uzluga.ru
добавить свой файл
1

Организация экскурсионной деятельности как условие развития педагогических компетенций

Венера Хатифовна Григорьева,

учитель географии МОУ СОШ № 7,

первая квалификационная категория

"Без странствований не создается

ни одна индивидуальность»

Гете


С точки зрения современных представлений, общеобразовательная школа - один из важнейших институтов социализации личности. Исходя из понимания этой важнейшей функции школы, каждый педагог должен искать и находить пути развития личности в том поле деятельности, где его влияние на формирующуюся личность наиболее сильно, где оно является определяющим. Программы школьных курсов предусматривают формирование у выпускников системы представлений, убеждений, научных взглядов по предмету. Они же призваны решать и важнейшую воспитательную задачу: заложить прочные нравственные, гражданские качества, сформировать потребность к познанию, творчеству, активной гражданской жизни. Это требование сегодняшнего времени, сложного перехода общества от одной ступени эволюции к другой.

Эти проблемы, ограничиваясь только уроками, решить нельзя, поэтому целью педагогической деятельности становится не только вооружение школьников системой знаний, но и формирование их познавательной и практической деятельности, в том числе познавательных интересов, учебных и практических умений, навыков.

Туристско-краеведческая работа, системно организованная и сориентированная на программный материал, позволяет эффективно решать проблемы совершенствования образования в школе. В России накоплен огромный опыт организации туристско-краеведческой деятельности, которая является одним из направлений дополнительного образования детей. Исторически сложилось, что туризм и краеведение развивались в общеобразовательной школе силами педагогов, которые понимали огромные педагогические возможности, имеющиеся в данной деятельности. Благодаря их работе накоплен большой практический опыт, разработаны уникальные методики, созданы различные формы этой деятельности.

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий, организаторами и пропагандистами которых были передовые педагоги, считавшие экскурсии важным средством наглядного обучения, необходимого для закрепления знаний, полученных на уроках. Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло введение в 1902 г. специального льготного тарифа на проезд учащихся-экскурсантов, а также циркуляр Министра народного просвещения 1910 г., которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

В новой программе для начальных школ 1916 г. указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по несколько полных учебных дней в течение года. Таким образом, в школах России экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предложению Н.К. Крупской, в целях урегулирования приема школьников и помощи им, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР организовал Центральное бюро школьных экскурсий. Перед органами просвещения ставятся задачи организации экскурсионного дела в школах, для чего начали создавать загородные естественноисторические станции для проведения экскурсий со школьниками под руководством опытных педагогов. Летом 1920 года было проведено одно из первых дальних школьных путешествий, организованное учителем А.А. Коленкиным из сельской школы Тамбовской губернии, которое продолжалось целое лето. Организуются дальние экскурсии учащихся по древним русским городам, Волге и Северной Двине, на Дон, Урал, в Крым и на Кавказ. Получила развитие изыскательская деятельность школьников по заданиям государственных органов. В основе этой работы лежал краеведческий подход к изучению природы родного края, что значительно расширяло кругозор и сферу приложения сил детей.

После Великой Отечественной войны 1941—1945 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС вновь активизировалась. Особенно широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляли детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР.1

Экскурсия — одна из основных форм культурно-образовательной деятельности в системе школьного и дополнительного образования, в работе музеев и выставочных комплексов. Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма представления коллекций уходит своими корнями в глубокую древность…

В соответствии с современными представлениями, «экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени».2

Главный признак экскурсии — это приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. Следующий характерный признак экскурсии — это коллективность осмотра, вследствие которого в группе, объединенной общим интересом, создается особая психологическая атмосфера, связанная с совместно переживаемыми эмоциями и возможностью обмена мнениями об увиденном и услышанном.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности.

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

Экскурсия и туризм дают ученику - тот ожидаемый результат, ради которого он вступает на туристскую тропу:

а) радостные переживания (эмоциональность);

б) любопытная, полезная информация (познавательность);

в) укрепление здоровья,

г) физическое развитие;

д) яркие впечатления (восприятие);

е) разного рода полезные умения, навыки.

Что дает организация экскурсий и экскурсионная деятельность педагога самому педагогу?

Организация экскурсий и туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма.

Организация экскурсий и туристических поездок для педагога - это не цель, а лишь средство, то есть как бы "нежелательная" часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по "производству" - так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само "производство" туризма обладает огромным педагогическим потенциалом.

Школьный туризм имеет педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников.

Сюда, во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. В непринужденной обстановке, вне школьных стен, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных - непременное условие хорошей работы.

Во-вторых, туризм - отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, "книжных" знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

И в-третьих, если школа полномасштабно использует не только "потребление", но и "производство" туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике - коллективной творческой деятельности.3

Организация экскурсионной деятельности – это условия развития компетенций 4учителя.

Рассмотрим эту взаимосвязь в таблице:

^ Компетенции учителя

Способы влияния экскурсии на компетенции педагога

общепедагогическая компетенция

*экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.

Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока.

* экскурсия - способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

предметная компетенция

* экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства и т.д.

* экскурсия позволяет использовать предметные знания в целях более эффективного воспитания личности во внеурочной деятельности учащихся.

* экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных).

управленческая компетенция

* экскурсия способствует развитию умения учителя проектировать цели, планировать деятельность, прогнозировать ситуации и события, организовывать, корректировать и анализировать полученные результаты;

*экскурсия способствует сотрудничеству учащихся и педагогов

профессионально-коммуникативная компетенция

* экскурсия - форма общения учителя и ученика, при котором происходит обмен информацией, формируется общность чувств, настроений, мыслей, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязь и взаимодействие субъектов на основе их совместной деятельности, эмоциональное взаимопонимание


рефлексивная компетенция

* учитель получает дополнительную возможность в развитии собственных навыков обобщения своей организации экскурсионной деятельности в форме отчета, доклада, подготовки статьи, создания видеофильма или презентации и т.п.


Современное обучение является средством расширения возможностей сотрудничества учителя и ученика и создания совершенно новой культуры обучения.

Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».


1 http://knigitut.net/10/5.htm

2 Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 128.


3 Куликов В.М. Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. - №3 (23). - С.16-24. ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

4 Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. ( http://ru.wikipedia.org/wiki/)