uzluga.ru
добавить свой файл
1

Ягафарова М.Г учитель истории


План – конспект урока по истории России № 1

Класс: 7

Тема урока: «Смута»

Автор учебника: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец ХVI- XVIII век»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: изучить эпоху смутного времени

Задачи урока:

  • Обучающая: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты;

  • Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.

  • Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны; продолжать способствованию патриотическому воспитанию.

Основные понятия: Смута, Смутное время, «Семибоярщина», Первое ополчение, Второе ополчение.

Даты:

  • октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву

  • 20 июня 1605 г. – вступление Лжедмитрия I в Москву

  • 1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I

  • 17 мая 1606 г. – восстание в Москве

  • 1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова

  • весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву

  • 1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой

  • 1610 г. – «Семибоярщина»

  • 1611 г. - создано Первое ополчение

  • март 1612 г. - создано Второе ополчение

  • лето-осень 1612 г.- осада Москвы

Оборудование урока:

  • Учебник (стр.12 – 32 );

  • историческая карта «Смутное время в России начала ХVII в.»; карта в учебнике на стр.25.

  • раздаточный материал (таблица, исторический документ).

Ход урока:

^ Этапы

урока

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

I этап

Организационный

1 мин.


^ II этап

Проверка домашнего задания.

4 мин.


III этап


Изучение нового материала

30 мин.


IV этап

Закрепление изученной темы

5 мин.


V этап

Домашнее задание.

5 мин.

Приветствие


Урок начинается с проверки домашнего задания. Детям было дано хронологическое задание, найти значения выражения.

(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = ?


По вашему мнению, каковы итоги правление Ивана IV?

Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

План на сегодняшний урок:

  1. Причины Смуты;

  2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.);

  3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.); Восстание И.И. Болотникова;

  4. III этап Смуты (1608 – 1610 гг.);

  5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.

Тема сегодняшнего урока « Смута».

Смута, Смутное время, лихолетье – так называют начало ХVII века в России. Никогда еще на Руси не было подобных событий. В чем же причины Смуты?

Используя текст учебника (стр. 12) выделите причины, которые привели к Смуте.


Иван Грозный оставил после своей смерти довольно сложную ситуацию в стране: упадок хозяйства, запустение многих земель, постоянные побеги крестьян, поэтому Фёдор Иванович встал перед необходимостью исправления положения и дальнейшего укрепления государства. Личные качества (причём положительные) качества царя Фёдора не способствовали его активному участию в государственных делах, чем объясняется борьба между боярскими группировками Шуйских, Бельских, Годунова после смерти Грозного. Главным инициатором и крупнейшим политиком стал брат жены Фёдора - царский шурин Борис Годунов. Кратко о его политики: 1)дальнейшие акты, прикреплявшие крестьян к земле («урочные лета», «заповедные годы» и подтверждение отмены Юрьева дня); 2) «посадское строение» (которым он подтвердил необходимость возврата беглых посадских, а промысловых крестьян приписал к посаду); 3) меры в отношении церковного землевладения и налоговую льготу духовенству.

Нужно заметить, что все эти меры были направлены в первую очередь, на поддержку помещичьего сословия – его льгот, землевладения. Почему это было необходимо?


Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России. Последствие смутного времени были очень печальны: территориальные потери, глубокий хозяйственный упадок. Только лишь по прошествии долгих лет Россия смогла вернуть себе былое величие.


2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)

Все события Смутного времени можно разделить на 5 этапов, но самыми основными являются первые 3.

Итак, I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)

После смерти сына Ивана Грозного пошли слухи о том, что его сын жив. Этим воспользовался

самозванец Григорий Отрепьев больше известный в истории как Лжедмитрий I.

Вскоре, Лжедмитрий был провозглашен царем. Итак, дайте характеристику внутренней политики Лжедмитрия I. И ответьте на вопрос, каковы были причины свержения его с престола? (используя текст учебника на стр. 13- 14)


19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Работа с документом: “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год). (см. Приложение 1)

Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским


Последовавшие события способствовали тому, что эта возможность была упущена.

3.II этап Смуты (1606 – 1607 гг.); восстание Ив. Болотникова

Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 25)

Вопросы к карте:

  1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?

  2. Назовите города, которые были заняты восставшими.

