско – турецкая война 2. Война с …. 3. Отечественная война

( 1806-18…) (1804-1813) (18….)


4. Война сФранцией 5. Русско - …… война

(18…-18…) (1808-18….)


В4.Определите хронологическую последовательность войны 1812 года.

А) Тарутинский маневр

Б) Смоленское сражение

В) Сражение под Малоярославлем

Г) Военный совет в Филях

В5. Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию автора донесения.

«Ваше императорское Величество изволите согласиться, что после кровопролитнейшего и 15 часов продолжавшегося сражения наша и неприятельская армии не могли не расстроиться и за потерею, сей день сделанною, позиция, прежде занимаемая, естественно, стала обширнее и войскам невместною, а потому, когда дело идёт не о словах выигранных только баталий, но вся цель будучи устремлена на истребление французской армии, ночевав на месте сражения, я взял намерение отступить 6 вёрст, что будет за Можайском, и, собрав расстроенные баталиею войска, освежа мою артиллерию и укрепив себя ополчением Московским, в тёплом уповании на помощь Всевышнего и на оказанную неимоверную храбрость наших войск увижу я, что могу предпринять противу неприятеля».


Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


« А при армии Александр1 , не принимая открыто командования, связывал Кутузова своими решениями, подрывая его авторитет , выслушивая разноречивые мнения штабных генералов»(А.Е.Пресняков)


С1 О каком событии идет речь в данном отрывке?


С2 Каковы результаты этих событий?


9 класс.


I. Выбери правильный ответ.

1. Первая российская революция началась

  1. 23 февраля 1917 г.

  2. 9 января 1905 г.

  3. 1 марта 1917 г.

  4. 5 декабря 1905 г.

2. Одним из представителей марксизма был

    1. Б. Н. Чичерин

    2. К. Д. Кавелин

    3. Г. В. Плеханов

    4. С. П. Дегаев

3. Орган рабочей власти, возникший в ходе первой россий­ской революции в городе Иваново-Вознесенске, назывался

      1. совет народных депутатов

      2. рабочие дружины

      3. совет уполномоченных

      4. совет рабочих и крестьянских депутатов

4. Экономику России конца ХIX – начала ХХ вв. характеризует

1) преимущественное развитие легкой промышленности

2) невмешательство государства в экономику

3) отсутствие монополий в промышленности

4) сохранение пережитков феодализма

5) отсутствие частной собственности

5. Какой ряд дат отражает внешнюю политику России?

          1. 1898 г.; 1904 г.; 1907 г.

          2. 1899 г.; 1901 г.; 1905 г.

          3. 1906 г.; 1911 г.; 1913 г.

          4. 1902 г.; 1908 г.; 1909 г.

6. Союз между Англией, Францией и Россией известен как

                1. Тройственный союз

                2. Союз трех императоров

                3. Антанта

                4. Европейский пакт

7. Прочитайте отрывок из программного документа и опре­делите, какому идеологическому направлению он при­надлежит.

«...Но так как освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих, так как интересы труда в общем диаметрально противоположны интересам эксплуатато­ров и так как поэтому высшие классы всегда будут пре­пятствовать указанному переустройству общественных отношений, — то неизбежным предварительным его ус­ловием является захват рабочим классом политической власти в каждой из соответствующих стран. Только это временное господство рабочего класса может парализо­вать усилия контрреволюционеров и положить конец су­ществованию классов и их борьбе».

  1. консерватизм

  2. либерализм

  3. марксизм

  4. народничество

8. Даты 1906 г., 1907 г., 1912 г. относятся к

    1. деятельности Государственной думы

    2. развитию русской промышленности

    3. деятельности партии социалистов-революционе­ров

    4. деятельности художественного объединения «Мир искусства»

9. В начале ХХ века (до 1905 г) Россия имела самую(ый) большую(ой) в мире

1) промышленность

2) пролетариат

3) парламент

4) армию

5) флот

10. Какая форма монополистического объединения преобла­дала в России в начале XX в.?

        1. картель

        2. трест

3) синдикат

4) корпорация


11. Какой документ был принят 17 октября 1905 г.?

                  1. манифест о неприкосновенности общинного зем­левладения

                  2. указ, предоставляющий крестьянам право сво­бодного выхода из общины

                  3. манифест «Об усовершенствовании государствен­ного порядка»

                  4. «Основные законы Российской империи»

12. Какое из политических движений, представленных ни­же, характеризовалось социалистическими представле­ниями?

    1. эсеры

    2. кадеты

3)октябристы

    1. черносотенцы

13. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте (1897 г.)

      1. основой денежной системы стал золотой рубль

      2. основой денежной системы стал серебряный рубль

      3. из обращения были изъяты бумажные деньги

      4. было восстановлено обращение бумажных денег

14. Какие из перечисленных ниже внешнеполитических со­бытий относятся к царствованию Николая II?

        1. русско-японская война

Б) Венский конгресс

        1. Первая мировая война

Г) создание русско-французского союза

Д) заключение Рапалльского договора с Германией

Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) ABE 3) БДЕ 4) ВГЕ

15. Прочитайте текст телеграммы, направленной властям владельцем фабрики, и определите, о каком событии идет речь.


«Рабочие бунтуют, бьют стекла, разбили в школе, конторе дирек­тора, разбита харчевая лавка», «На фабрике положительно бунт, тол­пы рабочих и никем не сдерживаются, представляют опасность для жизни живущих».


Речь идет о (-об):

                  1. Обуховской обороне;

                  2. Морозовской стачке;

                  3. Путиловской стачке;

                  4. стачке на Кренгольмской мануфактуре.


16. Разработкой проекта об учреждении законосовещатель­ной Думы от 6 августа 1905 г. руководил:


  1. С. Ю. Витте;

  2. И. JI. Горемыкин;

  3. А.В. Булыгин;

  4. М. Т. Лорис-Меликов.

17. Одна из целей аграрной реформы П. А. Столыпина со­стояла в:

      1. отмене круговой поруки в общине;

      2. отмене подушной подати с крестьян;

      3. создании товариществ по обработке земли;

      4. переселении крестьян из Центральной России в Юж­ную Сибирь и на Дальний Восток.

II. Выполните задания.

1. Установите соответствие между именами партийных ли­деров и названиями политических партий.

Лидеры партий Партии

  1. В. И. Ульянов (Ленин) 1) большевики

  2. Б) В. М. Чернов 2) кадеты

  3. А. И. Гучков 3 )октябристы

  4. Г) П. Н. Милюков 4) эсеры

5) прогрессисты

2. Укажите причины Первой русской революции 1905—1907 гг. (Выберите правильные ответы и запишите цифры,­ ответствующие им, в строку ответа в порядке возрастания.)

  1. Межнациональные противоречия в Российской империи;

  1. сохранение докапиталистических пережитков в сель­ском хозяйстве;

  1. сохранение самодержавия, отсутствие политических прав у граждан;

  2. победа России в русско-японской войне

  3. образование монополий в форме синдикатов



следующая страница >>