uzluga.ru
добавить свой файл


Литература России на рубеже 19-20 веков


Общая характеристика периода

  • Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.



Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

  • Россия пережила три революции:

  • -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,

  • -Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

  • -Первую мировую войну 1914-1918гг.,

  • -Гражданскую войну



Внутриполитическая обстановка в России

  • Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.

  • Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.



Научные открытия н.20 века

  • Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.



Философские основы культуры рубежа веков:

  • Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.

  • Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский)

  • Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький)

  • Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок).

  • Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)

  • Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».



Живопись рубежа веков



Живопись

  • Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников

  • Появление нового стиля – модерна (последователи этого стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства»)

  • Символизм в живописи ( выставка «Голубая роза», тесно связан с поэзией ; символизм не был единым стилевым направлением)

  • Появление группировок, представлявших авангардное направление в искусстве ( выставка « Бубновый валет»),

  • любимый жанр авангардистов – натюрморт

  • Неопримитивизм ( выставка « Ослиный хвост»)

  • Авторский стиль( синтез европейских авангардных тенденций с русскими национальными традициями)



С. А .Коровин «Зима»



























Трагическая история литературы 20 века

  • В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др.

  • Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка.

  • В 30-е годы писателя рас-стреляют.



Трагическая история литературы начала 20 века

  • 3. С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.



Трагическая история литературы начала 20 века

  • 4. С начала 30-х годов появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.



Литература конца 19 – начала 20 веков

  • В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.

  • ( отражение реальности, жизненной правды)







Модернизм (от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.

  • Модернизм (от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.

  • Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

  • Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта.



Идейные основы реализма и модернизма



Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми

  • Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы.

  • Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя.

  • Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало.

  • Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики.



Писатели - реалисты



Писатели-реалисты



Новые течения в литературе России рубежа веков

  • В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения:

  • символизм,

  • акмеизм,

  • футуризм

  • Они составили основу модернизма как литературного направления.



Серебряный век

  • Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.



СИМВОЛИЗМ



СИМВОЛИЗМ

  • Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России.

  • Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения".



Основные положения течения

  • Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.



Основные положения течения

  • Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.



Основные положения течения

  • По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.



Старшие символисты

  • Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892)

  • Сборник «Русские символисты» (1894)

  • «Создания искусства – приотворённые двери в вечность».



Старшие символисты



Младосимволисты

  • «Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок)



Акмеизм

  • Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов:

  • Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.



Акмеисты



Основные положения течения

  • Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения

  • Самоценность каждого явления

  • «Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать»



Футуризм

  • Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей"

  • (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи"



Футуристы



Основные положения течения

  • В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".



В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.

  • В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.



Пощечина общественному вкусу

  • Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным ... С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь



Неокрестьянские поэты

  • Мы предутренние тучи,

  • зори росные весны.

  • Н.Гумилёв



Писатели, не входившие в литературные группы



Сделаем выводы

  • На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.

  • Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.

  • В литературе развиваются различные направления.

  • В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

  • Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.



Сделаем выводы

  • Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.



Вопросы:

  • Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков?

  • Какие философские идеи занимали умы человечества?

  • Кто ввёл определение «Серебряный век»?

  • Какие направления существовали в литературе рубежа веков?

  • Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века?

  • Что обозначает понятие «модернизм»?

  • Что подразумевается под понятием «Партийная литература»?

  • Назовите представителей «Серебряного века».



Спасибо за внимание!

  • Учитель русского языка и литературы школы «Возможность»

  • Рыбакова Г.П.