В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

  1. Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания.

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

  1. Покажите, где закончилось восстание Болотникова.

4 .III этап Смуты (1608-1610 гг.)

На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Используя текст учебника (стр. 19 - 20)


17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.


5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.

Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.

Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1)назовите исторические личности, характеризующие Смутное время;


2)перечислите причины Смутного времени;


3)почему этот период называется Смутой?


Детям даётся индивидуально в распечатанном виде таблица на заполнение «смута начала ХVII века в Российском государстве» (см. Приложение 2) по § 2,3.

Индивидуальное дополнительное задание для 2х учеников. Найти биографию Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского.

Приветствие


(1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

1572 г. – дата отмены опричнины.


Прекратилась династия Рюкировичей


Запись в тетрадь темы урока.


1.Причины смутного времени:

  1. Династическая причина: прервался род Рюриковичей. Ожесточённая борьба за власть, отсутствие претендента с правами на престол.

  2. Экономическая: последствия Ливонской войны, голодные годы 1601-1603.

  3. Социальная: многочисленные мятежи и восстания.



Это было необходимо, так как именно это сословие было опорой государства как в экономическом, так и в военном отношении.


Запись в тетрадь.

I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)


На первых порах самозванец возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Борисе Годунове. Филарет Романов был возведен в сан митрополита ростовского. Пытался заигрывать с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с побороми и взятками. Но он забыл самое главное обещание – дать полную свободу крестьянам.

Москвичи наблюдали за поведением молодого царя, не считавшегося с русскими обычаями и традициями: носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывался и не спал. Вдобавок он женился на дочери польского воеводы Марине Мнишек, на которую съехалось около тысячи поляков. Бракосочетание проходило с нарушениями принятых на Руси православных обычаев. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя очень вызывающе.


Историческое значение присяги В.Шуйского состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России.


Запись в тетрадь:

II этап Смуты (1606 – 1607 гг.)

1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова


лето 1606 г., г. Путивль


Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна.


г.Калуга


16 октября 1607 г. в Туле.


1.заключение русско- шведского союза( так как Речь Посполитая и Швеция находились в состояние войны);

2.В сентябре 1609 года Речь Посполитая объявила войну России.

Запись в тетрадь: 17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.


1611 г. - создано Первое ополчение;

Март, 1612 г. - создано Второе ополчение.


Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйских, Прокопий Ляпунов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Болотников, Иван Сусанин, Сигизмунд III, Иван Заруцкий, Трубецкой.

Династическая причина; экономическая; последствия Ливонской войны; разруха, голод, неурожай; социальные- многочисленные мятежи и бунты.


Смутное время- обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, польско – шведской интервенцией, тяжёлым политическим, экономическим, социальным кризисом.


Дети записывают задания в дневник.



^ План – конспект урока по истории России № 2

Класс: 7

Тема урока: «Смута»

Автор учебника: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец ХVI- XVIII век»

^ Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока: изучить эпоху смутного времени

Задачи урока:

  • Обучающая: Дать оценку действиям Лжедмитрия II и осветить ход борьбы с польскими интервентами; Определить последствия Смуты.

  • Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.

  • Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны; продолжать способствованию патриотическому воспитанию.

Основные понятия: интервенция, День народного Единства, Земский Собор.

Даты:

  • 1611 г. - создано Первое ополчение;

  • март 1612 г. - создано Второе ополчение;

  • лето-осень 1612 г.- осада Москвы;

  • 1613 – избрание Михаила Романова царем на Земском соборе.


Оборудование урока:

  • Учебник (стр.24– 32 );

  • историческая карта «Смутное время в России начала ХVII в.»; карта в учебнике на стр. 25.

  • раздаточный материал (таблица «смута начала XVII века в Российском государстве», иллюстрация памятника Минину и Пожарскому)

^ Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

I этап

Организационный

1 мин.


^ II этап

Проверка домашнего задания.

9 мин.


III этап

Изучение нового материала


IV этап

Заключительная часть.

Рефлексия

Закрепление изученного материала

13 мин.


V этап

Домашнее задание.

2 мин.

Приветствие


Урок начинается с проверки домашнего задания. Детям было каждому дана таблица на заполнение (см. Приложение 2). Проверка проходит в форме Фронтального опроса.

