uzluga.ru
добавить свой файл




ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ


ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА РЕБЕНКА ОГРОМНО. ЗНАКОМСТВО С РАЗНООБРАЗНЫМ МИРОМ ПРИРОДЫ И ОБЩЕНИЕ С НИМ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ. ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ОКРУЖАЮЩИМ, С ПРИРОДОЙ, ЕЕ ЯВЛЕНИЯМИ, С САМОЙ ЖИЗНЬЮ У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЭМОЦИИ, ОБОСТРЯЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.


ПРИОБЩАЯ РЕБЕНКА К ПРИРОДЕ, МЫ В ТОМ ЧИСЛЕ ВСЕСТРОННЕ РАЗВИВАЕМ ЕГО ЛИЧНОСТЬ, ВОСПИТЫВАЕМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. ОПИРАЯСЬ НА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, НЕОБХОДИМО УЧИТЬ ИХ ПОНИМАТЬ БОГАТСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В ПРИРОДЕ.


ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – СКЛОННОСТЬ К ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ПЫТЛИВОСТЬ. ИСТОЧНИКОМ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ОКРАШЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ МИРА И СОСТАВЛЯЕТ КАК БЫ ПЕРВУЮ СТУПЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ.


ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ НЕ ТРЕБУЕТ КАКИХ-ТО ОСОБЕННЫХ ЗАНЯТИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ – ШИРОКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ПРИРОДОЙ И ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОГО, ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ.


У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ИМЕЕТСЯ ДОСТАТОЧНЫЙ ЗАПАС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОНИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ, БЫСТРО РЕАГИРУЮТ НА ТО, ЧТО ИМ ИНТЕРЕСНО, НО ЕСЛИ НЕ ВОСПИТЫВАТЬ У НИХ СПОСОБНОСТЬ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ И ЗАНИМАТЬСЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ИХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ОСТАНЕТСЯ НА НИЗКОМ УРОВНЕ И МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ПУСТОЕ ЛЮБОПЫТСТВО, КОТОРОЕ НЕ ТРЕБУЕТ ОСОБЫХ УСИЛИЙ.

^ РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЕН ПО СВОЕЙ НАТУРЕ. ЕГО ИНТЕРЕСУЕТ ВСЕ НОВОЕ. С ПОЗНАНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВОЗРАСТАЕТ ЕГО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К НЕЗНАКОМОМУ.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ЧЕГО ТОЛЬКО МЫ НЕ НАЙДЕМ В ЕГО КАРМАНАХ, КАКИЕ ТОЛЬКО НЕ УСЛЫШИМ ОТ НЕГО ВОПРОСЫ. И ВОТ ПОКА ДЕТИ НЕ УТРАТИЛИ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ, ИССЛЕДОВАНИЮ МИРА. НУЖНО ПОМОГАТЬ ИМ ОТКРЫВАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ТАЙН ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.


^ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ХОРОШО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭЛЕМЕНТ ЗАГАДОЧНОСТИ, СЮРПРИЗНОСТИ.


ПОКАЗАТЕЛЕМ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ И КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ. ПО ЭТОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ МОЖНО СУДИТЬ КАК ОБ ОТСТАВАНИИ РЕБЕНКА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ТАК И О ЕГО ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ.


ЕСЛИ ДЕТИ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, ЗНАЧИТ, ОНИ ИХ ИНТЕРЕСУЮТ. ВОПРОСЫ ПОМОГАЮТ ПОЗНАВАТЬ МИР, ОБОГАЩАЮТ УМ ОТКРЫТИЯМИ. ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЕСЛИ ДЕТИ ПРИХОДЯТ К ВАМ СО СВОИМИ ВОПРОСАМИ. ЖЕЛАНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ, НО ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМО ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА ОТВЕТА. ГЛАВНОЕ, НЕ ОТКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ В ОБЩЕНИИ, НЕ ОТМАХИВАТЬСЯ ОТ ЕГО ВОПРОСОВ. «СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ НА ЕГО ВОПРОС: «ПОДРАСТЕШЬ – УЗНАЕШЬ» - ЗНАЧИТ ГАСИТЬ ЕГО СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЮ. ТОЛКОВО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС – БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО, И ОНО ТРЕБУЕТ ОСТОРОЖНОСТИ».

ЛУЧШЕ ВСЕГО ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ СОПРОВОЖДАТЬ КРАТКОЙ БЕСЕДОЙ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ РЕБЕНКУ УВИДЕТЬ НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ, НО И СВЯЗИ, СТАРАЯСЬ ПРИ ЭТОМ НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ РЕБЕНКА ЛИШНИМИ ЗНАНИЯМИ. ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ, НО И САМИМ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ. ВАШИ ВОПРОСЫ АКТИВИЗИРУЮТ МЫСЛЬ РЕБЕНКА, УЧАТ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.


ПОСТАВЛЕННАЯ ПЕРЕД ДЕТЬМИ ЗАДАЧА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДУМАТЬ, СОПОСТАВИТЬ, СРАВНИТЬ, ПРИПОМНИТЬ – СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ЗНАЧИТ, АКТИВНО ВОСПИТЫВАЮТ ПЫТЛИВОСТЬ УМА, ФОРМИРУЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, КАК ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.


НАША ЗАДАЧА – ПОДДЕРЖИВАТЬ В ДЕТЯХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБУЖДАТЬ ЕЕ, ЧТОБЫ ЧИСЛО ВОПРОСОВ РОСЛО, ПОМНЯ О ТОМ, ЧТО ОТВЕТЫ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ РЕБЕНКА И ПОНЯТНЫ ЕМУ.


НЕ ТОЛЬКО БЕСЕДЫ ВАЖНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ. ЭТО И СПОСОБНОСТЬ К НАБЛЮДЕНИЮ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОВЫШАЮТ ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, СТИМУЛИРУЮТ РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЙ.


ВАЖНО УСИЛИВАТЬ СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ССАМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗБИРАТЬСЯ В ВЕЩАХ И ЯВЛЕНИЯХ, А НЕ ЖДАТЬ И НЕ ТРЕБОВАТЬ ПОМОЩИ ОТ ВЗРОСЛЫХ. ПРИ ЭТОМ НЕ СКУПИТЕСЬ НА ОДОБРЕНИЕ РОБКИХ ПОПЫТОК ДЕТЕЙ ДОСТИГНУТЬ УСПЕХА. ВЗРОСЛЫЙ ДОЛЖЕН ОБЕРЕГАТЬ ЛЮБОЙ, ПУСТЬ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ОГОНЕК ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ. ОДНИМ ИЗ ИСТОЧНИКОВ, ПИТАЮЩИХ ЭТОТ ОГОНЕК, ЯВЛЯЕТСЯ РАДОСТЬ УСПЕХА.


БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ТАКЖЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ, В ТОМ ЧИСЛЕ И С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ – УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МАЛЫША, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ОНИ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮТ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ, ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ, У НИХ РАЗВИВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К МИРУ.


ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ОТГАДЫВАНИЯ И ПРИДУМЫВАНИЯ ЗАГАДОК, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, УЧАТ МНОГОГРАННО И ОБРАЗНО ВОСПРИНИМАТЬ МИР. ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЗАГАДКИ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ. ОТГАДАТЬ ЗАГАДКУ – ЗНАЧИТ НАЙТИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС, Т.Е. СОВЕРШИТЬ ДОВОЛЬНО СЛОЖНУЮ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ОПЕРАЦИЮ. ХОРОШО, КОГДА ДЕТИ НЕ ТОЛЬКО ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ, НО И ПРИДУМЫВАЮТ СВОИ.


ВАЖНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ, ЧТЕНИЕ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ.