uzluga.ru
добавить свой файл

Дискуссии на уроках обществознания и граждановедения




Как выбрать проблему для дискуссии

Не всякая проблема социальной жизни современной России может стать темой дискуссии на уроках обществознания. Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффектив­ной, необходимо, чтобы избранная про­блема:

имела различные решения, которые зас­луживают обсуждения и относительно кото­рых нет однозначных ответов;

была актуальной, острой, важной (для дан­ного региона или для страны в целом);

требовала для своего решения совмест­ных действий, организации совместной де­ятельности граждан и групп граждан;

имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

Как показывает опыт, учителю необходи­мо воздерживаться от организации дискус­сий по общественно-политическим пробле­мам, которые:

требуют от участников специальных зна­ний, имеют технический характер;

имеют признанные обществом и доста­точно очевидные решения;

требуют от участников однозначного от­вета (по принципу «да» или «нет»);

являются узкими по характеру и содержа­нию, затрагивают интересы относительно небольшого числа людей.




Как подготовить дискуссию: 10 простых правил

  1. Основная задача - движение навстре­чу выбору. Учащиеся должны поставить себя в позицию политиков, принимающих ответ­ственные решения. Мотивом их участия яв­ляется готовность предложить собственные решения проблемы, познакомиться с альтер­нативными вариантами, задуматься над их ценой и последствиями.

  2. Созданные заранее группы должны начать работу с определения проблемы, с понимания ее сущности и значения, с ос­мысления ее связи с их собственной жиз­нью.

  3. Учитель во время дискуссии должен со­хранять нейтралитет. Он не может поддер­живать ни одну точку зрения, высказанную в процессе обсуждения.

  4. Дискуссия предполагает тщательную подготовку и осмысление определенного набора фактов. Очень важно понять, какие факты являются наиболее существенными для анализа проблемы.

  5. Чрезвычайно важно строить обсужде­ние таким образом, чтобы становилась яс­ной ценность рассматриваемых альтерна­тив. Для этого необходимо осмыслить сущ­ность предложенного выбора, понять, какие реальности стоят за ним.

  6. Существенное значение имеет про­цедура обсуждения. Следует понимать, что участники, не согласные с той или иной позицией, имеют основания для собствен­ного мнения. Важно, чтобы они начинали обсуждение с выражения своего отноше­ния, своей точки зрения и приходили к осознанию смысла альтернативных реше­ний.

  7. Нужно помнить, что каждая реальная альтернатива имеет собственные основания, нуждается в признании и обсуждении.

  8. Необходимо заранее продумать те вари­анты решения, которые могут стать основой согласия участников дискуссии.

  9. Нужно быть готовым к тому, что выбор способов решения проблемы - дело слож­ное, оно требует от участников готовности уважать конкретные инициативы.

  10. Дискуссия требует серьезной и дли­тельной подготовки. Не следует отчаивать­ся в том случае, если она идет иначе, чем было запланировано, или если первона­чальное относительное согласие участни­ков сменяется ожесточенными спорами. Нередко об эффективности обсуждения го­ворит именно углубление разногласий по проблеме.


Диалог или дебаты?

Дискуссия по общественно-полити­ческой проблематике на уроках обществознания эффективно решает образо­вательные и воспитательные задачи при условии, что она имеет характер диало­га, а не дебатов. Таблица позволяет ясно представить различия этих форм учеб­ной работы.

Ключевая особенность методики гражданс­кого форума состоит в том, что учитель вместе с учащимися, объединенными в рабочие группы, заранее подготавливает комплект матери­алов, позволяющих предметно обсуждать по­ставленную проблему и предложения по ее ре­шению. В сущности, они определяют порядок рассмотрения проблемы в классе, содержат не­обходимые фактические сведения и аргумен­ты сторонников и противников тех или иных подходов к выработке программы действий.

Полноценный педагогический эффект может быть достигнут при условии, что эти материалы размножены в достаточном ко­личестве экземпляров и доступны всем уча­стникам дискуссии. Приведем примеры та­ких материалов.

Диалог

Дебаты

В основе лежат отношения сотрудничества, стороны стремятся к согласию

Целью является поиск точек соприкосновения

Основное содержание деятельности - анализ и обсуждение аргументации каждой стороны

Способствует расширению и изменению позиций сторон, побуждает к самоанализу и переосмыслению

Открывает возможность найти лучшее решение по сравнению с пер воначальным

Создает отношения открытости, терпимости, готовности к изменению

В основе лежат отношения соперничества, стороны пытаются доказать свою правоту

Целью является победа одной стороны над другой

Основное содержание деятельности - определение слабых мест в аргументации сторон

Способствует укреплению позиций каждой стороны, побуждает к защите и критике


Стороны защищают первоначальное решение и исключают альтер нативные предложения

Создают отношения закрытости, скрытой или явной агрессии


Безработица: как создать рабочие места

Проблема безработицы стала реальнос­тью для большинства жителей Брянщины. Большинство предприятий Брянской обла­сти к началу экономических реформ отно­сились к оборонной промышленности. Мно­гие из них сегодня закрыты. С распадом СССР Брянская область стала приграничной. Одна из причин роста безработицы состоит в миг­рации населения, приезжающего в область из других государств СНГ. Число прибываю­щих в область людей в 2,5-3 раза превыша­ет число тех, кто покидает ее. Армию безра­ботных готовы пополнить выпускники выс­ших учебных заведений. По некоторым дан­ным безработные составляют более 6% эко­номически активного населения области.

Рост безработицы выходит из-под конт­роля политиков, принимает стихийный ха­рактер. Снижается покупательная способ­ность населения, растет социальная напря­женность.

Согласия по вопросу о том, как увеличить число рабочих мест, не существует. Пора ис­кать и находить решения.


^ Подход первый: управление.

Главной причиной роста безработицы яв­ляется отсутствие законодательных актов по данному вопросу. Ответственность лежит в первую очередь на органах государственной власти и местного самоуправления. Именно они могут и должны в короткие сроки выра­ботать новые законы и остановить рост без­работицы.

Основные действия:

    1. перевод на неполную рабочую неделю некоторых предприятий;

    2. организация общественных работ;

    3. кредитование предприятий;

    4. изменение налоговой политики с целью стимулировать создание новых рабочих мест;

    5. снижение пенсионного возраста.


Аргументы сторонников

1. Гарантии.

Каждый человек имеет право на труд. Но оно плохо реализуется. Только государство путем выработки и принятия законодатель­ных актов, направленных на изменение си­стемы трудоустройства, режима труда, пен­сионного обеспечения, налоговой системы, сможет решить проблему. Оно обладает не­обходимыми властными ресурсами и пол­номочиями. Только региональные власти могут распоряжаться местным бюджетом, а для создания новых рабочих мест нужны деньги. Органы власти и управления долж­ны взаимодействовать с руководителями предприятий, учеными, предпринимателя­ми, банкирами. Совместная работа позво­лит сформулировать необходимые полити­ческие решения.

2. Краткосрочность.

Проблему безработицы нужно решать оперативно. Затягивание решений влечет за собой недовольство общества, превращает безработных и находящихся под угрозой увольнения людей в сторонников радикаль­ных, экстремистских политических течений, что чревато серьезными социальными по­трясениями и нестабильностью. Органы вла­сти должны действовать быстро. К тому же они располагают механизмами контроля за реализацией принятых решений.

3. Исторический опыт.

Опыт показывает, что государство актив­ными действиями в законодательной сфере может достаточно быстро решить проблему безработицы. Рассмотрим период «великой депрессии» в США (1929-1933 гг.). Числен­ность официально зарегистрированных без­работных составила более 15 млн. человек. Правительство организовывало трудовые лагеря для молодых безработных, была со­здана Администрация гражданских работ, направившая свои усилия на создание новых рабочих мест. Эти действия подкреплялись мероприятиями по оживлению экономики. К середине 30-х гг. острота проблемы безра­ботицы в США была в основном снята.


Аргументы противников

1. Пассивность.

Данный подход не развивает инициативу граждан, которые передают свою судьбу в руки органов власти и управления. Общество попадает в зависимость от воли власти. На­селение становится похожим на слепцов с картины П.Брейгеля-младшего, покорно бредущих в омут. Пассивность граждан дела­ет власть бесконтрольной.

2. Консервативность.

Мы часто считаем, что с принятием хо­роших законов все в нашей жизни изменит­ся к лучшему. Многие считают, что именно отсутствие хороших законов является глав­ной причиной роста безработицы. Но для выработки хорошего закона нужно время, а ситуация в переходный период, который переживает Россия, меняется стремительно. Законы, которые были хороши вчера, сегод­ня оказываются устаревшими, их нужно из­менять, дополнять, уточнять. Законы кон­сервативны, они в принципе не успевают за жизнью.

3. Ущемление прав граждан.

Передавая решение проблемы безработи­цы государству, мы рискуем потерять право на выбор профессии. Представьте себе, что человек всю жизнь хотел стать инженером-конструктором, учился, закончил институт, работает в конструкторском бюро. Предпри­ятие переживает тяжелые времена, сокраща­ет штаты, инженер пополняет ряды безра­ботных. А городу нужны садовники, дворни­ки и кондукторы. Таким образом, он должен отказаться от своей профессии, чтобы полу­чить работу, содержать семью, детей. Он ли­шается права выбора профессии.


^ Подход второй: образование.

Основным способом борьбы с безрабо­тицей является профилактика. Необходимо таким образом изменить систему образова­ния и профессиональной подготовки, что­бы полученные людьми знания, умения и навыки служили надежной гарантией от безработицы.

Основные действия:

          1. создание центров по переподготовке и переквалификации кадров;

          2. переориентация системы образования с учетом актуальных потребностей обще­ства;

          3. расширение сети учреждений профес­сиональной подготовки;

          4. организация центров по обучению ос­новам предпринимательской деятельности.


Аргументы сторонников

1. Востребованность.

Человек, обладающий высоким уровнем профессиональной подготовки, лучше дру­гих защищен от угрозы стать безработным. Необходимо, чтобы уже в школе подростки могли получить определенную профессию через систему учебно-производственных комбинатов. Высшие учебные заведения дол­жны чутко реагировать на изменения на рынке труда. Обществу не нужны «свежеобученные безработные». Необходимо расши­рить и финансировать государственные программы переподготовки безработных.

2. Профилактика.

Нет ничего страшнее, чем потерять рабо­ту. Общество должно помочь людям, чьи про­фессиональные знания и умения не находят спроса на рынке труда. Необходим научный анализ ситуации, определение перспектив и тенденций, определение профессий, спрос на которые снижается. Нужны курсы пере­подготовки по перспективным специально­стям. Мы не можем пассивно наблюдать за тем, как растет безработица. Профилактика намного эффективнее, чем лечение запу­щенных болезней.

3. Стабильность.

Потеряв работу, человек оказывается ли­цом к лицу с множеством проблем: матери­альных, семейных, социальных. Он чувству­ет себя ненужным, у него развивается комп­лекс неполноценности, невостребованности. Все это ведет к нестабильности в обществе. Если же человек обладает разносторонней профессиональной подготовкой, он сможет довольно быстро найти новую работу, пре­одолеть трудности. Он получит уверенность в том, что будет востребован обществом.


Аргументы противников

1. Дороговизна.

Данный подход не может быть реализован из-за серьезных финансовых трудностей. Он требует значительных затрат. Местные бюд­жеты не имеют достаточных средств на орга­низацию эффективной системы профессио­нального образования и переподготовки кад­ров. Не стоит ожидать активности от пред­принимателей: они не будут вкладывать день­ги в проекты, которые не приносят прибыли.

2. Профессионализм.

У данного подхода много достоинств, но есть существенный недостаток - человек не может быть профессионалом во многих от­раслях деятельности. Подготовленные на скорую руку специалисты не могут быть творческими работниками. Их действия мо­гут стать причинами аварий, снижения каче­ства продукции. Обучая людей нескольким профессиям, общество теряет специалистов, досконально знающих свое дело.

3. Неопределенность.

Главный вопрос, на который нет опреде­ленного ответа: кто будет заниматься про­фессиональной переподготовкой специали­стов? У нас нет достаточного количества пре­подавателей, а их подготовка потребует се­рьезных затрат и времени. Что касается ву­зовских преподавателей, то привлечение их на курсы профессиональной переподготов­ки приведет к существенным перегрузкам и снижению качества работы.


^ Подход третий: кооперация.

Борьбой с безработицей должны зани­маться в первую очередь сами безработные. Необходимо объединение их усилий, созда­ние ассоциаций с целью помощи попавшим в беду людям, разработки конкретных путей решения проблемы.

Основные действия:

                1. создание ассоциаций безработных;

                2. создание межрегиональных служб по использованию рабочей силы;

                3. формирование фондов помощи безра­ботным и борьбы с безработицей.


Аргументы сторонников

1. Инициатива и заинтересо­ванность.

У людей, потерявших работу и не получив­ших полноценной помощи от государства, остается единственный выход - объединить­ся и попробовать совместными усилиями ре­шить возникшие проблемы. Никто не заинтересован в выработке политики, направлен­ной на борьбу с безработицей, более чем сами безработные. Активность преобразует их: они приобретают чувство собственного достоин­ства, опыт целенаправленной деятельности, веру в возможность собственными усилиями изменить жизнь к лучшему

2. Дешевизна.

Одно из достоинств данного подхода в том, что для его реализации не требуется крупных бюджетных затрат. Ассоциации безработных смогут найти финансовые ре­сурсы, создать собственные курсы пере­подготовки кадров. При этом контроль над использованием денежных средств ока­жется в их руках. Экономия позволит вы­делить дополнительные средства на реше­ние других проблем, стоящих перед обще­ством.

3. Новая культура общения.

Традиционной для России моделью отно­шений государства и общества является та, что основана на безусловном подчинении общества приказам «сверху», подавлении гражданской инициативы, недоверии и стра­хе. Создание независимых ассоциаций без­работных внесет свой вклад в становление гражданского общества, в формирование людей, готовых взять на себя решение важ­ных социальных задач. При этом отношения между членами ассоциаций будут строиться на принципах свободной дискуссии, парт­нерского общения.


Аргументы противников

1. Нестабильность.

Ситуация нуждается в трезвом анализе. В Брянской области несколько сотен тысяч безработных. Они озлоблены, недовольны своим положением, критически настроены к центральной и местной власти. Объедине­ние безработных станет мощным дестабили­зирующим фактором. Ассоциации, о кото­рых идет речь, будут использованы радикаль­но настроенными политиками, рвущимися к власти на волне социального недовольства и настроений протеста.

2. Долгосрочность.

Формирование гражданского общества, гражданской культуры - дело многих деся­тилетий. Чтобы ассоциации безработных стали действительно независимыми органи­зациями, оказывали влияние на органы вла­сти и работодателей, должно пройти время. Но проблема безработицы стоит слишком остро, она требует немедленного решения. Мы не можем ждать.

3. Полномочия и средства.

Данный подход не может быть реализо­ван, так как у безработных и их организаций нет ни полномочий, ни средств. Гражданское общество в России не сформировано, граж­дане пока не оказывают должного влияния на правительство и местные органы власти. Гражданские ассоциации не имеют законо­дательно оформленного статуса, политичес­ких и экономических гарантий деятельнос­ти. Гражданская инициатива должна служить для государства ориентиром, стимулом, ис­точником новых идей, но сегодня призывы людей зачастую остаются «гласом вопиюще­го в пустыне». Их никто не слышит и не же­лает слышать. Кроме того, у гражданских объединений нет необходимой материаль­ной базы. Именно поэтому они, как прави­ло, недолговечны и неэффективны.


