uzluga.ru
добавить свой файл

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


ЦЕЛИ: ПОЗНАКОМИТЬ С КАТЕГОРИЕЙ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬЮ РЕЧИ; ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К РОДНОМУ ЯЗЫКУ; РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОТЛИЧАТЬ КАТЕГОРИЮ СОСТОЯНИЯ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.


МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ТАБЛИЦЫ, КАРТОЧКИ С ТЕКСТОМ.


ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.


Палисадник, панорама, политика, президент, президиум.


  • Орфографическая работа с данными словами;

  • Этимологический разбор слов;

  • Лексический разбор данных слов;

  • Составление с данными словами словосочетаний разных видов подчинительной связи

  1. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА.


Утки, испуганные внезапным появлением охотников, шумно поднялись и, кувыркаясь в воздухе, медленно и тяжело полетели прочь.


  • Провести синтаксический разбор предложения;

  • Провести пунктуационный разбор предложения;

  • Выписать из данного предложения словосочетания с подчинительной связью – примыкание;

  • Выписать из данного предложения причастие, определить его морфологические признаки;

  • Какие морфемы помогают определить морфологические признаки у причастий и деепричастий?




  1. ПОВТОРЕНИЕ.




    • Вспомните, в каких частях речи может писаться Н – НН? От чего зависит выбор данной орфограммы? Вспомните слова – исключения.


ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.


Организованный праздник, кожаный диван, обыкновенный человек, пряный запах, свиной хвост, оловянный солдатик, ветреный день, обветренная корка, списанный текст, золочёные купола, кованый сундук, позолоченная пряжка, золочённые мастерами изделия, торжественный день, медленный шаг, купленный подарок.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


Тема нашего урока: «Категория состояния как часть речи». Существует особая группа слов, отвечающая на вопросы как? каково? Эти слова обозначают состояние погодных условий, природы, людей, животных и т. д.

Грустно и холодно осенней порой. Тоскливо думать о предстоящих холодах. Заманчиво мечтать о теплом лете. Нам лень учить уроки.

Эти слова очень похожи на наречия, также состоят из одной основы – не имеют окончаний. У многих слов, обозначающих состояние, есть суффикс – о. Например, слова «холодно», «грустно», «тепло», «скучно».

Слова состояния могут быть образованы от существительных и прилагательных:


^ СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ


Прилагательное существительное

грустно беда

страшно тоска

сыро страх

мокро грусть

Слова состояния, как и качественные прилагательные, имеют степени сравнения. Например, холодно – холоднее, холоднее всего, более холодно. Слова состояния в безличном предложении являются сказуемым и могут сочетаться с глаголами – связками становиться, быть, делаться и т. д.

Запомните, что слова состояния отличаются от наречий. Наречия в предложении являются обстоятельствами, обозначают признак действия.

Чтобы научиться разграничивать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные, заполним таблицу.


^ Слово категории состояния

Наречие на – о

Краткое прилагательное

Нам было грустно.

Функция именной части

сказуемого в односоставном безличном предложении.

Она грустно посмотрела на меня. Функция обстоятельства образа действия.

Лицо женщины грустно и печально. Функция именной части сказуемого в двусоставном предложении.

Итак, категория состояния – это знаменательная часть речи, в неё входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • Выполнить упражнения учебника 346, 347.

  • Составьте предложения так, чтобы слово «холодно» выступало в качестве грамматических омонимов: наречие, категория состояния, краткое прилагательное.

  • Найдите слова категории состояния, определите, какими членами предложения они являются:

И скучно и грустно. и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы!


Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.


  • Работа по карточкам. Найти слова категории состояния.

Наступала весна. Становилось теплее. Уже раньше светает. Вечерами хотелось спать. Нам суждено страдать. Ах. Как бы не опоздать. В это время уже совсем тепло. Чуть – чуть рассвело. На душе было радостно. Не суждено нам вместе быть. Пора домой. Скорее бы рассвело. В комнате жарко натоплено. Мне немного холодно. Не сидится дома. Мне грустно.


В этот день нечего было и думать о прогулке. Правда, утром мы ещё побродили несколько часов по дорожкам облетевшего сада, но после обеда холодный зимний ветер нагнал угрюмые тучи и полил такой пронизывающий дождь, что и речи не могло быть ни о какой попытке выйти ещё раз.

Что же, тем лучше: я вообще не любили подолгу гулять зимой, особенно под вечер. Мне казалось просто ужасным возвращаться домой в зябких сумерках, когда пальцы на руках и ногах немеют от стужи, а сердце сжимается тоской от вечной воркотни Беси, нашей няньки, и от унизительного сознания физического превосходства надо мной Элизы, Джона и Джорджианы Рид.



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- О какой знаменательной части речи мы сегодня с вами узнали на уроке?

- Дайте определение слов категории состояния.

- От каких слов они образуются?

- Какую роль слова категории состояния играют в тексте?


8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правило, составить текст «Ранней весной», используя слова категории состояния.