uzluga.ru
добавить свой файл
1

Древнерусская литература

( дополнительный материал для беседы в 8 классе)


« Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»

А.С.Пушкин. «Борис Годунов», монолог Пимена


Древнерусская литература – это гигантское скопище произведений, написанных в 11 – 17 веках. Те памятники, которые мы объединяем в древнерусскую литературу, на самом деле созданы разными родственными народами. Одна народность – собственно древнерусская. Она занимала территорию от Киева до Новгорода, сформировалась из конгломерата разных племен, в том числе и не славянских, и просуществовала примерно до 14 века. Затем древнерусская народность исчезла, дав начало трем народам – русским, украинским и белорусам. Центры русской культурной Руси далеко передвинулись – во Владимир, Тверь, Москву, Рязань. Изменился язык. Язык Новгорода и Пскова обособился. Изменилась аудитория литературы, теперь уже средневековая русская. Литература этого народа развивалась дольше древнерусской – четыре века, с 14 по 17 века. Таким образом, то, что сейчас называется древнерусской литературой, никогда не было однородным монолитом. Литература 11-17 веков, если обозреть ее в целом, несравненно многообразнее и неожиданней, чем литература 17-19 веков.

Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало древнерусской литературы связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством. Круг первых потребителей литературы – знатные слушатели, собиравшиеся в главном храме города. Эти слушатели были хорошо образованы, они не чета остальным древнерусским горожанам, а тем более сельским жителям. Они неофиты православной веры. Они в состоянии воспринимать большие произведения, сложную композицию, государственно – значимые идеи. Именно для такой аудитории сочинял Илларион, первый древнерусский митрополит, автор «Слова о законе и благодати»(1049 год)

- почему произведения древнерусской литературы непросты для понимания современным, неподготовленным к такому чтению человеком?

- в чем особенность авторства произведений древнерусской литературы?

- какие традиции продолжала древнерусская литература?

- почему литература Древней Руси не изображала частную жизнь людей?

- почему древнерусская литература строго придерживалась установки на правдивость изображения, на отсутствие вымысла в произведениях, следовала определенным канонам?

- с каких произведений началась древнерусская литература?


Первым летописцем на Руси считается монах Киево – Печерской лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включается в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни Никон стал игумном Киево – Печерской монастыря. Видимо, тогда он и трудился над летописью.





На данной картине Виктора Михайловича Васнецова «Нестор-летописец» изображен первый историк Нестор. Именно он, по преданию, стал автором первой русской летописи «Повесть временный лет».


Это одно из замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. «Повесть временных лет» - плод творчества нескольких поколений летописцев. Книгопечатания в те времена еще не было, книги переписывались от руки. Доверялся этот труд избранным – ученым книжникам. При переписывании летописей вносились какие-то добавления, поправки, неизбежны при этом оказывались ошибки, неточности. Летописи велись строго по годам (погодные записи), и все важное, случившееся за год, вносилось в летопись.


Летопись – жанр древнерусской литературы; историческое произведение, в котором повествование велось по годам.


^ Скульптура «Нестор – летописец» М.М. Антокольского


Монах Киево – Печерского монастыря Нестор свел воедино древние летописные списки, созданные когда-то в разных местах и в разное время, и сотворил на их основе летописный свод. Благодаря ему мы знаем теперь многие факты из древней истории нашего народа.

«Повесть временных лет» начинается от Всемирного потопа (это важнейшее событие описано в Ветхом Завете). Вот как представляли наши предки историю Руси. После всемирного потопа сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет – разделили землю на три части. Сыновья Сима взяли восточные страны, Иафета – западные и северные страны. От племени Иафета и произошел народ славянский. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории.


^ Ученый А.С. Демин о «Повести временных лет»

« Киевской знати, обязанной стать образованной и эрудированной, нужна была компактная историсофская энциклопедия. Вот и появилась «Повесть временных лет», объединившая самые разнородные материалы – рассказы из библейский истории, этнографические сведения о древних славян, устные легенды о первых князьях… Всего не перечислить. Но все читается как единое повествование, яркое и искусно сжатое опытным книжником».


^ Древнерусская литература

( задание тестового характера в форме мини ЕГЭ)


Часть 1

  1. когда возникла древняя русская литература?

А) в 11 веке Б) в 17 веке В) в 10 веке Г) в 9 веке


2. с каким историческим событием связывают возникновение древнерусской литературы?

А) с приходом на Русь половцев В) с феодальной раздробленностью

Б) с принятием христианства на Руси Г) с войной с печенегами

3. назовите самый древний из дошедших до нас литературных памятников
А) летопись «Повесть временных лет»

Б) «Хождение за три моря» А. Никитина

В) «Житие Александра Невского»

Г) «Поучение Владимира Мономаха»


4. в каком веке завершился период древнерусской литературы

А) в 18 веке Б) в 17 веке В) в 16 веке Г в 10 веке


5. какой из данных жанров относится к древнерусской литературе?

А) летопись Б) сказка В) былина Г) рассказ


6. для какого жанра древнерусской литературы характерно такое начало: «В лето 6476 (968) …»?

А) повесть Б) хождение В) летопись Г) житие


Часть 2

  1. какой жанр древнерусской литературы характеризуется следующим определением: «^ Памятник исторической прозы Древней Руси, повествование о событиях, расположенных по одам»?

ответ: …………………………………………………………..


2. как описываемые события расположены в летописи?

ответ: …………………………………………………………….


Часть 3

Дайте письменный развернутый ответ на вопрос: ^ Что, по мнению Д.С. Лихачева, «должно служить современности» и почему? Обоснуйте свою точку зрения

……………………………. 4-6 предложений …………………..

Контрольный тест к уроку внеклассного чтения по теме «Повесть временный лет»


Вариант 1.

  1. выберите определение, характеризующее понятие «летопись»

А) лиро-эпический жанр народной поэзии, произведение имеет сюжет, и как правило, включает диалог

Б) жанр русского фольклора, эпическая песня героического характера, повествующая о подвигах богатырей

В) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий


  1. когда началось летописание на Руси?

А) в 9 веке Б) в 11 веке В) в 13 веке


  1. кто автор «Повести временных лет»?

А) Иван Б) Варфоломей В) Нестор


4. приведите примеры летописей

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


5. какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор?

А) былины Б) загадки В) пословицы и поговорки


6. с какого времени начинается летописный рассказ?

А) с описания исторического события Б) с библейских времен

В) с описания ныне живущего князя


7. что определяло для летописца необходимость строить свое повествование «от сотворения мира»?

А) летописец, обычно монах, не мог жить и создавать произведения вне христианских традиций

Б) летописец находился на службе, и его труд ценился тем дороже, чем больше был объем книги ( стоимость книги была очень велика)


8. определите, из какой книги переведены слова в «Повести временных лет»:

^ Не любящий брата своего, которого видит как может любить Бога, которого не видит?

А) Ветхий Завет Б) Новый Завет В) другая книга


9. приведите примеры Евангельских заповедей, которые призывают вспомнить летописец в «Повести временных лет»

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………


10. как автор «Повести временных лет» относится к войне?

А) призывает к войне Б) призывает к миру, любви и согласию

В) не касается этой темы


11. к какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

А) рассказ Б) повесть В) летопись Г) житие


12. почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

А) ее автор неизвестен В) в ней упоминаются языческие божества

Б) в ней отражено мировоззрение древнерусского человека


13. как автор летописи отображает происходящее и высказывает свое отношение к нему?

А) объективно описывает события

Б) дает только собственную оценку происходящего

В) прислушиваясь к князю, выражает его мнение


14. за что Бог истребил обров?

А) за жестокость Б) за то, что не верил в Бога


15. какие произведения, кроме «Сказание о Кожемяке», рассказывают, как младший сын стал героем?

А) сказка Б) былины В) песни


16. назовите литературные произведения, написанные на основе «Повести временных лет»

………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….


17. какой русский князь имеется в виду в высказывании:

« … ^ То новый Константин великого Рима: как тот крестился сам и людей своих крестил, так этот поступил так же».

А) Ярослав Б) Владимир В) Святослав


Вариант 2


1. Когда появилась «Повесть временных лет»?

А) в 1423 году Б) в 1113 году В) в 1876 году


  1. кто автор «Повести временных лет»?

