uzluga.ru
добавить свой файл
1

Семинарское занятие по теме «Химическая связь»

Оно предназначено для совершенствования знаний учащихся по важной и трудной для понимания восьмиклассников теме. На семинаре необходимо обобщить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, степени окисления элементов, углубить понимание взаимосвязи таких понятий, как строение атома; электроотрицательность элементов; вид химической связи; свойства вещества.

В начале изучения темы сообщаю учащимся о том, что планируется проведение семинара, а за две недели до него предлагает им вопросы, которые будут обсуждаться на семинаре, и список литературы. Для желающих проводится консультация.

Вопросы для всех учащихся:

  1. При каких условиях возможно возникновение химической связи?

2. Какие частицы, входящие в состав атомов обусловливают образование химической связи между ними?

3. Что такое электроотрицательность химического элемента?

4. В чем сущность ковалентной связи?

5. Какую связь называют ковалентной полярной связью? Приведите примеры.

6. Как образуется ковалентная неполярная связь? Приведите примеры.

7. Как образуется ионная связь? Приведите примеры.

8. Что такое степень окисления элементов? Определите степени окисления элементов в соединениях: NaBr, СаBr2, Сr2Оз, СCl4.

9. Составьте формулы соединений: хлора с серой, азота с кремнием, дайте им названия.

10. Как изменяется вид химической связи в оксидах элементов третьего периода и как это изменение сказывается на химических свойствах оксидов?

11. Как изменяется полярность связей в ряду галогеноводородов HF, HCl, НBr? Дайте обоснованный ответ.

12. Составьте электронные формулы брома,хлорида натрия, аммиака (NH3).

Список литературы для учащихся:

1. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 2002.

2. Энциклопедия школьника. Неорганическая химия / Под ред. М. А. Прокофьева. .И.: Дрофа, 2005.

3. Рэмсден Э. Н. Начало современной химии. М.: Химия, 2003.

4. Общая химия / Под ред. Е. М. Соколовской, Л. С. Гузея. Изд-во МГУ, 2007.

В начале семинара проводим с учащимися фронтальную беседу по следующим вопросам:

1. Какое из нижеперечисленных свойств атомов химических элементов возрастает в группе по мере возрастания заряда ядра:

а) максимальная степень окисления;

б) атомный радиус;

в) электроотрицательность;

г) число электронов в наружном энергетическом уровне атома?

2. Как изменяется электроотрицательность элементов в периодах с возрастанием порядкового номера элемента?

3. Чем объясняется прочность кристаллов ионных соединений? Правильно ли суждение: «Молекула кристаллического хлорида натрия состоит из ионов натрия и ионов хлора»? Ответ мотивируйте.

Затем учащиеся выполняют следующие задания:

1. Установите сходство и различие в механизме образования ионной и ковалентной полярной связи на примере хлорида натрия и хлороводорода.

2. Выявите сходство и различие в механизме образования ковалентной полярной и ковалентной неполярной связей на примере хлороводорода и хлора.

^ Двое учащихся у доски выполняют задания следующего содержания:

Задание 1.

а) Дайте определение степени окисления элементов.

б) Укажите степени окисления всех элементов в соединениях: НNO3, H2S, К2СrO4.

в) Определите виl химической связи в cледующих соединениях: NCl3, SO3, ClF3, Cl2, N2, H2О, CaCl2.

г) Составьте электронные формулы хлора, сероводорода (H2S), аммиака (NH3).

Задание 2.

а) Дайте определение окислительно-восстановительных реакций.

бпрямая со стрелкой 1) Закончите уравнение реакции: СuО + Н2 ... + …

Определите окислитель и восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления.

В это время класс выполняет письменное задание:

Вариант I.

Определите вид химической связи в следующих веществах: F2, HCl, КВr, СН4. Схематично изобразите образование соединений, формулы которых подчеркнуты.

Вариант II.

Определите вид химической связи в следующих веществах: I2, LiCl, Н2О. Составьте их электронные формулы.

В заключение урока-семинара обсуждается выполнение всех заданий.

Работа на семинаре должна быть направлена на закрепление знаний о сущности химической связи, о взаимосвязи свойств веществ с их строением.

Благодаря самостоятельной работе учащихся и коллективному се обсуждению успешно решаются основные учебно-воспитательные задачи, т. е. происходит углубление, расширение, осмысление знаний, развивается логическое, творческое, критическое мышление учащихся.