uzluga.ru
добавить свой файл
1

Мастер-класс

по теме

«Современные педагогические инновации на уроке»


1 часть. Вступление

"Дайте мне рычаг и я переверну Землю!". Кто-то может сказать, что, Архимед не собирался переворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь иллюстрировала возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить всё, даже основы мироздания.

Сегодня мы будем говорить о педагогических инновациях и рассматривать их прежде всего как средства преобразования образования.

^ Вопрос: На ваш взгляд, какие синонимы соответствуют понятию «инновации»?

Ответы: новшества, нововведения…….

Прозвучали ответы….. Отмечу, что следует различать НОВШЕСТВА и НОВОВВЕДЕНИЯ. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.

Таким образом, инновационная деятельность – это превращение идей в нововведение, а значит синонимом понятию «инновация» будет «нововведение».

На заре перестройки были целые инновационные движения. Учителей, внедряющих их называли педагогами-новаторами. Среди авторов можно назвать Амоношвили, Лысенкову, Шаталова и др.

Люди приезжали к педагогам-новаторам, смотрели, учились, затем пытались внедрить у себя. Но шло не у всех. В результате, некоторые уходили из педагогики. Но почему не шло? А дело все в том, чтобы новшество реализовалось, необходимо точно знать механизм его внедрения.

Вывод: итак, подведем итоги 1 части нашего разговора: для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества

  • внедрить

  • осваивать

  • и сопровождать.

2 часть. «Особенности инноваций на уроке»

Сегодня мы попытаемся рассмотреть особенности инноваций по отношению к уроку. Урок – традиционная ячейка образовательного процесса. А особенности урока определяют характер инноваций.

^ Вопрос: Давайте поразмышляем: что конкретно подлежит инновационным изменениям на уроке?

Ответы:

  1. само понятие «урок», его изменение по отношению к современной ситуации;

  2. типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);

  3. методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;

  4. методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;

  5. форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.

^ Итог: Во второй части нашего разговора мы с вами выделили 5 направлений урока, которые подлежат инновационным изменениям


3 часть. Отношение педагогов к новаторству

А давайте спросим себя: готовы ли мы, учителя, принять инновации?


Природа людей по отношению к нововведениям различна. Одни склонены к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

Несколько цифр статистики (классификации субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом):

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, характеризуются некоторым авантюрным духом.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу ("Средние реализаторы").

5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.


Однако, среди учителей ситуация по отношению к новаторству выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети (31%) относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски).

Я предлагаю вам сейчас провести самооценку своих творческих способностей. На листах бумаги, не подписывая, определите и запишите № группы, к которой вы могли бы отнести себя (идет сбор листов)


Через пару минут мы узнаем, какова ситуация в нашей микрогруппе. А пока идет обработка результатов, я хочу отметить, что если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень.


^ Итак, подведем итоги 3 части нашего разговора:

В нашей микрогруппе из …. педагогов

Новаторами себя считают .. учителей, что составляет …%

Передовиками ….. учителей, что составляет…..%

К умеренным себя относят … педагогов, а это … %

Колеблятся … учителей, ….%


^ 4 часть. «Педагогические новшества»

Ну и наконец, в последней заключительной части нашего разговора, я предлагаю вам ознакомиться с неким перечнем педагогических новшеств. Я подготовила для вас список их 12 пунктов. Поразмыслив, несомненно, вы сможете его продолжить. Я не стану комментировать каждый пункт. Позволю себе остановиться лишь на 2-х.

  1. Моноориентированное образование (учеба у одного учителя в рамках одной методической системы) преодолевается путем введения технологий распределенного обучения. Очный учитель меняет свои функции в сторону функций тьютора, координатора образовательного процесса.

  2. Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока – внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.



^ Практическая часть «Педагогическое новшество - рефлексия»


Рефлексию на уроке можно проводить по «солнышку» или по желанию. Делается это обычно в конце работы или перед ее началом по итогам предыдущего урока.

Нужно отличать рефлексию от анализа, оценки и т.п. Рефлексия – это осознание деятельности, того, что происходило и происходит. Во время рефлексии не говориться «мы» или «они», только Я. Рефлексия – это не рассуждение о чем-то, а свое отношение к тому, что было в собственной деятельности (т.е. сегодня на семинаре какую лично вы идею предложили, какой вопрос лично вы обсуждали, по какому направлению лично ваша позиция изменилась или наоборот, укрепилась???)

Конечно, необходимо предложить вопросы, стимулирующие рефлексию. Например,

  1. Что для меня на семинаре было главным?

  2. Какой основной результат?

  3. Какие трудности я испытывала?

  4. Что я чувствовала в начале семинара и в конце?

  5. Что я поняла? Как изменилось мое отношение к происходящему? и т.д.


На обороте листа вы подготовьте свои ответы, а по завершении нашего семинара мы по «солнышку» заслушаем ваши рефлексии.


А сейчас подведем итоги уже состоявшегося разговора.


Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, "комплексов", мешающих реализации инновационной деятельности.

Моей целью было внести посильный вклад в стимулирование участников семинара к инновационной деятельности.

Я благодарю вас за участие в обсуждении вопросов нашего семинара.

Наша дальнейшая работа будет построена следующим образом: см буклет