А) Кирилл Б) Мефодий В) Нестор


  1. вставьте слова, с которых начинались летописи:

« ……………. пришли печенеги и встали под Белгородом. И не давали выйти из города».


  1. приведите примеры летописей

………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….


  1. кто герой летописного сказания?

… - Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать меду …

А) старец Б) князь Владимир В) печенег


  1. какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор?

А) былины Б) загадки В) пословицы и поговорки


  1. завершите высказывание:

Летописи – это историческое повествование о днях прошлых и рассказ о современных событиях, в которых рассказ начинается ……………………

……………………………………………………………………………………………


  1. почему летописец начинал летопись от «сотворения мира»?

А) чтобы передать опыт прошлого

Б) чтобы сохранить христианскую традицию

В) чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку


  1. определить, из какой книги приведены слова в «Повести временных лет»

^ Сим, Храм и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей чести. И был един народ.

А) Ветхий Завет Б) Сказание об обрах В) Новый Завет


  1. приведите примеры Евангельских заповедей, которые призывает вспомнить летописец «Повесть временных лет»

………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..


  1. какое слово по мысли автора «Повести …», определяет то, что поможет избежать войны?

Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?.. В любви ведь все совершается. Любви ради грехи исчезают. Любви ради и Господь сошел на землю, и распял себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отогнать им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали свою кровь.

…………………………………………………………………………………………..


  1. к какому жанру литературы относится «Повесть …..»?

А) былина Б) сказание В) летопись


  1. почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

А) эта книга стала очень редкой

Б) она была написана в давние времена

В) «Повесть временных лет» -источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории


  1. кто выражает свою позицию в приведенном фрагменте?

Зачем губим русскую землю, сами между собой устраиваем распри?.. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей.

А) Нестор Б) Русские князья В) и князья, и автор


  1. объясните поговорку «Сгинул, как обры.»

…………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………..


  1. как летописец стремится изобразить происшедшее и происходящие события?

А) приукрашивая прошлое и настоящее собственными домыслами

Б) точно описывая развитие событий


  1. какое древнерусское произведение использовал А.С. Пушкин при создании «Песнь о вещем Олеге»?

……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………


^ Сказание о Кожемяке из «Повести временных лет»


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 – А5, В1 – В4, С1.


В лето 992 года. Князь Владимир только возвратился с войны, кА напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на ту.

И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я – своего, путь борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года.»

^ И разошлись. Владимир , вернувшись в своей стан, послал глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось.

На следующее утро приехали печенеги и привезли своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по своему войску.


А 1. определите жанр произведения, из которого взят фрагмент

1) притча 2) быль 3) летопись 4) рассказ


А2. какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование 2) завершает повествование

3) является кульминацией сюжета 4) является эпилогом


А3. главной идеей данного фрагмента является:

  1. трудная жизнь Владимира

  2. поиск князем Владимиром воина, который бросит вызов самому сильному печенегу

  3. бесстрашие князя Владимира 4) трусость печенегов


А4. какое чувство овладело князем Владимиром, когда он увидел, что в русском войске не оказалось воина, способного бросит вызов самому сильному печенегу?

1) скорбь 2) радость 3) печаль 4) разочарование


А5. с какой целью автор начинает свое повествование таким образом: «Князь Владимир только возвратился с войны …»?

  1. показывает слабость русского войска

  2. объясняет, что Русь только что воевала и русскому войску необходим отдых

  3. характеризует героя

  4. подчеркивает радость князя, привыкшего воевать


В1. укажите лексическое средство, с помощью которого автор объясняет событие, называет предмет далекого прошлого ( «свой стан», «муж», «стал тужить», «бросить твоего оземь»)

Ответ: ………………………………………………………………………….


В2. назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий ( «Князь Владимир только возвратился с войны …», «Выступил Владимир против них …», «Владимир, вернувшись в своей стан, послал глашатаев …»)

Ответ: ………………………………………………………………………….


В3. из первого абзаца выпишите предложение, которое является основной приметой летописного повествования.

Ответ: ……………………………………………………………………………


В4. в абзаце, начинающемся со слов: «И подъехал князь …», найдите слова, которые объясняют, что произойдет с русской землей, если самый сильный печенег победит русского воина.

Ответ: ……………………………………………………………………………..


С1. как в отрывке описано нежелание князя Владимира воевать с печенегами?

……………………………. 4-6 предложений …………………………………..

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….


^ Внеклассное чтение.

Литературная игра по теме «Древняя Русь».


Цели: закрепить знания по литературе и истории Древней Руси, вызвать интерес к изучению древнерусской литературы.


Методические приемы: игра - конкурс


Ход игры

( участники делятся на две команды)

  1. ^ Вступительное слово учителя

Сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепиться ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда – то митрополит Илларион: « не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе каждый раз, когда открываем литературу Древней Руси.


  1. Первый тур

  • кого в Древней Руси называли оратаем? ( пахаря)

  • комната монаха в монастыре? ( келья)

  • первая книга христианского мира? (евангелие)

  • бог грома и молнии у древних славян? (Перун)

  • старинная рукопись, документ? ( хартия, свиток)

  • торжественное обещание, обязательство в Древней Руси? (обет)

  • боевой топорик с длинной рукоятью? ( секира)

  • произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях (былина)

  • похоронный обряд у древних славян? ( тризна)

  • чей щит прибит «на вратах Царьграда»? ( Вещего Олега)




  1. Второй тур

  1. назовите известные вам жанры древнерусской литературы? ( летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повести)

  2. что говорится о пользе книг в «Повести временных лет?

  3. в древнерусской литературе так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: « Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на Деревскую землю …» В чем заключалась эта хитрость?

  4. как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за смерть своего мужа Игоря?



4. Третий тур

( командам предлагаются тесты на тему «Устаревшая и малоупотребительная лексика»)

Тест для первой команды

  1. агнец – это ………….

А) ангел Б) ягненок В) огонь

2. где вам могли встретиться буки?

А) в лесу Б) в книге В) на картине

3. покажите длань

4. духовник – это ……………..

А) играет на духовных инструментах

Б) создает духи В) совершает духовные обряды

5. басурман – это …………………..

А) национальность Б) воинское звание В) вероисповедание

6. клобук носят:

А) на голове Б) на шее В) в кармане


Тест для второй команды

  1. алкать – это …………..

А) кричать Б) жаждать В) бежать

2. пращур – это ……………….

А) динозавр Б) отец прапрадеда В) название болезни

3. забрало – это ………………….

А) меч Б) городская стена, ее верхняя часть, ограда В) кольчуга

4. лепота – это ……………………

А) лепные узоры Б) настой липы В) красота

5. покажите свою десницу

6. что необходимо, чтобы стать толмачом?

А) хорошо рисовать Б) быстро бегать В) знать языки


Справка


Буки – название буквы Б в церковнославянской азбуке

Длань – рука, ладонь

Духовник – священник, принимающий исповедь

Басурман – иноверец, не христианин

Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом

Алкать – жаждать, сильно хотеть

Пращур – предок, отец прадеда, прабабка

Забрало – городская стена, ее верхняя часть

Лепота – красота, приличие

Десница – правая рука

Толмач – переводчик


  1. игра со зрителями

Пока команды решают тесты, со зрителями проводится конкурс «Спешите видеть»





- что вы можете сказать о картине Сурикова «Боярыня Морозова»?

( на картине изображен момент, когда Морозову везут в заточение. Это произошло в 1671 году, боярыня уже три дня под стражей в своем московском доме, теперь ей возложили цепь на шею, посадили на дровни и повезли в заточение).





- кто это?

( Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени …)



  1. четвертый тур

Вопросы первой команде

  1. где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого?

  2. автор Летописного свода «Повесть …..»?

  3. основатели славянского письма?

  4. назовите дату празднования славянской письменности.

  5. год принятия христианства на Руси.

  6. имя Сергия Радонежского в мирской жизни?

  7. в каком городе древней Руси была устроена первая библиотека?

  8. что являлось центром образованности в Древней Руси?


Вопросы второй команде

  1. основатель города Киева?

  2. как погиб Олег Вещий?

  3. автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах?

  4. имя первого князя на Руси?

  5. имена первых святых на Руси?

  6. кто такой Боян?

  7. бог ветра в Древней Руси?

  8. волхвы – это ……………..




  1. итог урока

Благодарю вас за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах. Мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.