Жестокость в обществе: как жить дальше?

Страшно жить в обществе, в котором нет места любви, добру, духовным ценностям. С сожалением приходится констатировать, что дефицит добра и гуманизма стал сегод­ня одной из острейших социальных про­блем России.

Исследователи отмечают, что в межчело­веческие отношения проникают равноду­шие, жестокость, агрессивность, что люди чувствуют себя разобщенными и одинокими. 80% россиян убеждены, что живут среди лю­дей либо злых, либо недобрых.

Насилие становится обыденным явлени­ем. Поданным социологов, в каждой четвер­той российской семье систематически при­меняется насилие по отношению к старикам, детям, женщинам. Около 2 млн. детей под­вергаются физическим наказаниям.

Серьезной проблемой стало социальное сиротство. Только 15% воспитанников брян­ских детских домов не имеют родителей. У остальных они есть, но воспитанием соб­ственных детей не занимаются. При этом количество воспитанников детских домов растет.

Весьма серьезным симптомом обще­ственных недугов является усиление агрес­сивности в подростковой среде. К сожале­нию, многие подростковые группы живут по законам «стаи», их члены совершают пре­ступления против личности, здоровья, жиз­ни людей.

Что делать? Как преодолеть опасные тен­денции? Как остановить социальное зло, по­бедить жестокость?




^ Подход первый: активность.

Необходимо преодолеть терпимость к на­силию и жестокости. Средства очевидны: со­здать соответствующее общественное мне­ние, предпринять меры по законодательной защите граждан, поощрять проявления граж­данской инициативы.


Аргументы сторонников

1. Позиция.

Зло распространяется потому, что не встречает должного отпора. Между тем опыт противодействия насилию и жестокости есть. В Петербурге прошла конференция «Дети и насилие», которая призвала выявлять и регистрировать все случаи жестокого об­ращения в семье и организовывать помощь его жертвам. В Воронеже для выявления де­тей, находящихся в бедственном положении, силами учителей, работников милиции, об­ластного отделения Российского детского фонда, социальных служб была организова­на акция «Защита». Во Франции по телефо­нам службы «SOS-дети» можно сообщить обо всех фактах издевательства над несовершен­нолетними. Гражданская активность дает свои результаты, помогает жертвам жестоко­сти и насилия.

2. Общественный контроль.

Массовая культура воспевает жестокость и насилие. Сцены убийств, издевательств, драк и погромов постоянно присутствуют на те­леэкранах. Более других страдают дети, в ду­шах которых вместо чувств сострадания и жалости формируются агрессивность, рав­нодушие, злоба. Общественность может и должна сказать свое слово. В США, например, создана Национальная коалиция против на­силия на телевидении, в которую входят из­вестные ученые. К их мнению вынуждены прислушиваться и политики, и работники телерадиокомпаний.

3. Законность.

Гражданская инициатива должна быть поддержана национальным законодатель­ством, разработкой соответствующих зако­нов в сфере семейного и гражданского пра­ва. Необходимы законы, защищающие детей и взрослых от насилия в семье, устанавлива­ющие определенный правовой механизм реализации мер по выявлению фактов жес­токого обращения родителей с несовершен­нолетними членами семьи, оказанию помо­щи и правовой поддержки. В американском законодательстве, например, существует правовая норма, которая называется «указом о защите»: если муж жестоко обращается с женой, то даже до судебного разбирательства ему может быть выдано предписание не при­ближаться к дому жены на определенное за­коном расстояние.

Аргументы противников

1. Изменение позиции людей не ведет к изменениям в обще­стве.

Как бы ни были активны граждане, они не могут противостоять утверждающимся в ка­честве главенствующих тенденциям. Рыноч­ные отношения предъявляют определенные требования к их участникам (жесткость, пос­ледовательность в действиях, рационализм, расчетливость и др.). В обществе происходит смена социальных статусов и ролей. Престиж в обществе определяется сегодня не столько интеллектом, заслугами, образованием, сколько имущественным положением, мате­риальным достатком. Прежние ценности рух­нули, новые отторгаются многими людьми. Опасность формирования целого поколения людей, разуверившихся в базовых гуманисти­ческих ценностях, негативно относящихся ко всему и вся, нравственно глухих и жестоких, вполне реальна.

2. Отсутствие полномочий.

Данный подход не учитывает того, что у граждан, готовых активно противостоять злу, нет необходимых полномочий. Вне государ­ственных структур, вопреки им добиться ус­пеха сегодня невозможно. Между тем госу­дарственные органы нередко противодей­ствуют благотворительности, гражданским инициативам. Примеров тому немало. Ак­тивная общественная деятельность в лучшем случае может лишь привлечь к проблеме внимание государства, но решить ее не в со­стоянии.

3. Законы не управляют пове­дением людей.

Уровень общественной нравственности не зависит от законодательства и состояния правопорядка. В основе поведения людей, в конечном счете, лежат нравственные уста­новки и ценности, которые формируются в процессе их воспитания и социализации. Страх перед наказанием вряд ли остановит тех, кто вырос с убеждением, что «жизнь - это джунгли, где каждый за себя». Вот поче­му данный подход неэффективен.


^ Подход второй: упреждение.

Необходимо изменить к лучшему эконо­мическую ситуацию, стабилизировать жизнь людей, преодолеть социальные контрасты, поднять авторитет власти, обеспечить соци­альную поддержку обездоленных, изменить налоговую политику, помочь малому бизнесу.


Аргументы сторонников

1. Обеспеченность и стабиль­ность.

Исследователи видят прямую связь между кризисным состоянием экономики и духов­ным кризисом. Установлено, что в годы эко­номических тягот, роста безработицы, сни­жения жизненного уровня чаще возникают конфликты в семье, растет преступность, возникают озлобление, агрессивность, скеп­тицизм. Решение социально-экономических проблем, повышение покупательной способ­ности населения, жилищное строительство и другие меры вернут в общество ценности мира, порядка, взаимного уважения и состра­дания.

2. Социальная справедливость и равенство.

Исследования показывают, что почти треть населения России относит себя к бед­ным и только несколько процентов считают себя богатыми. Большинство людей заявля­ют о поддержке самых жестких экономичес­ких мер, вплоть до изъятия несправедливо, по их мнению, нажитых богатств. Учителя с тревогой отмечают, что уже в начальной школе нередки конфликты между детьми из обеспеченных семей и семей, живущих в бедственных условиях. Только целенаправ­ленные усилия по развитию малого бизнеса, снижению налогового бремени, росту эко­номики и занятости, совершенствованию социальных программ могут привести к уве­личению среднего класса, уменьшить разрыв в уровне жизни бедных и богатых слоев на­селения.

3. Авторитет.

Власти - федеральные и местные - дол­жны показывать образцы чуткого, милосер­дного отношения к слабым, к социально обездоленным. Между тем данные многочис­ленных опросов показывают, что население менее всего связывает с действиями органов власти такие качества, как душевность, бес­корыстие, доброта. Добавим многомесячные задержки зарплаты и пенсий. Активная по­литика государства является условием вос­становления его авторитета в обществе.


Аргументы противников

1. Отсутствие средств.

Данный подход не учитывает реальное состояние бюджета, возможности государ­ства. Социальные программы финансируют­ся по остаточному принципу. В течение мно­гих лет учреждения социальной сферы по­лучают деньги лишь на заработную плату сотрудникам и питание воспитанников. В этих условиях рассчитывать на то, что госу­дарство станет проводить активную соци­ально-экономическую политику, по мень­шей мере неразумно.