Двум ученикам на выбор была дана индивидуальная работа найти биографию К.Минина и Дм. Пожарского.


Продолжение темы «Смута».

Подробно будет рассматриваться Первое и Второе ополчение, которое освободило Москву от польских интервентов. Так же ра причины возникновения праздника День Народного Единства. В конце урока контроль по изученной теме.

В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского. Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г.

Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды.

В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит.

Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.

Используя текст на стр.26- 28, сравнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву?

(см. Приложение 3)

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных днях России)". Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение Государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).

К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября - День народного единства - стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского - объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в начале XVII века. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в том числе Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611.

В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса. Показ иллюстрации памятника Минину и Пожарскому (см. Приложение 4).

Ответьте, в чём значение этого праздника? Как вы думаете, почему именно Минину и Пожарскому установили памятник в Москве?


Сейчас выявление итогов Смуты.

1)в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.

2)в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.

3)в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.


Задания для самостоятельной работы.

1.Задание по карте “Четвертый лишний”. Найти лишнее и свой ответ объяснить.
Ярославль, Тула, Путивль, Калуга. ( Тула)

2.Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим?

3.Когда и почему гражданская война перерастает в национально- освободительную? ( после второго ополчения)

4. Напишите, что предполагал Указ об «урочных летах» (устанавливал 5- летний срок сыска)

5.Кого в период смутного времени называли «Тушинским вором» ? ( Лжедмитрий II)

6. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители…( Ополчения, освободившего Москву от интервентов)

7. Кого на русский престол пригласило боярское правительство ?

8.Расположите правильную последовательность:

А) Василий Шуйский
Б) «Семибоярщина»
В) Борис Годунов;
Г) Лжедмитрий I;
Д) Фёдор Иванович;
Е) Михаил Романов

9. Характерная черта смутного времени. (самозванство)

10. Охарактеризуйте правление Василия Шуйского.

Разбалловка:

  • Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

  • Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

  • Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.


Прочитать § 2 -4, документ на стр.31 и ответить на вопрос какова была главная особенность Земского Собора 1613 года.


Приветствие


Ученики отвечают и выступают.


Запись в тетрадь.


Дети делают сравнительную таблицу.

Несколько учеников отвечают.


Именно они отстояли суверенитет страны; смогли сплотить русский народ и прогнать поляков. Учёт важности памятника для русской истории, гордость. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.


Получают карточки с заданиями для самостоятельной работы.




Приложение 1


«Отрывок из Крестоцеловальной записи царя

^ Василия Шуйского (1606 года)»

   «Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»


Приложение 2


«Смута начала XVII века в Российском государстве»

Даты

События

Значение

1601 -1603

Беспрецедентный голод.

( обострение политического и социального кризиса)

16.10.1604

(Отряд Лжедмитрия вступает на территорию России)

К Лжедмитрию примыкают разоренные дворяне и казаки

17. 05.1606

(Восстание в Москве)


Лжедмитрий убит, престол занимает Василий Шуйский

(Июль 1606)

Начало похода повстанческих войск Ивана Болотникова на Москву

Социальные проблемы не были решены, поэтому новое повстанческое движение быстро окрепело.

(10.10)

Разгром войск Болотникова в Туле

Остатки разбитых войск примык к Лжедмитрию II

17.07.1610

(Переворот в Москве: свергнут Шуйский, к власти приходит « Семибоярщина» во главе с князем Мстиславским)

В условиях острой неприятельской угрозы Россия фактически остается без правительства

Декабрь 1610 –февраль 1611

Формирование в Рязани первого ополчения

(Происходит самоорганизация российского общества в деле борьбы с захватчиками)



* жирным шрифтом обозначен текст, которые дети должны заполнять самостоятельно.


Приложение 3


«Первое и Второе Народные Ополчения в годы Смутного времени»

Линия

сравнения



Первое Ополчение



Второе Ополчение

1.Причины

создания

Противостояние польским захватчикам

Освобождение Нижнего Новгорода

2.Центр движения

Москва

Нижний Новгород

3.Руководители

Прокопий Ляпунов

Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский

4.Итоги деятельности

Неудавшее освобождение

Обучение воинов, полностью освобождение страны



Приложение 4


«Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве»