uzluga.ru
добавить свой файл
1

Классный час – размышление

«Поговорим об ответственности»( кл.рук. Дрындина Ирина Васильевна)

Цели: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; со­действовать формированию у детей уме­ний анализировать свои поступки и чер­ты характера, прогнозировать последст­вия своих действий; убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

Участники: учащиеся 8а класса

На доске вопросы:

1. Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?

2. Какие поступки можно считать не­поправимыми, а последствия, каких дейст­вий можно исправить?

З. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?

4. Какие черты характера приводят к неправильным поступком?

5. Можно ли уважать человека, сделав­шего в жизни ошибку?

Ход проведения:

1. Классный руководитель предлагает учащимся вместе поразмышлять об ответ­ственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов, которые были предложены для обсуждения учащимся входе подготовки классного часа.

2. Учащиеся отвечают на первый вопрос. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуа­ции, в которых это чувство проявляется.

Классный руководитель, подводя итог размышлений детей над первым вопросом, обращает внимание на то, что жизнь че­ловека состоит из больших и малых собы­тий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу (например, трагедия в Беслане), другие проходят почти бесследно. Он спрашивает, какие поступки, по мнению учащихся, следует отнести к непоправимым, а последствия каких действий можно исправить.

3. Учащиеся вы­сказывают свое мнение, а педагог записы­вает на доске в две колонки (непоправи­мые и поправимые житейские поступки) называемые учащимися поступки. К непо­правимым поступкам ученики относят та­кие, как убийство, казнь, предательство, неверное лечение и др. Поправимыми они называют множество житейских поступ­ков, к которым относят опоздание, ша­лость, порчу вещи, потерю чего-то и др.

Классный руководитель обращает вни­мание на то, что большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Педагог замечает, что практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспо­минать и говорить о нем неприятно. По­чему же на вопрос можно ответить легко, а за проступок - трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответст­венность? Чего он боится?

4.Учащиеся говорят о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося. Вспо­минают, что все страдания и приключе­ния Оли и Яло в «Королевстве кривых зеркал» произошли из-за разбитой банки варенья.

Завершая обсуждение третьего вопро­са, классный руководитель делает акцент на то, что эти неприятные последствия можно было предвидеть, и просит ребят перечислить те черты харак­тера, которые, по их мнению, приводят к непоправимым поступкам.

5. Учащиеся называют излишнюю до­верчивость, подтверждая свое суждение чтением по ролям басни И.А.Крылова «Во­рона и лисица»; легкомыслие, называя для примера сказку о Царевне-Лягушке.

Затем учитель предлагает ребятам задание, выпол­нение которого предполагает коллектив­ное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов:

1. Какая черта характера премудрого пескаря, героя сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной однооб­разной жизнью? (Ответ: трусость.)

2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Ответ: из-за непослушания.)

3. Что заставило царя в сказке «Конек­ - горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Ответ: зависть красоте и молодости Ивана.)

4. Какая черта характера девочки при­вела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка»? (Ответ: болтли­вость.)

5. Что погубило раджу, героя мульт­фильма «Золотая антилопа»? (Ответ: жадность, жажда наживы.)

6.. На этом этапе классного часа про­исходит обсуждение пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Учитель предлагает учащимся ответить на три вопроса:

1. Как вы понимаете эту пословицу?

2. Возможно ли избежать ошибок в жизни?

3. Что хуже: безделье или ошибка?

Далее дети высказывают свое мнение о том, что совер­шившего ошибку человека можно не толь­ко осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Например, Буратино, кото­рый по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его под­толкнула к неверным действиям не жад­ность, а желание купить папе Карло но­вую куртку.

В заключение классный руководитель задает учащимся вопрос: «Достоин ли ува­жения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?» Школьники приходят к выво­ду, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.


^ Кл. рук. Дрындина И.В.

Кроме этого- обсуждение памятки Правила выхода из конфликтных ситуаций и Учимся жить без конфликтов ,которые вклеены в дневник заранее, чтобы детям можно было подготовиться к разговору.

  • 1.Правила выхода из конфликтных ситуаций:

  • Говори только о своих чувствах, а не о промахах других.

  • «Уход от проблемы». Если ты понимаешь: что бы ты ни сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь, кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.

  • Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого-то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.

  • Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», «Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»

  • Переговоры: «Давай обсудим ситуацию».

  • Иногда решить конфликтную ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию

Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в этом»

2.Учимся жить без конфликтов.

  • Не говори сразу с взвинченным, возбужденным человеком.

  • Если Вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

  • Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.

  • Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

3. А если все-таки ты не сумел сдержаться, найди в себе мужество сказать: