uzluga.ru
добавить свой файл

Цели:

  • Вызвать негативное отношение к курению;

  • Познакомить с историей распространения табакокурения в Европе и России.

  • помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека;

  • познакомить с социальными и правовыми аспектами курения;

  • объединить ребят в коллективном творческом труде;

  • разработать программу профилактики курения среди несовершеннолетних.

  • Развивать умение противостоять давлению среды к приобщению курению.

  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Задачи:

* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

* На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;

* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

К концу занятия учащиеся должны:

* Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом (экономические, социальные стороны);

* Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна;

* Знать, как можно отказаться от вредных привычек, какая система помощи существует;

* Уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени.

* Ответить на вопрос: Курение – это вред или польза?

Эпиграф: (Слайд 2)

«Курильщик впускает в свои уста врага,

который похищает мозг»

(английская народная поговорка)

«От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой»

И.Гете.

«Табак … неизбежно ослабляет энергию»

Оноре де Бальзак.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. (сообщение темы и целей занятия)

Вступительное слово учителя.

Ребята, тема наше занятие выбрана не случайно. Все вы хорошо знаете, что 20 ноября был объявлен днём отказа от курению. Поэтому сегодняшнее занятие будет посвящено этой серьёзной проблеме. Проблеме всего человечества.

Итак, тема нашего занятия звучит так: Курение –за или против?

В ходе занятия мы должны будем разобраться, что немеет курение нашему здоровью, пользу или вред. В конце дадим чёткий ответ на поставленный вопрос.


Основными целями нашего урока являются:


  • Вызвать негативное отношение к курению;

  • Познакомить с историей распространения табакокурения в Европе и России.

  • помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека;

  • познакомить с социальными и правовыми аспектами курения;

  • объединить ребят в коллективном творческом труде;

  • разработать программу профилактики курения среди несовершеннолетних.

  • Развивать умение противостоять давлению среды к приобщению курению.

  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.




  1. Из истории.

Табак – растение из семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин. (слайд 4)

Родиной табака является Америка. ( слайд 5) Открывателем этого растения является Колумб. Именно он привёз его в Европу. До этого времени, а именно до конца 15 века это растение не было ни кому известным, кроме коренных жителей американского континента. С 1492 года начинается распространение табака по Европе.

  • Табак – от слово «tobaco» - название скрученных листьев у коренных аборигенов Америки для ритуального курения.

Вот так, например, распространился табак во Франции. Посол Франции Жан Нико отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, которую мучили приступы мигрени, представив его как хорошее средство от этого недуга. Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. С тех пор табак не только курили. Нюхали, но и применяли как лекарственное средство. В честь Жана Нико был назван один из элементов табака – Никотин.

К концу 16 века табак распространился почти по всей Европе.

В Россию табак завезли англичане в 1585 году. В первое время курение и нюхание табака жестоко наказывалось: били плетьми, ссылали в Сибирь, дело доходило вплоть до телесных повреждений: отрезали уши, нос.

После прихода к престолу царя Петра 1, запрет на курение табака был снят, курение приветствовалось при дворе царя. Пётр 1 считается в истории заядлым курильщиком.

До сих пор курение широко распространено во всём мире. Наша страна тому не исключение.


3.Проблемы, связанные с курением.

Задание по группам: курение влёчёт за собой ряд проблем.

Подумайте и ответьте, какие проблему могут возникнуть у курящего несовершеннолетнего в настоящем и будущем времени.

Первая группа: в настоящее время.


Вторая группа: в будущем.

Ребята, посмотрите сколько лишних проблем у курящих людей. Задумайтесь: стоит ли начинать курить?

Слайд 8.


  1. Медицинский аспект.

. Лекция. Показ презентации.
Вы только, что высказали свое мнение по отношению к курению, а сейчас давайте посмотрим и сравним, насколько совпадают ваши представления и мнения с достоверными фактами и исследованиями ученых. Ваша задача во время лекции и просмотра презентации зафиксировать, что совпадает с вашими высказываниями, а в чем вы ошибались.
Америка подарила европейцам два растения: картофель и табак. Слайд №2
Картофель стал «вторым хлебом» и не раз спасал народы от голода, табак же принес с собой болезни и смерть. Картофель русские люди сначала не приняли и отвергали (вспомните «картофельные бунты»), а табаку отводили в своих садах и огородах самые лучшие участки. Правда, признание получил табак, сначала как цветы, а позже, как лекарство.
 В 1604 г вышел первый труд «О вреде табака» принадлежащий Якову I Стюарту, королю Англии, ярому противнику курения. Он писал, что это «…привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…».
Сейчас учеными установлено Слайд №3 , что сигаретный дым поражает большинство органов человеческого тела, Слайд № 4 в его состав входят до 6000 самых различных веществ, из них 200 относятся к наиболее опасным, а 30 - натуральные яды. Наиболее токсичные для человека вещества приведены на слайде. Главный компонент табачного дыма – никотин, ради которого человек тянется к сигарете. Никотин – сильнейший яд.
Первой мишенью табачного дыма являются рот, носоглотка и пищевод. Слайд №11. Разрушается зубная эмаль, так как на зубах откладываются смола и сажа, вследствие чего эмаль приобретает желтый цвет, позже черный, полость рта издает неприятный специфический запах. Аммиак и кислоты растворяются в слизистых оболочках рта, носа и голосовых связок, раздражая их. В результате они воспаляются, а голос теряет звучность и чистоту, становится хриплым. Особенно это заметно у женщин.
У длительно курящих людей может развиться рак пищевода, гортани и ротовой полости ему удалили половину шейных мышц и лимфатических узлов и половину языка.
Вторая мишень: легкие. Слайд № 12, Слайд 13
Когда дым достигает легких, он осаждается в виде смол. У длительно курящих людей в легких накапливается более килограмма канцерогенов и 6 кг сажи, что приводит к бронхиальной астме, хроническим бронхитам, или к так называемому «кашлю курильщика. Эти вещества вызывают рак легкого. От рака легкого умирает в мире больше людей, чем от какого-либо другого вида рака. Доказано, что из всех заболевших – 90% курильщики. Риск рака легкого тем выше, чем больше сигарет выкуривают за день.

Третья мишень: курящая беременная женщина. Слайд №14.
Огромный вред наносит курение во время беременности и вскармливания грудью. У курящих женщин чаще возникают преждевременные роды и большой процент мертворожденных детей. Злостные курильщицы вообще теряют способность к деторождению. Ученые установили: стоит беременной закурить, как через несколько минут никотин поступает через плаценту в сердце и мозг еще не родившегося ребенка. Происходит пассивное привыкание к никотину, поэтому у курящих матерей 100% детей курят Дети часто рождаются с дефектами..
Четвертая мишень: сердце, сосуды, головной мозг. Слайд №15, 16
Попадая в кровь, ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, разносятся по тканям за 21-23 секунды, то есть почти мгновенно отравляют весь организм. После выкуривания 2-3 сигарет кровеносные сосуды приходят в состояние спазма, который сохраняется 20-30 минут. В результате нарушается нормальное питание многих тканей организма. При курении артерии теряют свою эластичность, становятся ломкими, хрупкими. Спазмы сосудов сердца - наиболее частое осложнение при курении, что приводит к ишемической болезни сердца, стенокардии, инфаркту миокарда. Нарушения мозгового кровообращения приводит к гипертонии и инсульту. Нарушение кровообращения ног может привести к гангрене и нередко требует их ампутации.
Слайд №13 Под влиянием постоянного поступления в организм ядов, происходят неблагоприятные изменения всех органов чувств. Ухудшается слух, глаза слезятся, краснеют, иногда возникает полная потеря зрения («табачная слепота»). Все это может повлиять на профессиональную трудоспособность, например, профессию музыканта или шофера.
У школьников нарушение кровообращения проявляется в нарушении памяти, снижения внимания, возникают частые головные боли, головокружения, бессонница.

Пятая мишень: пищеварительная и выделительная система.
У курильщиков болезнь язвы желудка возникает 69%. Далее может развиться рак желудка.
Шестая мишень: нарушение обмена веществ.
Многие курящие имеют пониженный вес, не смотря на полноценное питание, или от потери аппетита. У других, наоборот, из-за нарушения углеводного и жирового обмена развивается сахарный диабет и ожирение.
Седьмая мишень: нарушение минерального состава организма.
Тяжелые металлы, находящиеся в сигаретном дыме, вытесняют из костей кальций, в результате чего происходит снижение плотности костей. Этот процесс в итоге приводит к образованию радикулитов, остеохондрозов, и переломам костей.
Восьмая мишень: кожа.
Табачный дым разрушает основной компонент кожи – коллаген. В результате чего она теряет свою эластичность, появляются ранние морщинки, изменяется цвет лица, появляется желтизна и серость. Интенсивность старения зависит от количества выкуренных сигарет.


4. Правовые аспекты, связанные с курением.

Статья 18.1 Кодекса об административной ответственности – курение табака в общественных местах влечёт за собой предупреждение или штраф в размере от 1/10 до 1/3 минимального размера оплаты труда.

- Перечислите общественные места. Для чего была принята эта статья?


