uzluga.ru
добавить свой файл

Аналитическая справка
о результатах инновационной деятельности за период с_2011_по_2012 уч.год__


Полное наименование ОУ _________________ГОУ Лицей №179____________________

Руководитель ОУ ________________Батова Л.А.__________________________________

Инновационный статус ОУ _______ресурсный центр ______________________________

Тема _______________«Образование и здоровье»_________________________________

Этап работы___________________________третий год_____________________________

Научный консультант ______________Спасская Елена Борисовна

Контактный телефон ОУ______________531-45-65________________________________

Адрес электронной почты ОУ____________ anna_obuhovskaya@mail.ru _____________


  1. Описание этапа инновационной деятельности (в соответствии с Программой ОЭР/ Программой проведения исследования/ Инновационной образовательной программой), включающее в том числе:

1. перечень мероприятий;


Период

Наименование мероприятия, Ф.И.О. ответственных лиц

Форма распространения

^ Адресат, наименование распространяемого продукта или опыта

2011

Август










Сентябрь










^ Октябрь (20 октября в 12 часов 45 минут)

«Здоровьесберегающая стратегия на уроках математики». Обуховская А.С.. Закуцкая М.В.

Городской семинар для учителей математики

Для учителей математики

Ноябрь



«Здоровье школьников. Здоровье города». Обуховская А.С.

Научно-практическая конференция Клуба старшеклассников

Для учителей биологии, химии. Для учеников 8-11 классов.

Декабрь

«Здоровый школьник – здоровое поколение». Обуховская А.С., Гузева Г.С.


«Энергосбережение. Водородная энергетика. Нанотехнологии». Обуховская А.С., Бова Н.Л.


«Развитие здоровьесберегающего образовательного образовательного пространства. Европейская сеть школ здоровья». Обуховская А.С., Граур Л.Г.



Научно-практическая конференция учащихся начальной школы. Мастер-класс.


Всероссийская научно-практическая конференция


Всероссийский семинар для учителей английского языка


Для учителей начальной школы.


Для учеников 9-11 классов. Для учителей физики, биологии, химии.

Для учителей английского языка.



2012

Январь

«Помоги себе сам». Тема – «Вирусы». Обуховская А.С., Петрова Л.Н.

Конференция

Для учеников 8-9 классв

Февраль

(11 февраля)

Идея конференции: «Развитие личностного потенциала учащихся – залог здоровьесберегающей деятельности». Тема конференции: «Прошедшее. Настоящее. Будущее». Обуховская А.С.



Научно-практическая конференция для учеников 5-7 классов. Мастер-класс.



Для учеников 5-7 классов. Для учителей. Для классных руководителей.



Март

«Профилактика курения, алкоголизма, наркомании». Обуховская А.С., Проф. СЗГМУ Сологуб Тамара Васильевна


Городской научно-практический семинар «Здоровьесберегающая стратегия интегрированных и бинарных уроков естественно-научной направленности». Не был запрограммирован и проведен в марте.

Волонтерское движение

Для учеников 8-11 классов. Для социальных педагогов. Для классных руководителей. Распространение информации через листовки, брошюры.



Апрель

«Актуальные проблемы педагогики». Конкурс рисунков, творческих работ: стихотворений, эссе. Обуховская А.С., Батова Л.А.


«Гигиена окружающей среды и здоровье человека». Обуховская А.С.


«Международное гуманитарное право. Международный комитет красного креста»



Научно-практическая конференция. Мастер-класс.


Региональная олимпиада.


Районный фестиваль-конференция.



Для учителей. Для заместителей директоров.


Для учеников 7-11 классов.


Для учеников 7-9 классов.



Май










^ В течение года

Консультации





















^ Система поддержки субъектов инновационного процесса:

- сетевое взаимодействие;

- диски с учебно-методическими материалами здоровьесберегающей деятельноси учителей лицея;

- сайт лицея;

- публикации;

- фонд электронной библиотеки «Школы здоровья».

- сотрудничество с социальными партнерами

-участие в конференциях, семинарах разного уровня

- участие в российской сети школ, содействующих укреплению здоровья школьников


^ Эффективность использования ресурсов (кадровых, материально-технических, финансово-экономических и т.п.):

        • кадровых – учителя лицея, социальные партнеры: СЗГМУ им.И.И. Мечникова, НИИ Пастера, Благотворительный фонд оказания помощи ВИЧ-инфицированным детям, больным гепатитами С и В;

  • материально-технических – соляная комната, тренажеры, аппарат Амблиокор;

  • финансово-экономических – победа в приоритетном национальном проекте «Образование» позволила приобрести:

    • Амблиокор

      • Прибор, позволяющий корректировать зрение, осанку, осуществляет тренинг аккамадационной мышцы и мышц опорно-двигательной системы.