2. Деньги не решают нрав­ственных проблем.

Прямой связи между уровнем материаль­ного достатка и поведением людей не суще­ствует. Хорошо известны следующие факты: в семьях, где муж зарабатывает приличные деньги, жена нередко полностью зависит от него, подвергается психологическому наси­лию; дети «новых русских», как правило, не отличаются милосердием и состраданием, не знают, что такое боль и отчаяние; люди, относящиеся к социальной группе бедных, по данным исследований, терпимее относят­ся к нищим, обездоленным.

3. Отсутствие методов.

Устранить резкие социальные контрас­ты - задача важная. Но какими методами можно этого добиться? Предлагается «ото­брать и перераспределить неправедно нажи­тое», применить насилие и принуждение. Но опыт нашей страны доказал, что насилие не ведет к социальной справедливости. А кро­ме того, очень сложно точно определить те категории людей, которые действительно нуждаются в социальной поддержке: не ме­нее половины всех денежных потоков до сих пор находятся в сфере теневой экономики.


^ Подход третий: возрождение.

Необходимо формировать национальное самосознание, нравственную культуру, наци­ональные традиции, воспитывать нравствен­ные чувства.

Аргументы сторонников

1. Мировоззрение.

Проведение реформ без учета духовной ситуации в обществе невозможно. Изменить людей можно лишь путем просвещения и воспитания, направленного на формирова­ние отношения к человеку как к высшей ценности, на развитие гуманистических убежде­ний. В условиях распада семьи, кризиса куль­туры и нравственности школа должна стать центром возрождения национальной культу­ры россиян.

2. Культура.

Одна из причин распространения агрес­сии и жестокости в обществе - утрата на­родных традиций, обычаев, нравственных устоев. Необходимо вернуться к нацио­нальным российским истокам, к истории и культуре великой страны. Чувство родины, патриотизм, уважение к старшим, культ семьи должны быть сформированы у вступаю­щих в жизнь детей и подростков. Уважение к самим себе, понимание, откуда мы и в чем наше предназначение, - условие, без которого все усилия по преодолению жестокос­ти и насилия не дадут результатов.

3. Национальный характер.

Россиян всегда отличали мягкость, общи­тельность, нежность, привязанность к близ­ким и друзьям, чуткость, жалостливость, со­чувствие бедным, слабым, униженным. Это главные темы русской классической литера­туры. Именно нравственные качества людей позволили России стать великой страной, пройти через все испытания.

Аргументы противников

1. Долгосрочность.

Все, что связано с изменением сознания людей, с формированием нравственных чувств, рассчитано не на один год. Школа не справится в одиночку с этими задачами. Ей необходима помощь родителей, обществен­ности, государства. Между тем проблемы, порожденные жестокостью и насилием, тре­буют немедленного решения.

2. Отсутствие интереса.

Вековой уклад жизни давно разрушен. Многие традиции прервались. Значительная часть молодежи равнодушна к истории, к народной культуре, живет одним днем. Нема­ло таких, кто заявляет о своем желании по­кинуть Россию. Опрос показал, что ни один старшеклассник не хочет участвовать в вос­становлении памятников истории и культу­ры Брянщины.

3. Искусственность и неопре­деленность.

Сторонники данного подхода не учитыва­ют тех обстоятельств, которые по меньшей мере затрудняют его реализацию: деятель­ность учреждений культуры сворачивается, профессионалов, хорошо знающих тради­ции народа и умеющих донести их до созна­ния молодежи, явно недостаточно, в семьях, где родители заняты каждодневным трудом по добыванию средств к существованию, не остается времени для духовного воспитания детей, которые к тому же негативно настро­ены по отношению к взрослым. Наконец, культивирование чувств добра, милосердия, сострадания в стенах школы вступает в про­тиворечие с реальностью общественной жизни.