(потому что не только неприятно, но и вредно курить в местах, где большое скопление людей. Яд от курения вреден не только для себя, но и для окружающих.

Люди, которые сами не курят, но находятся в помещении где курят, называются пассивными курильщиками. Ведь только 20 процентов табачного дыма попадает в организм, 5 остаётся в окурке, 25 сгорает и расщепляется, 50 уходит в атмосферу.)


Статья 18.2 Кодекса об административной ответственности гласит:

«Продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет влечёт за собой предупреждение или штраф от 1/10 до 1минимального размера труда».

- Для чего была принята эта статья?

(Чтобы ограничить доступ детей и подростков к покупке табачных изделий)


5.Социальные. ( проблемы во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками, проблемы в школе).

^ Можно выделить и материальные проблемы: не хватка денег на покупку сигарет, лишние расходы.

6. Причины курения.

Ребята, мы с вами много говорили о вреде, о последствиях курения. Давайте поговорим о том, какие причины заставляют людей пристраститься к курению?

Работа в группах: запишите причины курения несовершеннолетними.

Слайд: 19, 20.

7. Работа по ситуациям.


  • В одной песне Земфиры поётся: «Курить - значит буду жить». Так ли уж верно это утверждение?

  • «Дым сигарет с ментолом» - некоторые люди считают , что курить «лёгкие» сигареты безопасно. Согласны ли вы сними?




  • Многие современные девушки считают, что курить это модно, с сигаретой девушка выглядит более эффектно. Как вы считаете, правы ли они?

  • Гёте утверждал: «Табак – забава для дураков».

Согласны ли вы с высказыванием?

  • Даша за компанию покурила со своими подругами. На второе предложение она вежливо отказала. Подруги начали запугивать Дашу, что если она не будит курить, то они всё расскажут родителям. Как поступить девочки в такой ситуации?

  • -Не кури! – говорят подростку.

  • А почему взрослые курят? Им можно? Курение не вредно для взрослого?- возразил он.

Подумайте и ответьте.

Слайд 21,22, 23, 24.


8. ^ КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЮ ЗАКУРИТЬ?

Я шёл домой со спортзанятий.

Меня окликнул мой приятель.

Он сигаретою дымил,

И закурить мне предложил.

Но ведь куренье – это вред!

И я скал: «Спасибо, нет.

Дышать мне надо кислородом,

Зачем травиться углеродом?».


- Как ,по-вашему мнению, обиделся ли приятель на такой отказ?

Смогли бы вы так же убедительно отказаться, чётко объяснить причину отказа?

Ролевая игра.

4 человека (по 2 из каждой команды).

Дима и Серёжа договорились вместе идти на дискотеку. Придя туда, они увидели своих одноклассников и подошли к ним. Ребята закурили и предложили мальчикам. Дима закурил, а Серёжа не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты и противостоять толпе?

^ Вывод: нужно чётко и уверенно произнести свой отказ, а не искать каких-либо оправданий.

9. Работа с пословицами.

- Существует очень много пословиц и поговорок о здоровом образе жизни. Вот например Слайд 27.

Задание: подумайте и сочините свои поговорки, кричалки, высказывания. В которых бы говорилось о вреде курения.

^ 10. Поиск решений.

Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?

У нас в стране принимается комплекс мер по профилактики курени. Взять тот же закон о запрете курения в общественных местах, продажа сигарет лицам не достигшим 18.

Попробуем с вами составить свой план профилактики курения среди несовершеннолетних.

( больше говорить о вреде сигарет, о последствиях. Запретить рекламу сигарет. Применять антирекламу.

В Западных странах уже давно начали применять так называемую антирекламу курению. У нас в России так же стали применять этот метод борьбы с вредными привычками. (по телевизору антиреклама алкоголя Береги себя)

Слайды 30-35.

11. Подведение итогов.

- вот и подошло к концу наше занятие.

-Понравилось ли вам?

-Что именно вас привлекло?

Остался последний момент:

Ответить на вопрос: Курение – это вред или польза?

Хочется закончить занятие русской народной пословицей: ^ «ЧЕЛОВЕК – КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ».

ОН МОЖЕТ САМ СДЕЛАТЬ СВОЙ ВЫБОР.

( русская народная пословица).

Я думаю, что вы сделаете правильный выбор.

Несколько советов:

-Сумей сказать сигарете нет в любой момент.

- Жизнь прекрасна, она у тебя одна!!! Береги её.

- Займись спортом.


МОУ «СОШ с. Николаевка Ивантеевского района Саратовской области».


Внеклассное мероприятие на тему:

«Курение – за или против?».


Подготовила и провела:

Социальный педагог

Ефанова О.А.


2009 г.