uzluga.ru
добавить свой файл
1

Актуальность проблемы нравственного воспитания


Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка:

урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социальную коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм.

Планирование нравственной работы является значимым в деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Цель школы : «Создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной и воспитательной деятельности»


задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы

в формирования нравственной культуры:

  • формирование способности социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и духовных традиций;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.



^

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур, помощь и уважение окружающих
^

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ .


Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:


Направление « патриот и гражданин»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство

Направление «трудимся вместе»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление «здоровый образ жизни»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: физическое здоровье и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление «природа»

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; бережное отношение к природе


Направление «нравственность»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести; толерантность, представление о вере добре, духовной культуре и светской этике.


^ Виды деятельности и формы занятий в данном направлении:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • участие в проведении внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса в школе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

  • активное участие в делах благотворительности, в общешкольных акциях, акциях милосердия, в оказании помощи нуждающимся.

  • получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);



^

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на всех ступенях образования должно обеспечиваться

достижение обучающимися воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).


Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

^ Первый уровень результатов (начальное звено) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов (основное звено) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов(старшее звено) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.


^ С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • На втором и третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

.^ ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ АКЦИИ


Акция «Первый звонок»

Акция «Милосердие рядом»

Акция «Спорт – это здорово!»

Акция «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Акция «Вечер встречи выпускников»

Акция «Защитникам Родины посвящается…»

Акция «Загляните в мамины глаза!»

Акция «В здоровом теле здоровый дух!»

Акция «Этот День Победы»

Акция «Последний звонок»


Мероприятия проводятся в течение года, в конце определяется уровень воспитанности учащихся, их интересы, а так же психологический климат в коллективе. В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать четкое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование; тестирование; наблюдение; беседы.

Критерии успешности нравственного

образования и воспитания


  • Результаты диагностики нравственной воспитанности– положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям. ДИАГРАММА

  • Результаты диагностики формирования классных коллективов – рост активности и участия классных коллективов в общественной жизни . ДИАГРАММА

  • оценка работы школы ее учащимися и родителями по удовлетворённости воспит процессом - положительная динамика по годам. (Диаграмма удовлетворённости обр и воспит проц.)


1. Во второй части нашего семинара мы представим фрагменты внеурочной деятельности в начальных классах, на которых обучающиеся получают первоначальные представления о нравственных ценностях и важных жизненных ориентиров.

2. В среднем звене мы покажем обобщённый опыт работы школы по формированию нравственных ценностей и жиз ориентиров через общешкольные акции. Это только часть тех акций, которые проходят в течении всего учебного года.

3. В старшем звене вашему вниманию будет представлено заседание круглого стола старшеклассников «Мои жизненные ценности». Ребята сформулируют приоритетные жизненные ориентиры, которые, по их мнению, пригодятся им в дальнейшем.