uzluga.ru
добавить свой файл
1

МОУ СОШ с.Новозахаркино


Приложение №1к протоколу № 4 от 25.11.2010г.


Доклад

заместителя директора по учебной работе

МОУ СОШ с.Новозахаркино Лазаревой М.М.

на педагогическом совете по теме

«Работа педагогического коллектива

по использованию методик образовательного

процесса и современных образовательных

технологий, в том числе дистанционных»


2010 - 2011 учебный год


...В основе создания систем дистанционного

образования лежит потребность специалистов в

непрерывном и быстром получении новых знаний,

без которых невозможны деловой успех

и карьерный рост в технологически развитом обществе...»

Д.А.Медведев, Президент Российской Федерации

Современная школа должна стать « антропоцентричной», то есть центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик. Все способы и формы организации школьной жизни подчинены цели его всестороннего личностного развития. Появление такой школы требует разработки новых подходов к информационному обеспечению управления и развития новых информационных технологий. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса. Урок в современной школе претерпевает существенные изменения. В частности: появились образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. Внедряются информационные технологии. В школе имеется восемь компьютеров, необходимое программное обеспечение, выход в Интернет, мультимедийное оборудование. Это позволяет значительно повысить эффективность современного урока. Организация Единого государственного экзамена и его апробация стали важным событием для всей системы образования. ЕГЭ предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Эти и другие факторы обусловливают необходимость совершенствования урока, при этом важно учитывать основные приоритеты модернизации образования. Чтобы освоить новые концептуальные идеи, учителю надо не просто перестроиться методически, но и мировоззренчески, психологически, технологически. Умение адаптироваться в новых условиях – первостепенное требование к выпускникам образовательных учреждений. Поэтому образовательные технологии должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся получил исчерпывающие сведения о характере социального окружения и учился  действовать в реальных условиях информационного общества. Для этого в учебный план включены как лекционные и семинарские занятия, так и практические занятия, ориентированные на реальные исследования: тренинги, проекты (в том числе и совместные проекты), работа с телекоммуникационными системами, дистанционные формы образования, medien-технологии и т.д. 

Большинство современных образовательных технологий являются личностно-ориентированными и направлены на формирование индивидуальных образовательных технологий. К их числу можно отнести и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), применяемые в образовании.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Учителя и учащиеся школы прочно освоили и успешно применяют в учебном процессе технологию презентации. Электронная презентация является дидактическим средством обучения и представляет собой логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Практически все средства обучения, кроме эксперимента, могут заменить слайды презентации. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически. Учителя используют электронные презентации в следующих случаях: актуализация знаний; сопровождение объяснения нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний; обеспечение наглядности излагаемого материала при защите проектов учащихся. Актуализация знаний проводится в виде беседы с обучающимися. При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия обучающимися, индивидуальности учителя. К обобщающему уроку учащимся предлагается подготовить небольшой отчет с использованием слайдов презентации о выполнении домашнего задания, защиту доклада или реферата по пройденной теме. Доклады выполняются в парах или поодиночке, с использованием периодической печати, Интернет - сайтов, учебной литературы. Учащимся дается тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. Правила такие: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайде, основной текст, но также небольшого объема разместить в комментарии. Оформление на усмотрение учащегося. Эти требования не являются жесткими, звучат только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию обучающихся. Общее время на защиту одного доклада 5-7 минут. Обучающиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Подобная работа позволяет подготовить обучающихся к выполнению итоговых работ, получить навыки выступления на публике. Так, учитель математики Иванова Т.Б. 16.11.10 на уроке в 10 классе по теме «Чётные и нечётные функции» успешно использовала кадры презентации как при объяснении новой темы, так и на этапах повторения и обобщения материала. Активно используют электронные презентации учителя русского языка и литературы Дорофеева О.И., Лазарева М.М., истории и обществознания Мишкина И.Б., математики Иванова Т.Б., Коннова С.В., химии и биологии Мещанова Т.В., географии Усачёва О.В. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Активно внедряются в образовательный процесс обучающие программы. ОП - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитываются психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Обучающие программы распространяются, как правило, на СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета.

Одно из важных средств активизации познавательной активности школьников - электронный учебник - автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник. Такой учебник можно предложить любому учащемуся, и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся.

Контроль знаний с применением ИКТ-это область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся? Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности.

Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требование к такой системе заключаются в том, что тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его; в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос; тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить; вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности; вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему; варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке; необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время. При проверке знаний учащихся активно используют компьютерное тестирование учитель истории и обществознания Мишкина И.Б., учитель ОБЖ Коннова С.В., учитель начальных классов Мазяркина О.В.

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Позитивная возможность современных Internet - технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Так, на уроке географии в 7 классе 15.11.10 (учитель Усачёва О.В.) по теме «Климат Африки» обучающиеся, использовали геоинформационные системы (сайты www.klimadiagramme.ru, www.gismeteo.ru): выстраивая климатограммы, определяли температуру и количество осадков в различных частях Африки.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. С распространением Интернета развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства. Создание такого пространства преследует две основные цели: организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения; интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий. Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования. Интерактивный способ общения использует в работе классный руководитель 7 класса Живайкина И.А., которая провела видеоконференцию «Общение в дистанционном режиме» посредством использования видеосвязи и программы «Skype» 17.11.10.

Новые информационные технологии способны открыть огромнейшие возможности. Интерактивные доски становятся все более доступными для школ. Мнения педагогов об интерактивных досках разделяются: кому-то они нравятся, кому-то – нет. Большинство же российских учителей находятся в лагере сторонников их внедрения. Внедрение интерактивных досок – прекрасная стратегия для убеждения учителей в том, что использование ИКТ на уроках вполне доступно и просто для всех. Что уж говорить о возможности сделать процесс обучения более увлекательным. Доступность компьютеров для детей и перспективы, когда каждый школьник скоро будет иметь свой собственный компьютер, – требует определения новых стратегий их использования в будущем. Производители интерактивных досок, понимая это, включают в программное обеспечение, поставляемое с доской, программы-менеджеры управления классами, появляется все больше цифровых образовательных ресурсов по различным предметам. Что дают интерактивные доски в обучении? Учитель химии и биологии Мещанова Т.В. выступает сторонником интерактивной доски и считает, что интерактивные доски - это: мультимедийные средства обучения нового поколения. Объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи. Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей. Школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Современное образование невозможно без применения инновационных методов коммуникации между преподавателями и обучающимися. Одна из последних новаций – развитие систем видеоконференцсвязи (ВКС), которая делает процесс обучения более эффективным, фактически выводит на новый уровень идею дистанционного обучения. Сегодня системы ВКС становятся одним из конкурентных преимуществ для образовательного учреждения, и неудивительно, что многие начали использовать эту инновацию в образовательном процессе. Видеоконференцсвязь в последние годы бурно развивается, в том числе – как составляющая часть образовательного процесса. Фактически, это дистанционное обучение в режиме, не отличающемся от очного, но со значительным снижением издержек – не нужны аудитории и дополнительные помещения, все наглядные материалы в электронном виде. Дистанционное обучение – это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: дистанционные курсы, веб-страницы и сайты, электронная почта, форумы и блоги, чат, теле- и видеоконференции, виртуальные классные комнаты. Учитель математики Коннова С.В. практикует занятия в очной форме «Удалённый класс» с обучающими, имеющими возможность выполнять индивидуальные задания, используя программу «Skype» в сети Интернет.

Новое поколение электронных средств обучения оказывает огромное влияние на образовательный процесс в целом. Преимущество информационных компьютерных технологий перед всеми предыдущими средствами ТСО очевидно. Учитель может представить информацию дозировано, в любом режиме восприятия, ему достаточно просто управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных и печатных источников информации. Однако на современном этапе развития нашего общества становится очевидным, что сами по себе средства обучения не решают ничего, т.к. количественные показатели, такие, как увеличение числа компьютеров в школе и дома, других средств мультимедиа, электронных учебных пособий и т.д. никак не влияют на качество образовательного процесса. Современный учитель уже не может представить свой урок без помощи компьютера, средств мультимедиа и электронных средств обучения. Учитель все чаще нуждается в умении самостоятельно разработать компьютерную поддержку своего урока. Учитель истории и обществознания Мишкина И.Б. считает, что решить проблему повышения эффективности образовательного процесса, проверить компетентность в области ИКТ и овладеть новыми знаниями и навыками в области применения различных, в том числе дистанционных технологий, можно дистанционно, с помощью набора новых учебных материалов в рамках программы Microsoft «Партнерство в образовании». Приступить к изучению материалов можно в любое удобное время, причем время прохождения курсов, изучения отдельных тем и прохождения тестирования не ограничено. Главными целями этой программы являются: обучение и повышение квалификации педагогов по применению дистанционных технологий. Данную программу в России используют 32 центра «Академии учителей», 70 000 учителей завершили обучение по этой программе. Для максимально эффективного прохождения обучения была разработана специальная образовательная онлайн-траектория, которая направляет учителя в изучении материалов, прохождении тестов и оценке результатов обучения. Необходимое условие - установка на компьютере Microsoft 2007 для выполнения практических заданий и подготовки к тестам. Программа Microsoft «Партнерство в образовании» поможет решить следующие задачи: подготовить наглядные материалы к уроку; подготовить и провести интерактивные занятия; научит работе с электронными таблицами и ведению электронного журнала, введение которого планируется в ближайшее время; покажет способы взаимодействия с коллегами, учениками и их родителями с помощью Интернет; поможет повысить личную эффективность, в т.ч. эффективно использовать рабочее время.

Таким образом, при использовании информационных образовательных технологий на уроках повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Грамотное применение информационных технологий в учебном процессе способствует развитию у учеников теоретического мышления, способствует активизации мышления, восприятию и познавательной активности учащихся.


Конец формы