uzluga.ru
добавить свой файл
1

Содержание:

1. Переселение казаков на территорию Прикубанья.

2. Первые жилища под открытым небом.

3. Шалаши и землянки.

4. Турлучные хаты.

5. Обряды при строительстве.

6. Саман – строительный материал из прошлого в настоящее.


Жилища казаков.

Традиционная культура кубанского казачества.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с историей заселения Кубанских земель в конце XVIII – XIX вв.

  • выявить украинские традиции и обычаи у жителей Черномории того времени, связанные со строительством жилья.

  • воспитать гражданственность, патриотизм, любовь к родному краю, кубанской культуре, истории страны.

  • формировать активную гражданскую позицию.

  • расширить кругозор, способности учащихся.


Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимают участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Откуда на Кубани появилась эта традиция? Как строили первые дома наши предки? Как современное строительство связано с традиционной культурой Черноморских казаков?

Первые отряды казаков-черноморцев прибыли на Кубань во второй половине 1792 г. Из Приднестровья в Черноморию они добирались несколькими отрядами морским и сухопутным путями. Отряд полковника Саввы Белого, обогнув Крым на лодках и других судах, высадился у Тамани 25 августа 1792 г. Основной состав Черноморского Казачьего Войска во главе с кошевым атаманом Захарием Чепегой отправился в путь 2 сентября 1792 г. в обход Азовского моря и 23 октября прибыл к Ейской Косе. Третий отряд повёл Контантин Кордовский через Крым. В путь он выступил 4 сентября, в порт Еникале (Керчь) прибыл 23 октября, а в район Темрюка, переправившись через Керченский пролив, 1 ноября 1792 г. Этим же путём пришли отряды войскового судьи Головатого – к лету, есаула Черненко – к осени 1793 г.

Всего в Черноморию прибыли до 25 тысяч первопроходцев, в том числе – до 17 тысяч строевых казаков; остальные – женщины, дети, старики, инвалиды (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913г.). Первые годы все они жили практически в открытой степи. Единственное укрытие от непогоды – тент над повозкой, которая была далеко не у всех переселенцев. Поэтому жилищное строительство для первопроходцев становилось вопросом жизни.

Гражданское строительство начиналось сразу же по мере прибытия семей к месту будущей зимовки и продолжалось при каждом перемещении куреней по Черномории.

На местах будущих селений практически в открытом поле собиралось до пятисот и более человек, большинство из которых женщины, дети, старики, инвалиды. Свободные от службы строевые казаки и всё трудоспособное население куреней спешно строили навесы, загоны и базы для скота, копали колодцы. Располагались семьями или отдельными группами.

Самое доступное жильё – шалаши и землянки. Чтобы соорудить шалаш, нужны были небольшой толщины брёвна, латы – жерди, камыш, сухая трава, бурьян. Шалаш защищал от непогоды, от жары, но не спасал от холода, поэтому до наступления зимы семьи старались построить землянки. Их сооружали в черте будущего селения, на возвышенных местах, в стороне от низин и балок, чтобы избежать подтопления. Выкапывали траншею глубиной в один-полтора метра, шириной и длиной до трёх и более метров, в зависимости от численности семьи. Из грунта делали обваловку траншеи (закрепление с помощью насыпных и утрамбованных валов), утрамбовывая земляной вал. Он увеличивал глубину землянки до двух и более метров, обеспечивал отвод дождевой воды. С угла на узкой стороне траншеи делали отлогий спуск – будущий вход в землянку, его тоже обваловывали. В середине обоих торцов траншеи устанавливали по бревну, закрепляли их, подпирая с боков брёвнами-откосами. Между ними устраивали окна и дверь. На брёвнах-стояках крепили продольное бревно – перекладину, а вниз от неё по боковым откосам – латы (жерди). Полученная решётка служила опорой для кровли. Её делали из камыша, уложенного пучками в два слоя: нижний слой куницами (верхушками) вверх под залом, а верхний наоборот – он обеспечивало водосток, из него же делали гребень наверху. Камышовые пучки – фашины – увязывали, переплетали между собой, шпагатом крепили к латам.

Внутри землянку мазали глиной, поверх неё – раствором коровяка, если была известь – белили. В землянке делали спальные топчаны, стол, лавки и прочие приспособления, улучшавшие бытовые условия. Очаг – печь – устраивали обычно около двери, используя глину, песок, известь, а позже и кирпич. Из этих же материалов делали дымоходы, дымарь (трубу), приспособления для удержания тепла. На строительство такой землянки уходили считанные недели, а то и дни, что позволяло каждой семье или группе холостяков иметь свой кров до наступления зимы. За два-три года, прожитые в землянке, семьям удавалось заготовить материалы и построить свой дом – хату.

