uzluga.ru
добавить свой файл

Консультация логопеда.

Если ребёнок говорит неправильно…

Вначале это обычно не беспокоит родителей. Их даже умиляет детский лепет, и   они сами повторяют смешные ребячьи словечки. Время идет, речь у одних постепенно исправляется, а у других, к сожалению нет. И то, что раньше казалось милым, забавным, теперь становится неприятным для постороннего слуха, а главное, вредным для самого ребенка. Ведь недостатки речи задерживают умственное развитие (речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление), оказывают отрицательное влияние на развитие психики. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Поэтому прислушивайтесь, как говорит ваш малыш, и помогите ему исправить речь.

Как это сделать? С чего начать? Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие ( ш щ ж ч ), свистящие ( с з ц ), сопорные (р л).

^ Какие варианты неправильного звука надо уловить? Их может быть четыре.

Совсем не произносится какой - либо звук. Вместо шапка говорит "апка" или " каандаш" вместо карандаш.

Заменяется один звук другим : "сапка "вместо шапка или "каландаш" вместо карандаш. Искажается звук. В этом случае нужный звук заменяется другим, несуществующим в русском языке, например,  произносится звук (с) с высунутым между зубами кончиком языка.

Пользуется звуком неустойчиво: в одних словах произносит правильно (огурец, в других же - неправильно ("сыплята", яйцо) или изолированно ( может произнести звук, а в словах и самостоятельной речи не использует).

Опыт показывает, что чаще всего причина - нарушение движений органов речи (языка, губ и слухового восприятия). Вот почему необходимо обязательно выяснить, подвижны ли язык и губы. Для этого рекомендуются следующие упражнения, цель которых активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими.

^ 1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать от одного угла рта к другому.

З. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова по нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной стороны).

Если ребенок затрудняется самостоятельно выполнять эти упражнения, нужно помочь ему: чистым бинтом взяться за кончик языка и передвигать его в нужном направлении. Впоследствии малыш сам будет помогать себе.

4. Полезно и упражнение " языки лопаточкой "(широкий, ненапряженный язык).

5. Научите ребенка высовывать напряженно острый кончик языка.

6. Для губ: беззвучное произношение звуков и - у - и - у(улыбка - трубочка).

Упражнения проделываются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать себя. Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание и контроль за собственной речью.

Для развития слухового внимания предлагаем следующие игры:

1.      "Узнан предмет по звуку". Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (погремушку, флейту, барабан, дудку). Познакомьте ребенка со звуком каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и угадать, на какой вы только что поиграли.

^ 2.      Отгадать, по какому предмету постучали палочкой(стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).

'     3. "Внимательный ли ты?" По вашему поручению ребенок запоминает какой-нибудь звук, который неправильно произносит, например {р}. Вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его (рак,  рыба, стол, корытоголова). Малыш должен поднять руку, когда услышит слово со звуком {р}.

4.      "Определив каком месте находится данный звук в слове" (в начале, в середине, в конце).

5.      "Игра с картинками" Подбери те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

^ 6.      " Назови слова сам".  Это упражнение одно из завершающих, связанны со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком, который может быть в начале, в середине, в конце.

Доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей: он постепенно осознает ее, различает и затем подражает. Поэтому для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел выделять звуки речи.

Нужно ли обращать внимание на дефекты речи? Несомненно. С пяти лет ребенок сам осознает свой недостаток и переживает его болезненно, замыкается, становится молчаливым. И если не придавать этому значения, могут усилиться нервно - психические нарушения.

Указывать ребенку на ошибки надо тактично, деликатно. Необходимо вовремя обратить внимание на нарушения речи и заняться их ликвидацией, всегда помнить, что своевременное и правильное развитие речи - основа умственного развития, без которого невозможна, интересная, полноценная жизнь.