    • Дезар

      • С помощью прибора регулярно производится очистка и обезвреживание воздуха в учебных кабинетах и рекриациях.

    • Кабинет химии (мебель, вытяжка, набор химических реактивов)

      • Мебель кабинета обеспечивает возможность занятий в соответствии с требованиями СанПина; наборы химических реактивов позволяют экспериментально, с научной точки зрения, исследовать влияние окружающей среды на здоровье человека, доказать отрицательное влияние алкоголя на процессы жизнедеятельности и др.

    • Тренажеры «Максим»

      • Позволяет отработать механизмы оказания экстренной помощи при травмах, остановке сердца, дыхания. Статистика несчастных случаев свидетельствует, что общая медицинская грамотность, умение вовремя и целенаправленно оказать первую медицинскую помощь, спасает жизнь людей.

    • Тренажеры в тренажерный зал

      • Тренажеры активно используются учениками во второй половине дня, что способствует укреплению и развитию опорно-мышечной системы, профилактике сколиоза, плоскостопия. Анкетирование учеников, посещающих тренажерный зал, свидетельствует об активном формировании у них психологических, физических, эмоциональных профилей благополучия. Наблюдается положительная динамика медицинских исследований, например, спирограмма и др.




  1. ^ Система управления инновационной деятельностью:

- Положение о ресурсном центре

- Положение о работе творческих групп учителей

- Должностные инструкции

- Трудовой договор учителя

- Положение о деятельности клубов в лицее

- положение о научно-практических конференциях, семинарах и фестивалях

- Положение о школьной лаборатории «Профилактика школьной дезадаптации»

- Положение о конкурсе «Учитель года»

- Положение о конкурсе «Ученик года»





Влияние «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов на эффективность инновационной деятельности учреждения:

- активное участие в проведении конференций, семинаров, мастер-классов, проводимых в рамках ресурсного центра;

- стимулирование методической работы;

- активное участие в работе школы здоровья для родителей и школы здоровья для учеников

- осознанная работа по ключевым направлениям ФГОС II, образовательной инициативы «Наша Новая Школа».


Внесенные в программу реализации отчетного этапа инновационной деятельности коррективы и причины, побудившие к изменению хода инновационной работы

Инновационная деятельность лицея обсуждается, корректируется Координационным комитетом.

^ Функции координационного совета:

- Научное сопровождение: девять групп участников – персонал школы с университетов и академий, эксперты организаций;

- ^ Сопровождение участия учащихся и родителей – кураторы детских программ и проектов – учителя, представители родительской общественности, специалисты – социальные партнеры, выпускники школы, кураторы международных проектов и ученических конференций;

- ^ Информационное сопровождение: электронная база данных, методики опроса, библиотека, гайды по ресурсам интернет, конференции и семинары, информационные бюллетени, сайт ресурсного центра;

- ^ Организационные механизмы реализации проекта: план мероприятий, дорожные карты рабочих групп, утвержденный график работы ресурсного центра, родительские и школьные конференции.

Анализ деятельности ресурсного центра обсуждался на заседании координационного совета с социальными партнерами: СПбГМА им. И.И. Мечникова, главный инфекционный врач Северо-Западного региона профессор Т.В.Сологуб, НИИ Пастера, Благотворительный фонд оказания помощи ВИЧ- инфицированным детям, больным гепатитами В и С.


Было решено расширить профилактическую работу с учениками ОУ Калининского района (см. схему)


Профилактическая направленность деятельности





В основу профилактической деятельности положены программы:

- ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН

- ЮНЭЙДС – Совместная программа ООН по ВИЧ\ СПИДу

- FRESH – Формирование ресурсов для эффективного школьного здравоохранения

- SHARE – Программа школьного образования по вопросам здорового образа жизни

- Y-PEER – Сеть обучения молодежи с помощью сверстников

  1. ^ Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности:

  • подготовлены продукты инновационной деятельности:

«Модель эффективного скоординированного партнерства школы в области здравоохранения, направленного на развитие и укрепление районных и школьных инфраструктур для защиты и сохранения здоровья учащихся, поддержки их академических и личностных достижений»

- диски с учебно-методическими материалами

- диски с опросниками (методологические аспекты изучения качества жизни, профилей благополучия)

- диски со здоровьесберегающими технологиями: медико-гигиенические, экологические, здоровьесберегающие, психолого-педагогические, личностно-развивающие, здоровьесберегающие образовательные технологии)

- проекты по профилактике нездорового образа жизни

- проекты, связанные с волонтерским движением

- участие в работе российской сети школ, содействующих укреплению здоровья

- мониторинг здоровья школьников (показатели – состояние сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательной).


^ Эффективность результатов с обоснованием

- анализ данных неспецифических опросников оценки «Качества жизни детей»; стандартизированных опросников учащихся (Self-report), неспецифических опросников родителей, учителей (Proxy-report) позволили:

  • Проводить сопоставления состояния учащихся школы относительно международных и общероссийских данных;

  • Прослеживать воздействие проекта относительно учащихся школы в целом, согласно их возрасту и каждого ученика, с учетом имеющихся особенностей хронических заболеваний.

  • Проводить персонифицированное сопровождение ученика и формировать индивидуальную образовательную траекторию.

  • Отработать безопасный благоприятный режим в школьных классах и комфортной для учащихся школьной атмосферы.

  • Работа школы по данному направлению способствует исследовательской работе и позволяет создать отработанные варианты «Профилей благополучия детей в школе (Profiles)», которые представляют собой доказательные данные оценки воздействия школьной политики, программ и мероприятий на здоровье школьников.


Инновационный характер предлагаемого материала состоит еще и в том, что информация, получаемая при самоанализе учеников дополняется экспериментальной, научно-исследовательской деятельностью учащихся, которые исследуют влияние физической, эмоциональной, экологической нагрузки на сердечнососудистую систему, дыхательную и опорно-двигательную системы, что в свою очередь помогает создать объективную оценку качества жизни учеников.

Использование соляной комнаты, кислородных коктейлей, занятий в тренажерном зале привели к снижению заболеваемости учеников ОРВИ, бронхитами.

Активное включение и отработка здоровьесберегающих технологий привели к учебному прогрессу учащихся, снижению уровня утомляемости в процессе обучения.

Интеграция физической активности в программу учебного дня, развитие культуры здоровтя через систему внеклассных занятий, углубляющих знания о культуре здоровья, поддержании активного образа жизни, разработка и организация системы оздоровительных программ средствами физической культуры способствовали повышению уровня физической активности учащихся, профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

Система тренировки аккомодационной мышцы на уроках и во внеурочное врямя с помощью прибора Амблиокор служит профилактикой снижения остроты зрения.

Росту общей медицинской грамотности учащихся способствовали:

- работа медико-экологического лектория (ученики 8-11 классов)

- волонтеры (ученики 7-10 классов)

- Семинары «Профилактика нездорового образа жизни», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Стресс» и др.

- Школа для учителей позволила повысить компетентность учителей в вопросах здоровьесбережения и здоровьесозидания; способствовала укреплению их физического и психического здоровья.

- Школа для родителей обеспечила эффективную и оперативную помощь родителям для снижения рисков в развитии детей, способствовала созданию системы участия родителей в качестве равноправных партнеров школы по поддержке здоровья ребят и обеспечении их прогресса в образовании.

Деятельность ресурсного центра позволила повысить удовлетворенность образовательно-воспитательным процессом всех субъектов образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, социальных партнеров.

Для учеников, так как:

  • Приобретают устойчивые навыки по обеспечению безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности, профилактики нездорового образа жизни;

  • Повышают физическую, санитарно-гигиеническую, психологическую культуру, что в свою очередь приведет к снижению заболеваемости, травматизма, стрессовых проблем и функциональной напряженности;

  • Активизируется мотивация обучения, желание и способности вести здоровый образ жизни, и как следствие, повышается качество жизни и обучения.

Для учителей, так как:

  • Стимулирует использование инновационных образовательных, психологических, медицинских (неспецифических) технологий , что приведет к мощному импульсу, к развитию педагогической инноватики, культуры самообразования, самовыражения, информационной культуры, культуры здоровья как у учителей, так и учеников;

  • Повышается профессиональное мастерство с использованием интернет - ресурсов, дистанционных форм поддержки;

  • Освоены новые проектно-сетевые формы профессионального сотрудничества, диалога с коллегами;

  • Реализуется возможность проведения семинаров, конференций, в т.ч. в режиме on-line;

  • Формируется потребность и возможность здоровьесберегающей деятельности;

  • Становится более широкой возможность пользования накопленным «банком данных»;

  • Возрастает умение общественной аттестации полученных результатов, в т.ч. через интернет - презентации;

  • Возрастает успешность учителя за счет повышения профессиональной компетентности.

Для родителей, так как:

  • Активно проводится санитарно-гигиеническое просвещение;

  • Активизируется готовность родителей к формированию здорового образа жизни семьи;

  • Становится более осознанным понимание содержания деятельности лицея;

  • Появляется возможность целеполагающего деятельного диалога со всеми субъектами образовательного процесса, формирования содержательного партнерства. Возрастающее качество обучения, комфортность среды и здоровьесберегающая деятельность, занятия спортом, в бассейне, тренажерном зале позволят более осознанно выбирать ОУ.

Для системы образования Санкт-Петербурга - создание районной системы обеспечения здоровья в ОУ как компонента региональной системы, способствует обеспечению здоровья в ОУ Санкт-Петербурга.


SWOT-анализ

Ключевыми направлениями при стратегическом планировании деятельности ресурсного центра являются:

- координация деятельности школы, представители здравоохранения, социальных партнеров, родителей;

- повышение эффективности учебно-методического организационного, кадрового, здоровьесберегаюбщего обеспечения системы образования ОУ Калининского района

- создание системы мониторинга качества жизни учеников

- трансляция опыта по развитию здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды.

Трансляция опыта осуществляется на семинарах, конференциях, мастер-классах, с помощью электронных носителей, сайта лицея, сетевого взаимодействия, публикации.


О востребованности деятельности ресурсного центра свидетельствуют данные, представленные в табл.1 ГБОУ лицей №179

Доказательства востребованности ресурсного центра


Перечень мероприятий, проведенных ресурсным центром в 2010- 2011 уч. г.

Количество мероприятий

Для кого

проводилось

мероприятие

(руководители,

педагоги,

учащиеся)

Количество человек, посетивших мероприятия

Индивидуальные консультации

9

учителя

17

Групповые консультации

4

учителя, зам. директора

22

Мастер-классы

5

учителя

150 (учителя) + 59 (ученики)

Семинары

3

учителя

134 (учителя) + 227 (ученики) - 319

Конференции

5

Учителя, зам. директора, ученики

Учителя 89+10=89, 197 учеников

Городская олимпиада «Гигиена окруж. среды и здоровье человека»

1

ученики

975 учеников

Волонтерное движение

3

ученики

149 учеников
Об устойчивости результатов инновационной деятельности говорят данные:

- разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ в ходе реализации инновационной деятельности.

- разработан пакет исследовательских инструментов совместно с партнерами из области здравоохранения с привлечением родителей, социальных партнеров.

- традиционно, на протяжении ряда лет работала школа здоровья для учителей и школа здоровья для родителей. Разработан план работы школ.

- Рациональная организация урока стала неотъемлемой составляющей урочной деятельности.

- Практически все уроки, проводимые учителями лицея, разработаны с точки зрения инновационных подходов.

- Анкетирование участников семинаров, конференция, мастер-классов свидетельствует о востребованности деятельности ресурсного центра.


При организации здоровьесозидающей инновационной деятельности возможно возникновение рисков (см. табл.)


Таблица. Возможные риски и пути преодоления


риски

устранение

Недостаточная готовность учителей ОУ к здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности

Система обучающих семинаров, круглых столов, тренингов на базе лицея

Отсутствие системы в здоровьесберегающей деятельности. Нет координации действий субъектов образовательного процесса учеников- учителей-родителей с социальными партнерами, в т.ч. с сотрудниками системы здравоохранения.

Принятие управленческих решений, выработка алгоритма деятельности, создание координационных советов.

Не работает системно-образующая структура, объединяющая всех участников образовательно-воспитательного процесса

План по проведению совместных мероприятий. Алгоритм деятельности.

Нет достаточной координации действий с образовательными учреждениями соответствующего профиля через сетевое взаимодействие.

Развитие информационно-коммуникационного поля, например, для реализации системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности и т.д.



Перспективы развития инновационной деятельности

Одним из ключевых положений образовательной инициативы «Наша новая школа», «Петербургская школа 2020», ФГОС II поколения является сохранение и развитие здоровья школьников.

В плане Сети Школ Здоровья в Европе также особое внимание уделяется концентрации ресурсов для эффективного обеспечения здоровья учащихся.

Использование опыта европейских школ здоровья позволит Ресурсному центру и ГБОУ лицею

Войти в европейское образовательное пространство.


Подпись руководителя ОУ ____________________________/___________________/

подпись ФИО

Подпись научного консультанта ________________________/___________________/

подпись ФИО

«_____» ______________ 200____ года