Войсковое правительство выработало общие требования к планировке куренных селений. Рекомендовалось, в частности, селениям придавать форму квадрата, ориентированного по сторонам света, площадью до 250 десятин. Казачьи подворья ограничивались размерами 20 на 40 саженей, т.е. площадью до 0,3 десятины. Проезды между подворьями – будущие улицы – должны были иметь ширину 10 саженей и располагаться параллельно сторонам квадрата, т.е. с юга на север и с востока на запад. При такой планировке в селении могло разместиться до 900–1000 подворий (ГАКК, ф. 252, о. 1, д. 361. Описание станиц Таманского округа, 1843.).

Позже допущенные при первоначальной планировке куренных селений отступления упорядочили, улицы выпрямили, увеличив их ширину до 12 саженей, подворья объединили в кварталы, ограничив их длину четвертью версты, то есть 125 саженями.

В большинстве первых куренных селений (с 1842 г. они – станицы) такая планировка соблюдалась и, как правило, сохраняется доныне.

По мере накопления строительных материалов казаки начинали строить свои хаты (хата – дом, иногда хата – это комната). Вплоть до первых десятилетий XX в. в станицах строили в основном турлучные хаты. Главный строитель – плотник, вооружённый топором, пилой, долотом, буравчиком. Были в селениях плотники-профессионалы, но и многие казаки, владея навыками этого ремесла, строили свои дома сами.

Самыми трудными и дорогостоящими были заготовка дубовых столбов, лат, досок, изготовление дверей, окон, ставней и прочих деревянных конструкций. Другие нужные материалы – камыш, солома, глина – были рядом и в больших количествах. Верёвки, шпагат делали сами – из конопли, которую для этого и выращивали.

Каркас будущей хаты – со стропилами для кровли – делали с помощью топора и долота, без гвоздей, на шипах и клиньях. Затем каркас, включая потолок, обвязывали камышовыми пучками при помощи шпагата. Крышу покрывали камышом, с заломом или гребнем на коньке крыши. На каркас с обеих сторон лепили толстый слой глея, заполняя им пространство между камышовыми пучками. Им же настилали потолок – пол чердака (горище) и пол – доливку. Когда всё высыхало, хату снаружи и изнутри мазали всё тем же глеем. Его готовили в местах поближе к реке – к воде. Сначала копали земляной круг, диаметром до 10–15 метров, бросали в него глину, суглинок, ячменную солому, поливали водой. Месили конскими копытами, гоняя – обычно целый день – три-четыре лошади по кругу. Полученную массу и называли глеем (глэй). Для чистовой обмазки делали замес из глины и конского навоза. После этого хату белили известью; красили, обычно в голубой цвет, ставни и двери.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы» – глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Строили в основном пятистенные хаты: четыре стены внешние, пятая внутренняя делила хату на две большие комнаты (Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.). Одна из них была залой с отгороженной спальней для родителей, другая – общей. Она служила всем и для всех нужд. В ней устраивалась большая русская печь, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали.

По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана. Его делали из того же глея, который формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Те, кому было по средствам, ставили саманные хаты на фундамент из камня – они котируются и поныне. Так же, как и саман – поныне ценный материал для одноэтажного сельского строительства.

Лишь с середины прошлого века саман и турлук начали вытесняться кирпичом и другими современными строительными материалами и технологиями.

В наши дни технологии саманного строительства возрождаются, и архитекторы создают современные проекты энергоэффективных домов из этого материала.

Саман представляет собой не что иное, как смесь различных природных материалов, из которых наиболее часто применяются глина (как основа), вода (как растворитель и связующий материал), и разнообразные наполнители: резка соломы, (в разных случаях от 9 до 16 сантиметров в длину), песок, навоз крупного рогатого скота, известь, простая земля.

Современные добавки в саман возможны, но не обязательны – всеми качествами, какие присущи современным строительным материалам, глина обладает и так, тут и экологичность, тут и пожаробезопасность.

Строительство из самана в полной мере будет выгодно для тех людей, которые не ограничены во времени, способны строить своими руками, и настроены, получить удовольствие от процесса: ведь создание дома из самана сродни работе скульптора.

Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен, в том числе и в строительстве современного жилья.


Используемая литература:

  1. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.

  2. ГАКК, ф. 252, о. 1, д. 361. Описание станиц Таманского округа, 1843.

  3. В.Я.Онищенко, Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.

  4. В.Я.Онищенко, доцент Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ, статья «Жилищное строительство в первых казачьих поселениях на Кубани».



Приложение 1.

  1. Строительство турлучной хаты



  1. Изготовление самана



  1. Современный процесс изготовления самана







Нарыжник, остришка



Дом черноморца