uzluga.ru
добавить свой файл
1


«Этот прекрасный, ужасный подросток!»

  • Проблемы семейного воспитания


ВОСПИТАНИЕ -

  • Целенаправленное влияние на развитие и формирование личности ребенка, которое начинается еще во внутриутробном периоде, передача социального жизненного опыта, моральных норм и правил от старших поколений младшим.



Цели воспитания:

  • Стоять на страже безопасности ребенка и быть организатором его деятельности;

  • Быть консультантом и оказывать ему помощь;

  • Быть дисциплинирующим началом, указывать ему пределы дозволенного.



Внимание! В семье – подросток!

  • Физическое развитие:

  • Бурный рост и вес,

  • изменение пропорций тела, рост скелета опережает развитие мускулатуры, что приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника.

  • Неуклюжесть, угловатость, неловкость.



Пубертатный кризис

  • Глубокая и болезненная перестройка организма подростка- (гормональная буря)

  • половое созревание:

  • Повышенная активность и неуравновешенное состояние ЦНС – преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

  • Активизируется деятельность эндокринных желез;



Нагрузка на нервную и сердечно – сосудистую систему – перепады сосудистого и мышечного тонуса;

  • Нагрузка на нервную и сердечно – сосудистую систему – перепады сосудистого и мышечного тонуса;

  • Быстрая смена физического состояния и настроения;

  • Бодрость, азарт;

  • Утомляемость, обмороки, снижение работоспособности.

  • Появляется интерес к интимной жизни;

  • Появление половых признаков;

  • Стремление изменить свою внешность.



Психологические особенности подростка.

  • Выход на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества – сравнение себя с другими людьми – взрослыми и сверстниками.



Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками.

  • Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками.

  • Ориентация со взрослых на сверстников;

  • Внешние проявления коммуникативного поведения противоречивы:

  • С одной стороны, стремление быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой.

  • Страстное желание иметь «друга на всю жизнь» с лихорадочной сменой приятелей.



Главное значение получаемых в школе отметок – возможность занять более высокое положение в классе; если такое положение можно занять за счет проявления других качеств – ценность отметок падает.

  • Главное значение получаемых в школе отметок – возможность занять более высокое положение в классе; если такое положение можно занять за счет проявления других качеств – ценность отметок падает.

  • Учителя подросток воспринимает через призму общественного мнения класса.

  • Стремление завоевать авторитет у сверстников и взрослых.



Изменения в характере:

  • Подростки становятся эгоистичными, считают себя центром вселенной, но всегда готовы на преданность и самопожертвование.

  • Иногда их поведение грубо и бесцеремонно, но сами они очень ранимы.

  • Демонстративность поведения;

  • Стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости;

  • Самоутверждение через одежду и другие материальные ценности;

  • Подавление других;

  • Интеллектуальное утверждение.



Реакция эмансипации

  • Стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, людей старшего поколения.

  • Возникает при:

  • Чрезмерной опеке со стороны старших;

  • При мелочном контроле;

  • При лишении минимальной самостоятельности и свободы;



При частых конфликтах по поводу повседневных привычек

  • При частых конфликтах по поводу повседневных привычек

  • ( одежды, времени отсутствия дома, с низкой успеваемостью, не сделанными уроками и т.д.)

  • При повышении голоса до крика, при оскорблениях ребенка, унижение в присутствии значимых ему людей;



Чувство взрослости

  • Подросток претендует на роль взрослого.

  • Внешние проявления:

  • Изменение внешнего облика в соответствии с модой взрослых;

  • В преувеличенном интересе к проблемам пола;

  • Курение;

  • Употребление спиртных напитков и т.д.



Как пережить подростковый кризис?

  • Чутко относиться к потребностям детей:

  • - В самореализации;

  • - В самоутверждении;

  • В общении;

  • В идеале;

  • В дружбе;

  • В любви.

  • Перестроить свое отношение к детям данного возраста: доверять, советоваться, уважать мнение ребенка, выслушать, постараться понять, постараться помочь, стать ребенку самым лучшим другом.



Лучший способ избежать грубости в свой адрес - не нарваться на нее.

  • Лучший способ избежать грубости в свой адрес - не нарваться на нее.

  • Сохранять доброжелательность и спокойствие в контактах с ребенком

  • Не поучать, не читать нравоучений, не делиться своим «богатым»жизненным опытом, говорите кратко и конкретно.

  • Не сравнивать ребенка другими детьми

  • Предлагать, но не навязывать свое видение проблемы.

  • Хотите, чтобы ребенок Вас услышал – не кричите.



Законы воспитания:

  • Воспитание должно быть твердым, спокойным, ласковым, бескомпромиссным, последовательным.

  • Важен личный пример « ребенок – зеркало семьи».

  • Психологический климат в семье – питательная среда для эффективного воспитания.

  • Однозначность требований, поощрений, наказаний.



Раздражение воспитателя провоцирует подсознательный протест, капризы, непослушание.

  • Раздражение воспитателя провоцирует подсознательный протест, капризы, непослушание.

  • Разумное применение запрещений.

  • Обязательное выполнение обещаний.

  • Не использовать ребенка средством разрешения супружеских конфликтов.

  • Сотрудничество – главное средство воспитания.

  • Безусловная любовь к ребенку- основа гармоничного развития личности.