uzluga.ru
добавить свой файл

Экскурсии.

Каким образом развивать в детях драгоценную способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений? Путь для этого один - организованное знакомство детей с ок­ружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания - главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.

Второй, не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следо­вать за представлением. Представление, не воплотив­шееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Познаваемые нами вещи и явления носят окраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Человек, пребывающий с глазу на глаз сам с собой, уточняет свои мысли словом.

Занятия по наблюдению должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Это один из видов обучения. Мы знаем, какую громадную роль в развитии ребенка играет самообучение в раннюю, пору его жизни. Самообучение младенца уже нуждается в помощи взрослого. По мере продвижения ребенка по возрастным ступеням роль взрослого руководящего его обучением, становиться все значительнее и сложнее.

Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития де­тей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предме­ты и явления, которые приблизить к детям нельзя. В та­ком случае неизбежен второй путь приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в методу известный под названием экскурсий. Экскур­сии с детьми проводятся вне учреждения. Но и в самом учреждении можно провести своеобразную экскурсию-ос­мотр, потому что в любой квартире, даже комнате, могут быть предметы, которые приблизить к детям нельзя, но к которым должны быть приближены сами дети.

Основное требование дидактики: отправляться от предметов, наиболее близких ребенку, связанных с интересами его личной жизни. Сколь­ко ценнейшего материала, представленного в этих ближайших концентрах, проходит мимо сознания детей, не обогащая круга их представлений, без влияния на разви­тие их языка только потому, что на этот материал организованно не привлекалось внимание детей.

Остановимся подробнее на методах организации и проведения экскурсий. К ним должны быть предъявлены следующие требования:

1. Соответствие содержания интересам детей. При любом восприятии необходимо учитывать психическое состояние субъекта в момент восприятия. Если психическое настроение, т.е. интерес и обусловленное им внимание воспринимающего, соответствует самому восприятию, то восприятие будет полнее; точнее и намеченная цель будет достигнута. Точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу. Выбор содержания и времени для любого занятия должен быть обусловлен интересами дети (возрастными и индивидуальными), степенью их развития и настроенностью во время занятия.

2. Следует основательно продумать, какое число детей может быть вовлечено в ту или другую экскурсию. Со­вместные наблюдения, общность интересов и пережива­ний влияют на развитие в детях словоохотливости, жела­ния поделиться общими, по-разному воспринимаемыми впечатлениями, но это становится возможным только в' том случае, если число участников в занятии, экскурсии ограничено. Ребенок требует к себе внимания лично. Он хочет задать вопрос и получить на него ответ, хочет быть активен, приблизиться к наблюдаемому предмету, позна­комиться с ним при посредстве всех своих анализаторов. Все это невозможно в толпе. Чем моложе дети, тем малочисленнее должен быть их коллектив.

3. Экскурсия должна быть обставлена так, чтобы ни­какие привходящие явления не отвлекали неустойчивое внимание ребенка от главного, центрального. Размер по­ля наблюдения, число предлагаемых вниманию ребенка подробностей и деталей должны быть точно продуманы соответственно возрастным особенностям. Один и тот же предмет, явление может быть объектом наблюдения де­тей разных возрастов, но методы работы с материалом будут различны.

4. Экскурсия не должна носить характер урока, фор­мального учения. Она должна проводиться живо, увлека­тельно. Дети должны не только созерцать, но и двигать­ся, экспериментировать, а малышам надо предоставить возможность и поиграть. Что бы мы ни предлагали трех­летке, должны предлагать в форме игры.

5. Организатор экскурсии, педагог должен к ней тща­тельно подготовиться, наметить план, предупредить уч­реждение, лиц, к которым дети будут приведены, догово­риться с ними о характере их участия.

6. В интересах максимального использования экскур­сии в целях развития речи детей необходимо заранее ус­тановить те речевые формы (точная номенклатура и т. п.), которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

7. Закрепление полученных детьми восприятий и впе­чатлений тотчас по проведении экскурсии (беседа, зари­совка, игра и т. п.) не только не обязательно, но часто не­допустимо. Внутренняя переработка восприятий требует времени: определенные выводы должны созреть; дети са­ми так или иначе дают знать, когда это совершится, что к той или другой теме, предмету надо вернуться. Нам неоднократно приходилось наблюдать крайне нежелатель­ные реакции детей на предложение, а иногда и требова­ние педагога: нарисуйте, слепите, что видели, иногда рез­ко выраженный протест.

Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоми­нать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности. Роль педагога при этом огромна. Он не только должен подхватить эти про­явления интереса детей, вызванные экскурсией, руково­дить ими, направлять, но он должен активно способство­вать их возникновению. Так, проведя с детьми экскурсию, допустим, в лес, он может потом вместе с детьми подо­брать картинки к тому, что они видели во время экскур­сии, нарисовать что-нибудь сам, попутно предложить на­рисовать и детям. При этом неизбежно развернется бесе­да, оживут воспоминания, польется речь. Экскурсию, не увлекшую детей,

8. Число экскурсий, допустим в неделю, должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятий. Ни один вид занятий не дол­жен преобладать в ущерб другим. Экскурсии, представ­ленные слишком часто, могут надоесть детям, особенно если они носят формальный, скучный характер.

Намечаемые экскурсии в числе других организован­ных занятий заносятся в декадный план.

Эти требования вполне применимы и к проводимому знакомству с детским садом, осмотру его.


^ Экскурсии в природу

Живая книга — природа, которой ребенок приводит­ся в непосредственное соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для наблюдения.

Экскурсия в природу - та же прогулка, но с опреде­ленной целевой установкой. Интерес детей к природе и ее явлениям общеизвестен, А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постижению, тем глубже само постижение, тем ценнее приобретаемое значение,

Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершен­ствуется слово.

Экскурсии в природу с малышами обыкновенно ста­вят перед собой ограниченные задачи: например, позна­комиться в подходящий для этого день ранней весны с первыми проталинами. Идем в сад, ищем места, где уже растаял снег, где видна земля. Это и есть проталины. Присмотримся к ним: есть большие и маленькие, круг­лые и угловатые. Дети бегают, ищут, находят проталины. Присматриваемся к тому, что на них находится. Вот су­хие бурые листья, а вот и зеленый лист; он умудрился сохранить свою окраску. Вот прошлогодняя трава, тоже попадаются зеленые, травинки. Коля находит мертвого жука. Это вызывает всеобщий интерес. Когда он умер? Отчего умер? Всю зиму пролежал под снегом. Какой это жук, как его зовут? Но восторг детей достигает своего апогея, когда Нонна на солнечном припеке находит про­бившийся из-под коры сухих листьев нераспустившийся цветок мать-и-мачехи. Рассматриваем его со всех сторон; решаем выкопать с корнями и отнести домой, посадить в горшок.

Тем для таких наблюдений много.

1. Сосульки на крыше у южной стены дома, свисаю­щие в виде роскошной ледяной бахромы. Кате много по­нятий можно дать детям на этом оригинальном материа­ле: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, звонкое падение капель и лопающегося льда, ощущение холода от обломанной сосульки, проникающее через теплые варежки.

-Приносим сосульки домой, кладем в таз и наблюда­ем, как они тают, превращаются в воду. Сколько интере­са, радости, сколько слов, рождаемых этим интересом и радостью!

2. Экскурсия для наблюдения набухающих весной по­чек, распускающихся листочков, массового цветения одуванчиков или других цветов. Экскурсии на реку, в по­ле, в лес и т. д.

Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей про­гулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не пре­дусмотренных вашим планом, но план должен точно наметить, с чем вы будете знакомить детей и в каком объ­еме. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача. В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель, свою задачу:

1) понаблюдать, какие цветы в лесу, собрать их, при­нести домой;

2) набрать мха всех представленных в лесу сортов;

3) набрать шишек, научиться отличать шишки ело­вые от сосновых;

4) разобраться в деревьях, растущих в лесу; в яго­дах; в грибах;

5) познакомиться с ручьем;

6) понаблюдать труд дровосека и т. п.

Материал приносится из лесу домой и используется для разнообразных дидактических занятий. Такой мате­риал, добытый личными усилиями, связанный с лич­ными интересными переживаниями, особенно способст­вует проявлениям речи детей, ее оживлению и уточне­нию.

Только неправильным воспитанием и обучением мож­но объяснить ненормальное и печальное явление, которое приходится часто наблюдать: полное разъединение меж­ду представлением и словом, его обозначающим. Так, мы можем горячо любить природу, знать, представлять каждое дерево местности, в которой мы живем, но на­звать все деревья по имени мы не можем. И наоборот, мы знаем ряд имен, присвоенных деревьям; когда одно из этих имен нам встретится при чтении, мы знаем, что речь идет о дереве, а не о чем другом, а представить себе это дерево, найти его в лесу мы не сумеем. Большинством людей разнообразный мир животных, птиц, насекомых, растений и т. п. воспринимается в подобном разъедине­нии представления предмета и обозначающего его слова. Насколько сознательнее станет жизнь, сколько не­удобств будет устранено, насколько выиграет человече­ская речь, если разлад этот между образом и словом бу­дет изжит.

Не объяснять надо детям, что то или другое слово оз­начает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опи­раясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обога­щая детей представлениями, попутно сознательно обога­щает лексикон детей, знакомит их со словами полноцен­ными, насыщенными конкретным содержанием.

Очень рекомендуем как прием проверки и системати­зирования наблюдений и представлений детей и развития их языка беседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не переби­вать друг друга, поднимать руку, в случае если кто-ни­будь желает внести поправку, дополнение. Приводим об­разец такого рассказа детей 5—6 лет о первом периоде весны.

«Весной солнышко. Тает снег. Лед плывет по Неве. (Протест: выясняется, что лед еще не плывет и Нева невскрылась.) В саду лед тает. Голубое небо. С крыши сбрасывают снег. Распускаются вербочки. Лужи на ули­цах. Оттепель. Набухли почки на деревьях. Ручейки. Больше снег не идет. В саду растаял в маленькой канав­ке лед. Стало теплее. От автомобилей брызги летят. По небу плывут облачка. Зацветают цветы. (Протест: цветы еще не зацветают.) Из-под снега появились камни, зеле­ная травка появится скоро на солнышке. На улицах про­дают вербочки. Платье люди носят более легкое, гало­ши, а не валенки, шубы снимают».

Как видите, главнейшие явления природы ранней вес­ны охвачены сознанием и памятью детей почти пол­ностью.

К экскурсиям относят обыкновенно также посещение с детьми музеев, выставок. В том виде, как эти посеще­ния иногда организуются, они приносят детям один вред. Музеи, выставки, приспособленные к интересам, психике детей, требуют специального устройства, а пока этого нет, детей младшего возраста лучше туда совсем не во­дить. Крайняя подвижность детского внимания требует больших усилий со стороны педагога, чтобы прикрепить его к одному объекту; задача эта становится непосиль­ной в каком-нибудь музее, в котором тысяча объектов, без удержу лезущих в глаза заставляет неустойчивое внимание ребенка перебрасываться от одного предмета к другому, ничем не проникаясь, ничего не усваивая, не создавая ни образов ни представлений, не находя материала для воплощения в слово, если уж водить детей в музеи или на выставки, безусловно необходимо по воз­можности локализовать наблюдаемый или