uzluga.ru
добавить свой файл
1

Классный час

Тема: Детская жестокость.

Цель: воспитание в детях доброты.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло.

В.Ключевский

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир спасет доброта, а вокруг все больше жестокости. Ребята, как вы понимаете высказывание В. Ключевского

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

Высказывания учеников. Вывод учителя или детей.

2. В наш XXI век пришли новые страшные напасти. Кроме преступности на улицах, идут войны в «горячих точках» планеты, появился терроризм.

Сейчас, даже очень маленькие дети видят по телевизору кровь, убийство. А ведь детская психология – самая восприимчивая.

Статистические данные:

  • За последние 10 лет в мире убиты в военных конфликтах более миллиона людей, шесть миллионов получили ранения, почти тридцать миллионов превратились в беженцев.

  • В Сараево более половины всех детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.

  • В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток

  • В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких

Какие страшные цифры! Как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?

Обсуждения детей, выводы.

В последнее время дети сами становятся участникам военных конфликтов (Привести примеры из прессы или сборник стр 55 «Кл часы в 9 кл» изд-во «Корифей»)

Из детей получаются отличные солдаты. Они послушны, их легко подавить и наказать, а некоторые воспринимают войну как игру. А когда войну удается прекратить, всегда встает вопрос: как быть с мальчиками-солдатами?

Ведь большинство из них неграмотны –некогда было учиться и негде. Но и теперь они не сядут за парты? Почему? (обсудить мнения детей). Что будет с ними дальше? Кем они станут в будущем?

Дидактическая игра (5 мин).

Запишите черты доброго человека и жестокого в две колонки


1 Агрессивность 1 Доброта

2 Раздражительность 2. Умение оказать помощь в любую 3 Нервозность минуту

4 Мстительность 4.Забота

5 Отсутствие ласки и нежности 5.Сдержаность

6 Бессердечность забота 6.Сострадание

7. Равнодушие 7. Внимание

8.Конфликтность 8.Неравнодушие

9 Хамство 9.Сдержанность

10 Цинизм 10. Веселость

11 Хладнокровие 11. Сострадание

12 Холодность 12. Образованность

13. Неконфликтность

14. Культурное поведение

15. Интеллигентность

16. Увлекательность


Для хорошего человека вы нашли больше качеств. Так и должно быть. Только вот одно вы не учли. Психологи доказали, что в каждом из нас «сидит» жестокость. Только некоторые могут с ней справиться, а другие выпускают наружу. Да и обстоятельства бывают разные. Вот мы и подошли к проблеме: откуда берется жестокость, тем более у подростков, ваших ровесников?

Итак, первую причину, мы с вами уже выделили, это…

Война. А ещё? Влияние телевидения.

Ученые выделили несколько факторов. Среди них важное значение имеют:

^ Биологический фактор – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма (нарушение умственного развития, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи). Они не дают человеку чувствовать себя полноценным членом общества, и потому происходит его озлобленность.

^ Психологические факторы – это психопатология. Выражается в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении.

Социально-психологические факторы. В их основе – индивидуальные особенности, приводящие к процессу социализации. Чаще всего они вызываются внутрисемейными отношениями. Если в семье царит жестокость, то чему же можно научиться?

^ Социально-экономические факторы. Это социальное неравенство, обнищание значительной части населения. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у меня нет, это может вызывать агрессию и неудовлетворенность жизнью.

^ Морально-этнические факторы. Отсутствие моральных ценностей в стране.

Жестокочть на телеэкране и компьютерные игры(обсуждение в группах)

Я думаю, что причины мы узнали. А как бороться с тем, чтобы жестокости стало меньше?

. Многое должны делать взрослые. Ни один ребенок не должен знать, что такое война.

Я приведу вам еще один пример по этому поводу.

Вот что рассказывает английская писательница Кэролайн Мурхед, специалист в области прав человека. Она проводила занятия с солдатами-подростками: « Бывшие малолетние солдаты очень агрессивны, у них размыты представления о добре и зле, а некоторые из них откровенно порочны. Они рисуют только танки и взрывы бомб, играют в палачей, страдают бессонницей, фобиями, приступами тревоги. Кто-то не может есть. Кто-то абсолютно неконтактен. Из их памяти не удается вытравить воспоминания о жестокостях. Один маленький либериец, впервые взявшийся за оружие в десять лет, после того, как у него на глазах зверски убили сестренку, сказал на занятии: « Меня должны наказать за то, что я сделал…»

Больше всего в подростках, чье детство прошло на войне, пугает равнодушие к жизни и смерти. Самое страшное для них стало обыденным и заурядным. А ведь этим ребятам потом жить в обществе и воспитывать детей.

^ Войны не хотим мы нигде, никогда

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

В земле достаточно убитых!

Вы тоже способны сделать мир добрее. Сами учитесь доброте, помогайте друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечерами можно спокойно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно произведения искусства, и где вы будете спокойны за жизнь своих детей.

Нам не нужна жестокость. Нам нужен покой и красота. Помните об этом. Желаю вам всего самого доброго!